Коллектив авторов - 100 выдающихся полководцев всех времен

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "100 выдающихся полководцев всех времен"
Описание и краткое содержание "100 выдающихся полководцев всех времен" читать бесплатно онлайн.
История человечества неразрывно связана с войнами. Они меняли судьбы народов и государств — и порождали великих воинов. О самых талантливых полководцах и расскажет эта книга.
100 имен. 100 неординарных судеб. Александр Македонский — покоритель половины мира, Атилла — легендарный вождь гуннов, Александр Суворов — полководец, не потерпевший ни одного поражения, император-рыцарь Фридрих I Барбаросса, Орлеанская дева Жанна д'Арк, белый генерал Михаил Скобелев, маршал Победы Георгий Жуков… Гении военного искусства — воспеваемые народом герои и враги человечества — так или иначе каждый из них вписал свое имя в историю…
Не решившись штурмовать хорошо укрепленный город, Олег выдал себя за купца, направлявшегося с товарами в Царьград (так на Руси называли Константинополь). Пригласив Аскольда и Дира посмотреть товар, Олег с помощью дружинников убил их и захватил город. Он присоединил Киев к Новгородской Руси и перенес туда столицу. Так 882 год стал поворотным в судьбе восточных славян — с него русские летописи начинали хронологический отсчет.
Олег перебрался с дружиной в Киев и назвал его «матерью городов русских». Присоединив земли, подвластные киевским князьям, Олег завладел всем великим водным путем. Желая обезопасить его от набегов кочевников и утвердить свое могущество в степях, он построил ряд городков и острожков. Укрепив так юго-восточные границы, Олег пошел на восток и запад от Днепра. В 883 году он подчинил Киеву древлян, велев платить ему дань «по черной кунице с дыма», в 884 году — северян, плативших дань хазарам. Олег обложил их легкой данью, стремясь показать преимущества русской власти перед хазарским игом. По-видимому, благодаря таким действиям Олега в 885 году радимичи сами согласились дань, которую платили прежде хазарам, отдавать киевскому князю. После многолетней борьбы (согласно летописи, 20 лет) Олег покорил дулебов, уличей и тиверцев, расширив владения от Ладожского озера на севере до низовьев Днепра на юге.
Для защиты рубежей государства на границе были сооружены «заставы» — специальные укрепления, на которых несли службу вооруженные дружины.
В 907 году Олег, собрав многочисленное войско из варягов, новгородских славян, полян, чуди, кривичей, северян, древлян, радимичей, уличей, дулебов и тиверцев, снарядил 2000 ладей и двинулся в поход на Царьград. Этот поход Олега, имевший большое значение для Киевского княжества, надолго остался в народной памяти. Летописный рассказ об осаде и взятии Царьграда изобилует подробностями о храбрости и хитрости князя.
Византийский император приказал закрыть городские ворота, поэтому русичи захватили и опустошили пригороды. Затем Олег применил неожиданную хитрость: поставил часть своих кораблей на деревянные колеса. Когда подул попутный ветер, они подняли паруса и «пошли по полю, как по морю».
Испуганный византийский император предложил Олегу мир и богатую дань. Князь принял это предложение. Согласно договору, греки должны были дать по 12 гривен «на уключину» и платить дань на русские города. А еще русские выговорили себе право в течение шести месяцев брать у греков съестные припасы — хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды (месячину), а также сколько угодно мыться в банях. Им разрешалось повсюду торговать беспошлинно. Византийская сторона внесла в договор статьи, согласно которым русские могли входить в город лишь в сопровождении «царского мужа», через одни ворота, без оружия и не более 50 человек.
В знак нерушимости договора Олег прибил свой щит на ворота Царьграда. Так русский князь продиктовал свои условия могущественной Византийской империи.
Сведения о первом договоре Олега с Византией сохранились только в летописном пересказе. Олег возвратился в Киев с богатой добычей, и слава о его удачном походе разнеслась повсюду. Именно тогда народ назвал князя, победившего хитрых греков, Вещим (то есть умным, мудрым, кому все ведомо).
Позже, в 911 году, князь Олег направил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с 907 годом из него исчез пункт о беспошлинной торговле, а Олег именовался «великим князем русским».
Осенью 912 года князь Киевский ходил на север, в Новгород и на Ладогу. Согласно «Повести временных лет», там Вещий Олег погиб от укуса змеи.
Святослав Игоревич — достойный потомок княжеского рода
Когда Святославу (942–972) было 3 года, он потерял отца. Князь Игорь нарушил правила сбора дани с подвластного Киеву племени древлян и был убит ими в 945 году. Овдовевшая княгиня Ольга решила отомстить за убийство мужа и в следующем году направила дружину в земли древлян. По древнерусской традиции, войско, уходившее в поход, должен был возглавлять князь. Так четырехлетний Святослав под опекой отцовского воеводы, варяга Свенельда, участвовал в первом ратном деле. Княгиня Ольга жестоко наказала древлян: их войско было разбито, а город Искоростень сожжен.
