Михаил Колесов - От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции"
Описание и краткое содержание "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции" читать бесплатно онлайн.
«Записки» охватывают период истории Латинской Америки с 1492 года, года открытия Христофором Колумбом Америки, до 1980‑х годов XX века, времени апогея латиноамериканского революционного движения. Жанр работы определяется тем библиографическим материалом, в основном испаноязычным, с которым автор имел возможность познакомиться во время своей стажировки на Кубе (1966–1968 гг.) и преподавательской работы в Никарагуа (1982–1985 гг.). Автор воздерживается от личных оценок и инсинуаций, считая своей задачей познакомить современного читателя, прежде всего, с объективным содержанием истории двухвековой борьбы латиноамериканских народов за свое освобождение. Эта книга предназначена не столько для специалистов–латиноамериканистов, сколько для широкой молодежной аудитории, для которой насыщенный трагическими событиями XX век уходит в анналы истории.
«Народная армия есть сам народ… Армия народного движения есть не вооруженная рука, а сам вооруженный народ».
Моралес заявлял, что между организациями «различной философской ориентации» возможно единство «политической ориентации». Например, существует философское различие между марксизмом и христианством. «Но христианские революционны силы и марксистские революционные силы имеют стратегические цели, политико–стратегические общие цели, тактические общие цели, и, включительно, они, начиная с анализа реальности, придут к планированию как цели созидания социалистического общества, с научным смыслом, научным умом. Понимая социализм с научной точки зрения». Так что, в философии могут быть различия, однако, в политической борьбе идеологические различия не препятствуют борьбе за общность стратегических целей.
17 сентября 1973 г. Рикардо Моралес был схвачен в Манагуа, и 18 сентября было объявлено о его смерти. 19 сентября произошла грандиозная демонстрация молодежи, которая сопровождала их похороны.
Позже «команданте» Джейм Вилок напишет: «История Риккардо Моралеса Авилеса, с любого возможного угла зрения, есть собственная история революционной организации, в которой он участвовал до последнего его часа. …Рикардо Моралес является тем, кто с лучшими условиями до сегодняшнего дня достиг синтеза мысли наиболее передовой и наиболее полной в панораме революционной культуры Никарагуа».
После знакомства с политическим наследием Карлоса Фонсеки Амадора и Риккардо Моралеса Авилеса, как лидеров сандинистской революции на её последнем этапе, становится ясно, что политическая эволюция этой революции, в определенной степени, отразилась на эволюции её руководства. Революционное движение в Никарагуа началось на рубеже 50–60‑х годов c того пункта, на котором она закончилась в начале 30‑х со смертью Сандино. Карлос Фонсека и другие молодежные вожди сандинистской революции прошли свой путь от либерально–христанских иллюзий до марксистско–социалистических идей. Этот путь они прошли не в схоластических дискуссиях, (которые были характерны для «комдвижения» в странах послевоенной Западной Европы), а через партизанские лагеря и сомососовские тюрьмы, через поражения и смерть своих соратников. Наконец, через трагический опыт партизанских движений в странах Латинской Америки 60‑х годов и социалистического правительства в Чили. Фонсека пришёл окончательно к марксизму после пребывания на революционной Кубе, сделавшей свой социалистический выбор. И всё–таки он не был коммунистом, коммунистическая теория для него оставалась, прежде всего, европейским феноменом. Он был уверен в возможности «третьего пути» в латиноамериканской революции, которая реализовала бы идеал национального христианского социализма.
Карлос Фонсека Амадор погиб в бою 7 ноября 1976 года.
Узнав об этом, находившийся в тюрьме Томас Борхе, «одержимый богом ярости и дьяволом нежности», написал очерк «Карлос, рассвет уже не есть напряженное ожидание» (опубликован после победы сандинистской революции), в котором он подробно описал политическую биографию Фонсеки.
«Сегодня для нас и для нашего народа, рассвет перестает быть напряженным ожиданием; завтра, однажды, вскоре засветит неизвестное солнце, которое осветит землю, которую нам обещали наши герои и мученики. Земля с изобильными реками молока и мёда, где расцветут все плоды, за исключением плода бесчестия, и где человек будет братом человеку, и на которой воцарит любовь, великодушие и героизм, и у чьих ворот наш народ, будучи ангелом с охраняющим огненным мечом, воспрепятствует возвращению эгоизма, высокомерия, тщеславия, коррупции, насилия и жестокой и агрессивной эксплуатации одними людьми других.
За это мы боролись, за это проливали кровь Аугусто Сезар Сандино, Карлос Фонсека и сотни никарагуанских патриотов и революционеров».
