» » » » Дмитрий Федосов - Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века


Авторские права

Дмитрий Федосов - Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века

Здесь можно скачать бесплатно "Дмитрий Федосов - Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЕВРАЗИЯ — ИД Клио, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Федосов - Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века
Рейтинг:
Название:
Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века
Издательство:
ЕВРАЗИЯ — ИД Клио
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-91852-081-9(ЕВРАЗИЯ), 978-5-906518-019-4 (ИД Клио)
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века"

Описание и краткое содержание "Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века" читать бесплатно онлайн.



«Рожденная в битвах» — первое и пока единственное на русском языке многогранное исследование по истории средневековой Шотландии. Автор, старший научный сотрудник Института Всеобщей Истории РАН, дает обзор составных частей Королевства Скоттов, прослеживает развитие единой монархии, феодальных отношений, клановой системы, городов и национальной церкви. Особое внимание уделено раннему становлению шотландской народности и первому, решающему этапу войн за независимость от Англии, увенчавшемуся победой шотландцев во главе с Уильямом Уоллесом и королем Робертом Брюсом. Автор стремился как можно полнее отразить самобытное наследие шотландского Средневековья, в том числе посредством богатого выбора иллюстраций. Знаменательно, что второе издание книги выходит в свет накануне исторического референдума о независимости Шотландии от Соединенного Королевства и в год 700-летия битвы при Бэннокберне.






В XII–XIV вв. в Шотландии не было ничего похожего на коммунальное движение и вообще сколько-нибудь крупных городских волнений. Бурги соблюдали еще большую покорность короне и сеньорам, чем в Англии, и вполне довольствовались своими привилегиями. В XIII в. мэр был у одного Берика,{307} но в XIV в. и другие бурги получили частичное самоуправление. Городские советы, состоявшие почти сплошь из членов торговых гильдий, отныне избирали олдерменов или провостов — под бдительным надзором короля или иного сеньора. Шотландские города были надежным оплотом королевской власти, которая весьма дорожила своими бургами. Этот союз ярко проявился в эпоху войн за независимость и стал одним из условий победы шотландцев.


7. ECCLESIA SCOTICANA

Сразу несколько веских причин побуждают обратить особое внимание на историю церкви в Шотландии. Во-первых, ее исключительная роль в общественно-экономическом развитии страны, в ходе феодализации, освоении земель, а также в культуре. Во-вторых, большое число уцелевших средневековых документов имеют церковное происхождение и содержание: древнейшие хартии шотландских королей обращены к духовенству; из известных грамот Малколма IV (1153–1165) более 75% выдано в пользу клира.{308} В-третьих, как мы видели, церковное держание по ряду признаков существенно отличалось от светского. В-четвертых, шотландская церковь занимала уникальное положение не только на Британских островах, но и во всем католическом мире.

В середине XIII в. шотландец Уильям Бернэм, студент Оксфордского университета, изучая труды английского хрониста Уильяма из Малмсбери и дойдя до описания собора 1072 г., который разделил всю Британию между архиепископами Кентербери и Йорка, пометил на полях книги: «salva Ecclesia Scoticana» (кроме Шотландской Церкви).{309} Английские прелаты выдвигали подобные притязания потому, что Шотландия была единственной страной в Европе, не имевшей духовного примаса. Из двенадцати равноправных диоцезов два подчинялись иностранным митрополиям (Гэллоуэй — Йорку, а Островное или Содорское епископство — Нидаросскому архиепископу в Тронхейме, Норвегия). Но остальные десять — Сент-Эндрюс, Глазго, Данблэйн, Данкелд, Брихин, Эбердин, Росс, Морей, Кейтнесс и Аргайл — находились в привилегированном положении.

Еще в 1176 г. папа Александр III буллой «Super anxietatibus» воспретил королю Англии Генриху II вынуждать шотландских прелатов к присяге, а архиепископу Йоркскому — осуществлять какие-либо духовные права над ними.{310} В 1192 г. последовала булла Целестина III «Cит universi», провозгласившая шотландскую церковь «особой дщерью» Рима (filia specialis).{311} Это означало, что епископы могли, как прежде, посвящать друг друга в сан и держать ответ только перед самим понтификом или его легатом безо всяких посредников (nullo medio). Такой порядок впоследствии неоднократно подтверждался, в том числе всесильным Иннокентием III. Наконец, Гонорий III в 1225 г. предоставил епископам Шотландии право созывать провинциальный собор и избирать из своей среды «хранителя привилегий Шотландской церкви».{312}

Система диоцезов и приходов в основном сложилась к XIII в. Последними образовались епископства Аргайл (1180-е гг.) и Содор (с присоединением Гебридских островов в 1266 г.).{313} Иерархия была традиционной: епископства делились на архидиаконства, диаконства и приходы. Несмотря на формальное равенство всех епископов, диоцезы Сент-Эндрюс и Глазго заметно выделялись богатством и влиянием. В конце XV в. они были преобразованы в архиепископства, а в Сент-Эндрюс в 1410 г. возник старейший университет северной Европы (севернее Кембриджа). Обычная для Англии связь между черным и белым духовенством — существование монашеских общин при кафедральных соборах — в Шотландии встречалась только в двух случаях: в Сент-Эндрюс служили августинские каноники, в Уитхорне (Гэллоуэй) — премонстраты.

