Давид Малкин - Жизнеописание малых королей
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жизнеописание малых королей"
Описание и краткое содержание "Жизнеописание малых королей" читать бесплатно онлайн.
Чёрная тень Еху приближалась к Иудее. Слухи о массовых казнях в Изреэле и Шомроне ходили по Иерусалиму. Народ вдруг притих, люди собирались и стояли у входа в Храм, готовые беспрекословно выполнить любое веление жрецов. Ещё вчера даже приглашение на жертвоприношение вызывало обязательное: "А зачем?" Теперь массовый молебен продолжался целый день, прихожане вели себя как дети, верящие, что их судьба зависит от их послушания.
В летописях Танаха подведён итог расправ Еху над королевской семьёй:
И не осталось в доме Ахава никого имеющего силы править.
Впечатление, что дальше в хрониках лакуна, т.е. пропуск. А может, тайна?
В это опасное и неопределённое время Аталия была помазана в королевы над Иудеей, что для меня является ещё одним подтверждением её никакой не демоничности, не потери рассудка, а напротив, характера и ответственности, ибо едва ли кто другой соблазнился бы тогда принять на себя власть над, казалось, приговорённым к смерти Иерусалимом. После всех постигших её семью несчастий она становится во главе перепуганного народа.
Почему же в королевы помазали именно её, Аталию? Как последнего взрослого человека из королевской семьи? Но была ещё Иошева. Навязала она своё правление силой? Но у иврим в до-римскую эпоху было практически невозможно заставить первосвященника провести помазание в короли (Зимри, о котором я рассказал в Третьей новелле – единственный такой случай, да и то не в Иудее, где был Храм, а в маленькой Тирце. Впрочем, если читатель помнит, уже и там у любимца солдат, Тивни бен-Гината, ничего с помазанием не получилось, хотя какое-то время он несомненно стоял во главе Израиля).
Логично предположить, что в тот драматический момент истории Иудеи Аталия стала королевой именно по желанию народа.
Я набросал здесь только конспект своей версии истории королевы Аталии – в эту книгу нельзя вставить роман, как бы ни соблазнял автора сюжет.
Да прольётся поток всех археологических удач Плодородной Радуги на следующего за мной жизнеописателя Аталии, Изевели, Ёрама, обоих Ахазий и Еху бен-Нимши! И может быть, тогда подтвердится версия, которой я связал точки этой роковой геометрии: Ахав и Изевель, Ёрам и его жена Аталия, братья Аталии – Ехорам и Ахазия, их сорок два родственника, перебитые путчистами...
А пока, спрячем под корешок Танаха наши сомнения и продолжим следовать летописи.
Итак, результатом военного переворота в Израиле стало помазание в королевы Иудеи Аталии – дочери Ахава и Изевель. Правила она в Иерусалиме шесть лет. И все эти шесть лет вокруг Аталии кипела борьба профиникийской и антифиникийской групп придворных и жрецов.
В Израиле сторонами в смертельной вражде были Изевель и пророки. В Иудее противников королевы возглавил первосвященник Иояда. Иошева прятала Иоаша и тайком воспитывала его все шесть лет. Иудейские жрецы хранили тайну.
Профиникийскую партию в Иерусалиме возглавлял Матана – верховный жрец храма Баала. Цидонские жрецы здесь вели себя умнее, чем их родственники в Израиле: в хрониках нет ни одного свидетельства вторжения сторонников Баала в иудейские храмы.
Но через шесть лет уже ничто не защитило Аталию, Матану и их сторонников. Долго подготавливаемый заговор пришёл в действие, подобно военному путчу Еху в Израиле.
Вот описание последнего дня жизни королевы Аталии, как оно поведано Иосифом Флавием, который был ближе нас к событиям на целых два тысячелетия:
"На седьмой год Иояда сообщил обо всём пяти командирам сотен и убедил их участвовать в свержении Аталии с престола и передачи последнего ребёнку. Взяв с этих людей клятвенное обещание о содействие, первосвященник получил уверенность, что свергнуть Аталию удастся. Затем те мужи, кого он выбрал в сообщники <...> предприняли путешествие по всей стране, собирая вокруг себя левитов и старейшин племён, и в сопровождении их возвратились в столицу. Первосвященник потребовал от них клятвенного обещания молчать о том, что они узнают <...> Когда присутствующие поклялись, <...> он представил им своего питомца из рода Давида и сказал:
– Вот вам король из того дома, о котором Господь предвещал, что он будет править во все времена. Теперь я прошу, чтобы одна четвёртая из вас охраняла этого мальчика в Храме, другая займёт там все входы и выходы, третья четверть пусть встанет у входа в королевский дворец, а остальные останутся без оружия внутри Храма. Не давайте войти туда ни одному вооружённому человеку, только священнослужителям.