После этого имя Святослава Игоревича не упоминалось в древнерусских летописях почти десять лет. Тогда Киевской Русью правила его мать, княгиня Ольга. А юный князь в это время познавал ратную науку под бдительным присмотром воспитателя Асмуда и воеводы Свенельда.
Позже русские летописцы отзывались о князе Святославе Игоревиче как об удачливом и отважном воине: «Не имел он и шатра, но спал, подстелив потник, с седлом в головах, такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: „Иду на вы!“»
В 964 году Святослав Игоревич совершил свой первый поход — на земли славянского племени вятичей, плативших дань хазарам. Вятичи заселяли лесистое междуречье Оки и Волги. Пробыв у них всю зиму, Святослав добился, чтобы они перестали платить дань хазарам и подчинились Киеву.
Весной следующего, 965 года Святослав отправил хазарскому кагану свое знаменитое послание: «Иду на вы!» Хазарский каганат в то время занимал весь Северный Кавказ, Приазовье и Донские степи. Хазария постоянно находилась в состоянии войны с Русью.
Главное сражение русской рати с хазарами произошло в низовьях Волги, на подступах к столице каганата Итилю. Пешие русичи плыли на ладьях, конные дружины шли через печенежские степи, по дороге к ним примкнули печенежские князья. Хазарский каган Иосиф собрал огромное войско. В сражении хазары выстроились по арабскому образцу в четыре боевые линии. Первая — «Утро псового лая» — начинала бой, вторая называлась «День помощи» и состояла из тяжелой кавалерии, третья — «Вечер потрясения» (пехотинцы со щитами) и четвертая — «Знамение пророка», или, как ее называли сами хазары, «Солнце кагана» — конный резерв.
Русская рать двигалась клином, наступая устрашающе медленно для хазар. На острие клина шли богатыри в железных панцирях и шлемах, с секирами в руках. За ними — вся пешая рать. Конница — княжеская дружина и печенеги — держалась на флангах. Каган приказал трубачам дать сигнал атаки. Четыре боевые линии войска хазар одна за другой накатывались на русичей. Но арабская тактика не помогла кагану. Секиры русских воинов вырубили и «Псовый лай», и все остальные линии. В конце концов хазары стали разбегаться, открыв дорогу к своей столице. (Некоторые историки считают, что в баталии под стенами Итиля был убит и сам каган.)
Русичи вошли в пустой город — жители Итиля бежали в степь или укрылись на островах дельты Волги и Хвалынского (Каспийского) моря. Победителям достались богатые трофеи. Город дограбили печенеги, которые затем и подожгли его.
Войско князя Святослава направилось на юг — к Семендеру, древней столице каганата (около современной Махачкалы). Святослав Игоревич разбил хазар и захватил город. Правитель Семендера бежал в горы. Оттуда полководец повел свою рать в степи и объявился уже у Русского (Черного) моря. Там он с ходу взял хазарскую крепость Семикара. А вскоре русичи вошли в Тмутаракань и Корчев (Тамань и Керчь) — города сдались без боя.
Осенью 967 года рать Святослава подплыла на ладьях к Саркелу (Белой Веже), хазарскому городу, для которого крепостные стены спроектировали византийские инженеры. Саркел был взят штурмом с использованием лестниц, катапульт и таранов. Оставив в захваченных землях небольшие дружины, Святослав вернулся в Киев. Так закончился его трехлетний поход на хазар.
Государственные дела князя мало интересовали — он видел себя только на военном поприще. Святослав задумал начать войну против могущественной Византийской империи. Но сначала предпринял поход на греческий город Херсонес (Корсунь), закрывавший путь купцам Киевского княжества в Черное море.
Приготовления Святослава к войне не стали секретом ни для жителей Херсонеса, ни для жителей Царьграда. Византийский император Никифор II Фока решил откупиться от воинственных русичей. Он послал к князю знатного херсонесца, патрикия Калокира, с богатыми дарами — 15 центинариями (около 450 килограммов) золота. Целью миссии Калокира было перенацелить русское войско на дунайские берега, на Болгарское царство.
Однако у Святослава Игоревича были на то свои планы. Он решил расширить границы Руси, сделать Болгарию союзницей в предстоящей войне с Византией и даже перенести свою столицу из Киева на берега Дуная (по примеру князя Олега, перебравшегося в Киев из Новгорода).
В 967 году князь Киевский двинулся к берегам Дуная. Войска русичей были большей частью пешие, в дальний поход они выступили на ладьях, шедших по Днепру, а затем вдоль морских берегов. Своей конницы у князя было мало, но зато большой конницей располагали союзники — печенеги и венгры. Историки, считают, что в свой первый болгарский поход Святослав вел 10-тысячное войско.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "100 выдающихся полководцев всех времен"
Книги похожие на "100 выдающихся полководцев всех времен" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - 100 выдающихся полководцев всех времен"
Отзывы читателей о книге "100 выдающихся полководцев всех времен", комментарии и мнения людей о произведении.