После победы народного восстания 19 июля 1979 г. в речи на торжественном (символическом) захоронении Карлоса Фонсеки Амадора на площади Революции 7 ноября (в третью годовщину его гибели) Томас Борхе сказал:
«Карлос живет в организации революционной партии, которая называется сейчас и будет называться всегда Сандинистский Фронт Национального Освобождения, которая приведет в свои ряды всех достойных и честных мужчин и женщин Никарагуа. …Карлос «есть солнце нового рассвета».
Среди девяти «командантес», кторые возглавили руководство СФНО лосле победы Никарагуанской революции в 1979 г., — Томас Борхе был единственным человеком, оставшимся в живых из основателей Сандинистского Фронта.
«Томас, Томас! Ни шагу назад!» кричали ему люди. Команданте Томас Борхе, основатель Сандинистского Фронта, наиболее смелый и способный, не обращается к толпе, а говорит вместе с ней. Его речи являются, можно так сказать, созданными всеми, являются не уроками, а беседами. Будучи кусочком народа, от которого он питается, революционный лидер обращает к народу слова,
идеи и свой пыл, которые от народа исходят, и таким образом, продвигается вперед, освящая память, реалии, пути: когда нет дистанции между властью и народом, речь превращается в большую церемонию объединения и составляется так, как действие творчества, непрекращающийся процесс коллективного творчества революции на марше», — пишет о нём бразильский писатель Эдуардо Галеано в предисловии к сборнику речей и выступлений Томаса Борхе «Первые шаги Сандинистской народной революции».
«Мы являемся, по существу, антидогматиками, потому что мы являемся реалистами», — говорил Томас. — «…Вооруженный народ есть истинная демократия».
Выходец из самых низов народа он разговаривал с ним на понятном ему языке, популярно излагая историю и программу Сандинистской революции, её цели и её проблемы. В своей речи на праздновании II годовщины Сандинистской Народной Революции и XX годовщины основания Сандинистского Фронта Национального Освобождения 19 июля 1981 г. он говорил о неотделимости СФНО от никарагуанского народа. «И когда мы говорим о народе, мы не имеем в виду аморфную сумму индивидов, а сознательно организованный народ. Невозможно укреплять революционную власть без развития качественно и количественно народных организаций. Без трудового народа как протагониста и мастера перемен революция останавливается и загнивает, так сказать, перестает быть Революцией».
Никарагуа перестала быть неизвестной точкой на мировой карте, она «интегрировалась в революционный поток нашей эры». Она завоевала авторитет не только в Центральной Америке, не только в Латинской Америке, но и во всём мире. «Мы уже гордимся быть никарагуанцами». Революция перешла границы Никарагуа. «Латинская Америка находится в сердце никарагуанской Революции, и никарагуанская Революция также находится в сердце Латинской Америки».
«Мы создаем новое общество, — говорил Борхе, — в котором с каждым днем будет стыдно быть индивидуалистом, где человек не будет товаром; общество, где трудящиеся будут основной силой развития…»
В других своих выступлениях Томас Борхе разъяснял политическую суть СФНО, основной целью которого является «упразднить до последних остатков эксплуатацию и создать новое общество».
«Революционная партия нового типа не похожа ни в чём на старые и разлагающиеся партии прошлого. Партия, которая не приручена ни страхом, ни оппортунизмом, ни сектантством, ни элитаризмом, ни личными амбициями кого–либо. Партия, которая одновременно имеет гибкую тактику, способна быть непреклонной перед несправедливостью и эксплуатацией и быть нетерпимой с оппортунизмом и другими отклонениями, в которые имеют обыкновение впадать некоторые революционные организации».
Но, кроме всего прочего, это партия, которая умеет действовать.
«Сандинист есть тот, кто заботится больше о народе, чем о себе самом», — считал Борхе. — «Мы должны иметь высшую мораль для того, чтобы быть детьми Сандино».
Сандинистская революция была совершена не только для того, чтобы решить собственные проблемы страны, но и для того, чтобы «сделать шаг вперед в освобождении Латинской Америки».
«Умереть за родину и революцию не есть жертва: есть самая большая привилегия… Жизнь революционера есть вода, превращённая в вино… Жизнь революционера есть солидарность с народом, дисциплина, верность… Народ есть, должен быть для сандинистов как божественный огонь, столь же жизненный как воздух, как вода, как пища. Народ есть для сандинистов корень и горизонт, начало и конец».
Одной из болезненных тем Сандинистской революции, раздуваемой на страницах оппозиционной прессы, стала проблема соблюдения «прав человека». Томас Борхе по этому поводу выступал ни один раз в разных аудиториях, в том числе и за рубежом.
«И политическое руководство этой революции, и правительство, которое сформировало это руководство, приняли непоколебимое и необратимое решение быть на стороне достоинства человека, прав человека», — заявлял он. — «Революция приняла историческое решение никого не расстреливать; в том числе в течение войны, а тем более после победы…»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции"
Книги похожие на "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Колесов - От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции"
Отзывы читателей о книге "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции", комментарии и мнения людей о произведении.