Хотя до XIII в. кое-где еще сохранялись полумонашеские килдейские общины{314} как память о древнем кельтском христианстве, новый этап монашеского движения, начавшийся в конце XI в., состоял в основании крупных аббатств, которые имели мало общего с суровыми и неимущими общинами раннего Средневековья. Многие монахи прибывали из Англии и с континента. В создании новых обителей и наделении их землей, угодьями и привилегиями участвовали и короли, особенно Дэвид I, и члены правящей семьи, и магнаты. К началу XIV в. общее число мужских и женских монастырей всех ведущих орденов, кроме картезианского, превысило восемьдесят.{315} Затем оно выросло, но все равно в несколько раз уступало Англии. Были представлены как чисто английский орден гилбертинцев,[75] так и отсутствующий в Англии — валлискаулианцев (от бургундского монастыря Валь-де-Шу), а также госпитальеры и тамплиеры.

Аббатства Шотландии не были столь грандиозны, как Клерво, Монте Кассино или Сент-Олбанс, но при скромных возможностях страны они были прекрасно обеспечены, в чем убеждает пример монастыря Линдорс. К самым видным и почитаемым относились: приорство Сент-Эндрюс, посвященное небесному патрону Шотландии Св. Апостолу Андрею; родовое аббатство Стюартов — Пэйсли; эдинбургское — Холируд; место коронаций — Скон; усыпальница королей — Данфермлин и три пограничных — Мелроз, Келсо и Джедборо. В начале XIII в. в Джедборо жило до пятидесяти монахов, в середине XIV в. в Сент-Эндрюс — около сорока.{316} Для сравнения: прославленные английские монастыри Кентербери и Риво в 1165 г. насчитывали по сто сорок монахов каждый, не считая «братьев-мирян».{317}

Главная церковная подать, десятина, взималась в Шотландии, вероятно, с IX в., но регулярно — лишь с XII. Иногда по желанию дарителя церкви предоставлялась «вторичная десятина» (decima secunda) — дополнительная доля с каких-либо продуктов или платежей, в ряде случаев — 1/8.{318}

Одним из источников обогащения монастырей стала апроприация, т. е. приписка к ним приходских церквей со всеми правами и доходами «для собственных нужд» (ad proprios usus). Линдорс обладал шестнадцатью такими приходами, в том числе двумя английскими, тогда как аббатства того же тиронского устава Келсо и Арброт имели соответственно 23 и 34 приходские церкви. Накануне Реформации шотландским монастырям принадлежало почти 90% приходов своей страны, английским — лишь около одной трети.{319}

С помощью своих огромных доходов клирики вели оживленную хозяйственную и торговую деятельность, в чем обычно превосходили светских сеньоров, и добивались еще большего. Они рубили лес, добывали торф и уголь,[76] выпаривали соль, расширяли пахоту. В распоряжение церкви поступали лучшие по качеству земли, и уровень их обработки был самым высоким. Дошедшие до нас сведения (особенно по картуляриям монастырей Келсо и Колдингем) позволяют предположить, что хотя домениальное хозяйство кое-где сохранялось в существенной мере, к концу XIII в. монастырские домены заметно сократились, будучи разбиты на крестьянские наделы. Очевидно, этот процесс свойствен шотландскому землевладению в целом, хотя проследить его в светских манорах невозможно из-за скудости данных. Ведущим направлением сельского хозяйства в Шотландии повсюду, даже в самых плодородных районах, было разведение скота, преимущественно овцеводство. Именно в этой области аббатства всех орденов наиболее преуспели, особенно цистерцианцы, имевшие в Шотландии одиннадцать мужских и восемь женских общин. Большинство из них значатся в торговой книге конца XIII в. итальянского купца Франческо Пеголотти, приобретавшего шерсть в Британии. Согласно его подсчетам, богатейшее цистерцианское аббатство Шотландии — Мелроз — в год производило пятьдесят мешков шерсти трех сортов (тонкой, среднего качества и грубой). Следовательно, поголовье монастырских овец должно было достигать 13 тысяч, а может, и более, так как Пеголотти, по-видимому, приводил неполные цифры. В перечень включены и монастыри других орденов, но тщательную сортировку шерсти использовали только цистерцианцы. Самой высококачественной и дорогой была шерсть аббатства Купар Энгус: около 1300 г. во Фландрии (список Пеголотти составлен для фламандского рынка) мешок тонкого руна стоил 18½ марок, шерсть второго сорта — 10½, третьего — 9 марок.{320},[77] Монастыри не только выступали первыми в стране производителями шерсти, но и вели прибыльную посредническую торговлю ею, скупая у лэрдов и крестьян и перепродавая итальянцам или фламандцам.

Успешно соперничая со светскими лордами в ведении хозяйства, церковь безраздельно господствовала в сфере культуры и образования. Наиболее величественные памятники шотландского зодчества XII–XV вв. — романо-готические кафедральные соборы в Сент-Эндрюс, Глазго, Эбердине, Элгине и других епископских центрах, а также монастырские (Данфермлин, Мелроз, Арброт, Пэйсли, Джедборо), городские и сельские храмы.{321} К великому несчастью, многие из них были полностью уничтожены или дошли до нас только в печальных руинах после череды английских нашествий вплоть до Кромвеля и, в еще большей мере, после иконоборческих погромов фанатичных приверженцев кальвинистской реформации. По тем же причинам, за редчайшими исключениями, безвозвратно погибли неисчислимые памятники скульптуры, живописи и прикладного искусства, некогда наполнявшие эти храмы и вдохновленные истовой христианской верой их творцов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века"

Книги похожие на "Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Федосов

Дмитрий Федосов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Федосов - Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века"

Отзывы читателей о книге "Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.