Одновременно он приказал нескольким левитам охранять мальчика с обнажёнными мечами, убивая каждого, кто дерзнул бы войти в Храм с оружием в руках.
Собравшиеся поддержали первосвященника.
Иояда отпер находившуюся в Храме оружейную палату, сооружённую ещё Давидом, и распределил между командирами сотен, священниками и левитами копья, колчаны и остальное оружие. Он выстроил их вокруг Храма тесною стеной, чтобы эти люди могли преградить туда доступ всем чужим. После этого привели мальчика, поставили его в середине круга и возложили на него королевский венец. Иояда помазал его елеем и провозгласил королём. Собравшиеся приветствовали это громкими криками и пожелали долголетия новому королю.
Услыхав такой шум, перепуганная Аталия с отрядом телохранителей кинулась из дворца к Храму. Священники впустили её в Храм, а последовавший за ней отряд задержали. Когда Аталия увидела ребёнка, стоящего у алтаря с короною на голове, она с громкими криками разорвала на себе одежды и приказала убить всех, кто посягает на её власть.
Иояда подозвал командиров сотен, приказал отвести Аталию в Кидронскую долину и там убить, ибо он не желал осквернять Храм <...> Командиры сотен поволокли Аталию к воротам Мулов и там убили".
Конец драмы записан во Второй книге Царств.
И заключил Иояда союз между Господом, королём и народом, чтобы был он народом Господним, и ещё союз между королём и народом.
И пришёл весь народ страны в дом Баала, и разрушили его и жертвенники его. И идолов его перебили, и Матану, жреца Баала, убили перед жертвенниками. И поставил священник стражей в доме Господнем, и взял он начальников сотен и скороходов, и весь народ страны, и они сошли с королём из дома Господня, и через ворота Скороходов прошли во дворец.
И воссел король на престол. И веселился весь народ страны. И успокоился город.
А Аталию умертвили мечом.
Вот мы и заглянули в Танах, но не нашли там фактов, подтверждающих демонизм матери и дочери. Время было злодейское. Всеобщее озверение, начатое походами великих империй: Хатти, Египта и Ассирии показало населению Кнаана ничтожность любой человеческой жизни: вот Изевель правит, а вот её жрут собаки.
Я уже напоминал, что Танах – не свод истории. Тоже и в данном случае, летописец не ставил цели запечатлеть жизни двух древнееврейских королев. Как обычно, цель и смысл сообщения в Танахе – мораль. Не отступайте от Единого Бога! Не слушайте язычников, не тянитесь к их культам – посмотрите, как скверно это кончается.
Не удивлюсь, если из новонайденных "Рукописей Мёртвого моря" мы узнаем, что ни Изевель, ни Аталия не причастны к убийствам в Израиле и Иудее, что они сами – жертвы.
Но будет поздно. Аморальность двух древнееврейских королев уже вошла в фольклор и, увы, не только евреев. Такие роли определила им судьба: Изевели – преследовать "истинную веру", Аталии – убивать собственных детей.
И погибнуть в назидание потомкам.
Несколько слов о приведённых в новелле именах, вероятно экзотических для русского уха. Впрочем, не спешите...
А.И. Солженицын назвал сына Ермолаем, возможно, не ведая, что это имя, как и Еремей, имеет "предком" четвёртого короля Иудеи Ёрама (по другой версии – Ирмияу). А от Аталии "произошли" все Наталии, включая и жену Александра Исаевича.
Однако, этимология имён – не моя тема.
*
Новелла Седьмая
Еху Кровожадный (842 – 814 г.г. до н.э.)
А от грехов Яровама бен-Навата, которыми
тот ввёл в грех Израиль, не отступил Еху.
/Вторая книга Царств, 10-29/
Месяц Тевет. Третьи сутки Изреельскую долину сечёт дождь. Трава с корнями плавает в лужах, слипшаяся листва на деревьях покрыта водяной пеленой – её сдувает ветер. Холодом веет от белых камней, по которым проходит дорога из Гил'ада на запад, к морю. Раннее утро. Туман и сумрак.
На краю долины возникает отряд боевых колесниц. Он движется в направлении селения Изреэль, ещё не очнувшегося от сырого дурмана этой ночи. Возницы ударами скрученных верёвок подгоняют лошадей воины молчат, не перекликаются, как обычно, из повозки в повозку. Они строго держат строй, сжимают в кулаках дротики, и каждый вгляды- вается в горизонт. Сплетённые из прутьев щиты по бокам колесниц защищают возниц и воинов от ветра. Поверх халатов – толстые войлочные плащи. Это – доспехи, и ими же покрываются, ложась спать.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жизнеописание малых королей"
Книги похожие на "Жизнеописание малых королей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Давид Малкин - Жизнеописание малых королей"
Отзывы читателей о книге "Жизнеописание малых королей", комментарии и мнения людей о произведении.