Михаил Колесов - От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции"
Описание и краткое содержание "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции" читать бесплатно онлайн.
«Записки» охватывают период истории Латинской Америки с 1492 года, года открытия Христофором Колумбом Америки, до 1980‑х годов XX века, времени апогея латиноамериканского революционного движения. Жанр работы определяется тем библиографическим материалом, в основном испаноязычным, с которым автор имел возможность познакомиться во время своей стажировки на Кубе (1966–1968 гг.) и преподавательской работы в Никарагуа (1982–1985 гг.). Автор воздерживается от личных оценок и инсинуаций, считая своей задачей познакомить современного читателя, прежде всего, с объективным содержанием истории двухвековой борьбы латиноамериканских народов за свое освобождение. Эта книга предназначена не столько для специалистов–латиноамериканистов, сколько для широкой молодежной аудитории, для которой насыщенный трагическими событиями XX век уходит в анналы истории.
В общем–то — правильные слова. Но здесь уместно было бы добавить, что для Эрнесто Гевары борьба против североамериканского империализма была, прежде всего, его личным делом.
Героев создаёт история, потому что историю делают герои.
Современный российский политолог А. Тарасов в электронной публикации «Памяти Эрнесто Че Гевары» (2001 г.) отметил, что Че поднял образ революционера на небывалую в Латинской Америке высоту — высоту морального величия».[26]
Понять и оценить значение личности Эрнесто Че Гевары, так же как и историческую роль Кубинской революции, можно только в контексте Латиноамериканской революции, начавшейся на континенте в XIX веке. Фидель и Че явились законными и достойными её наследниками в XX веке..
Часть вторая. Латиноамериканская революция
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Археологические культуры американского континента насчитывают от 25 до 7 тысяч лет. Наиболее современные археологические культуры обнаружены на территории так называемой Месоамерики (долина Теуакан в центре Мексиканского нагорья): от VII до II тысячелетия до н. э. Период цивилизации Месоамерики относят к I–IX вв. н. э., более поздний — к X–XV вв.
Этнографические культуры Месоамерики: культура племени ольмеков, город Теотиуакан (вблизи современного Мехико) — 300–100 гг. до н. э.; культура Оахака (объединенные племена сапотеков и миштеков); культура Мичоакан (в XIV в. империя Тариакури); культура Майя («классический» период, 325–925 гг.); культура ацтеков (город Мехико, XIV- начало XVI вв.). Ацтеки и майя, индейские народы, имевшие достаточно развитую цивилизацию, заселяли территорию современной Мексики, полуострова Юкатан, Гватемалы, Гондураса. В южной части континента, инки, подчинившие индейцев кечуа и чибчи, которыми до этого были построены города с развитым земледелием, создали рабовладельческую империю Тауантинсуйо (совр. Эквадор, Перу, Боливия, Чили, Аргентина и Колумбия).
В конце XV века на американском континенте появились европейцы.
3 августа 1492 г. Христофор Колумб (Кристобаль Колон, родился в 1451 г.) вывел свои корабли «Санта Мария» и «Пинта» (190 человек) из португальского порта Палас. «Вняв голосу легенд, Христофор Колумб пустился в плавание на запад Ойкумены через безмерные просторы пустынного океана», — пишет современный мексиканский философ Леопольдо Сеа. Колумб взял с собой книгу Марко Поло, в которой тот красочно описывал богатства страны Синанго, находившейся на 13 тысячах островов в Индийском океане. Через 33 дня его корабли достигли острова Сан — Сальвадор (о. Уетлинг в архипелаге Багамских островов). Адмирал был убежден, что с Багамских островов начинается Япония. 28 октября они подошли к острову Куба, а 6 декабря к острову Гаити (Эспаньола). Здесь был основан порт Навидад. 15 марта 1493 года Колумб вернулся в Испанию.
25 сентября 1493 года началась вторая экспедиция Колумба. Из порта Кадас вышли 17 судов (1,5–2,5 тысяч человек). Океан был пересечен за 20 дней и 3 ноября корабли достигли острова Доминика (Пуэрто — Рико, архипелаг Малые Антильские острова). 5 мая 1494 г. был открыт остров Ямайка (остров Кубу Колумб принял за берег материка). 11 июня 1496 г. Колумб вернулся в Испанию.
30 мая 1498 г. началась третья экспедиция Колумба (6 судов, 300 человек, в основном отпущенные из тюрем уголовники). 31 июля экспедиция достигла острова Тринидад и затем побережья континента (устье реки Ориноко, совр. Колумбия). 20 августа Колумб прибыл на остров Эспаньола (Гаити), где больной был захвачен мятежниками и затем в кандалах отправлен в Испанию в октябре 1500 г. «Прощен» испанским королем.
1502, апрель‑1504, сентябрь — последняя экспедиция Христофора Колумба (150 человек), с участием брата и сына (13 лет). Был открыт остров Мартиника и достигнуто побережье Гондураса. Затем он прошел вдоль побережья Никарагуа, Коста — Рики и Панамы. У острова Ямайка 5 июня 1503
корабль был выброшен на мель. Через год за Колумбом пришел корабль из Испании, на котором он вернулся домой и умер 20 мая 1506 г. Он умер в полной уверенности, что доплыл до Азии с другой стороны.
В начале XVI века экспедиции в Америку предприняли испанцы Педро Алонсо Ниньо, Алонсо Охеда, Висенте Яньес Пинеон, Диего Лепе, Алонсо Велес де Мендоса, Родриго Бастидас, Николас Овандо, а также португальцы Педру Алвариш Кабраль (открывший Бразилию 22 апреля 1500 г.), Гонсалу Куэльо (с участием Америго Веспуччи), Гашпар Кортириал, его брат Мигел Кортириал, Жуан Алвариш и англичане Джон Кабота, после его смерти — Себастьян Кабота.
Америго Веспуччи (1454–1512) — флорентийский купец на службе испанского и португальского королевских дворов — первое плавание в Америку предпринял в 1497–1498 гг., второе в 1499–1500 гг., третье — в 1501–1502 гг. Во время последней экспедиции закончил описание американского побережья от Центральной Америки до Антарктиды. В 1507 г. картограф Мартин Вальдземюллер (Лотарингия) издал сочинение «Введение в космографию» с приложением двух писем Веспуччи и картой двух полушарий, на которой «южный» материк, описанный Веспуччи, он назвал «Америкой». В 1538 г. Герхард Меркатор, фламандский картограф, распространил название «Америка» на обе части континента, назвав одну «Северной», а вторую — «Южной Америкой». По этому поводу Александр Гумбольдт писал: «Что касается имени великого континента… то [это] памятник человеческой несправедливости».
С 1518 г. началось обследование тихоокеанского побережья Южной Америки.
В 1519–1521 гг. португалец Магеллан осуществил кругосветное путешествие и прошел вдоль атлантического побережья Америки, открыв пролив между двумя океанами.
Известные мореплаватели XVI века обследовали побережья и острова Тихого и Атлантического океанов. Английский пират Фрэнсис Дрейк в 1577 — 1580 гг. совершил кругосветное путешествие через Магелланов пролив («пролив Дрейка»). Кругосветные путешествия совершили также пираты англичанин Томас Кавендиш (в 1586 — 1588 гг.) и голландец Оливер Ван — Норт (1598–1601 гг.). Английские моряки Джон Дэвис, Генри Гудзон и др. в поисках пролива обследовали все побережье «Гудзонова залива». В XVI в. проводятся, главным образом испанцами и португальцами, исследовательские экспедиции во внутренних территориях Центральной и Южной Америки. Первые испанцы высадились на полуострове Юкатан в 1511 г., а в 1518 г. была «открыта» Мексика. В 1513 г. испанский отряд во главе с Васко Нуньесом Бильбао пересек Панамский перешеек и вышел на побережье Тихого океана.
Одновременно происходит активная колонизация «Нового Света».
«Они шли с крестом в руке и с ненасытной жаждой золота в сердце», — писал испанский мыслитель XVI века Бартоломе де Лас Касас.
В Испании в это время завершалась реконкиста («священна война христиан против ислама»). За семь лет было возвращено то, что было потеряно восемьсот лет до этого. В 1492 г. (год открытия Америки), после заключения брачного союза Фернанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, была отвоевана Гранада — последний мусульманский оплот. Из страны было изгнано 150 тыс. евреев. Римский папа Александр VI (испанец) объявил Изабеллу госпожой и владычицей Нового Света.
Современный уругвайский писатель Эдуардо Галеано пишет: «Испания обретала свое место под солнцем как самостоятельная держава, вздымая меч, рукоять которого воспроизводила символ христианской веры — крест. Изабелла стала крестной матерью Святой инквизиции. Подвиг открытия Америки нельзя объяснить без учета воинственного духа крестовых походов, царившего в средневековой Кастилии, и церковь оказалась готовой придать священный характер делу завоевания еще неведомых земель по другую сторону океана».
Испанцы застали в Америке в период расцвета теократическую империю инков, власть которой распространялась на территории современных Перу, Боливии и Эквадора, а также на часть Колумбии и Чили. В Мексике к тому времени высокого уровня развития достигла конфедерация ацтеков, а на Юкатане и в Центральной Америке жили наследники великолепной цивилизации майя. Испанское вторжение подорвало основы этих цивилизаций.
Первые испанские поселения появились в 1508–1510 гг. на о. Гаити и на побережье современных Колумбии, Панамы и Коста — Рики. В 1511 году началось завоевание острова Куба (с о. Гаити). По приказу испанского наместника Диего Колона (сына Христофора Колумба) испанский отряд в 300 человек под командованием Диего Веласкеса (с участием Бартоломео де Лас Касас) начал военные действия против индейцев во главе с вождем Атуэем. В 1519 г. Эриан Кортес обнаружил сокровища ацтека Моктесумы II (Монтесумы II) в Мексике.
Император Моктесума получил сообщение о том, что по морю движется «большая гора», из её чрева извергается пламя и вылетает каменный шар. Он решил, что это вернулся бог Кетцалькоатль и встретил испанцев Эриана Кортеса дарами (золотом). Затем они были помещены в столице Теночтитлан в доме, который оказался хранилищем сокровищ. Испанцы вынесли золото из дома и затем его сожгли. За это они были изгнаны из столицы. Но в 1521 г. Кортес вернулся и завалил город трупами индейцев. Позже на развалинах главного храма инков был построен Кафедральный собор.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции"
Книги похожие на "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Колесов - От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции"
Отзывы читателей о книге "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции", комментарии и мнения людей о произведении.