Алексей Макушинский - Макс

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Макс"
Описание и краткое содержание "Макс" читать бесплатно онлайн.
Роман, предлагаемый вниманию читателя, писался с 1985 по 1994 год и был опубликован в 1998 году в издательстве «Мартис» в Москве.
Соблазн написать к нему теперь, через десять лет, предисловие довольно велик. За десять лет многое изменилось и прежде всего сам автор.
Тем не менее я от этого соблазна воздерживаюсь. Текст должен говорить сам за себя, комментарии к нему излишни.
— Сегодня, один-единственный раз, я действительно к вам обращаюсь… вот сейчас, вот здесь, на сцене и наяву… вот на этой сцене, вот здесь…
И это был, действительно, он, Макс, на сцене… не кто-нибудь… это он, Макс, на сцене и наяву, обращался к безмолвной публике, к темному залу…
Это он бросал вызов… это он… наконец-то.
И он был так собран, говорил он впоследствии, как, может быть, еще никогда не бывал… и таким острым было это ощущение присутствия… вот сейчас, вот здесь, вот на сцене… каким, может быть, еще никогда, никогда не бывало…
— Я еще сам не знаю, что я скажу… Я стою здесь один… один на сцене… один перед залом…
И это был совсем, конечно, не он… это кто-то стоял там, на сцене.
И он понимал, разумеется, что один какой-нибудь неправильный жест, неверная интонация, и все сорвется, все рухнет… Но неправильных жестов не было… почти не было, может быть… и только изредка, совсем ненадолго теряя ее, вновь и тут же вновь находил он, в самом себе, эту единственную, эту неподвижную точку… и как будто вновь, тут же вновь поднимаясь над самим же собою, со все обострявшимся ощущением присутствия, исчезая, отсутствовал.
Он был совершенно свободен, короче, полтора часа, на сцене и наяву.
Я же сидел, как зритель, среди зрителей, укрывшись и спрятавшись… и я сам не знаю, теперь, что еще сказать мне об этом спектакле, все-таки, все-таки состоявшемся.
Я помню смех в зале, когда, после краткой паузы, на сцене появился Сергей Сергеевич: принесший свои извинения… я помню вновь смех, когда появилась на сцене Лиза: объявившая, что сейчас ее выход…
Я ждал иного выхода; я дождался его.
Все сбывалось; все было правильно.
Текст пьесы? Да, вот он…
Алексей Иванович… наискось от меня… повернулся ко мне; улыбнулся… кажется… в полумраке.
А ведь и в самом деле было некое сходство, необъяснимое, между ним и Перовым, на сцене, просто Перовым…
И у него, Перова, по-прежнему и на сцене, был, конечно, вид человека, вошедшего откуда-то с улицы…
— Но мы всегда здесь, внутри, где бы мы ни были…
— А там?..
— Никакого там вообще, может быть, нет… вообще, может быть, нет…
— И я никогда, наверное… никогда не выйду отсюда…
— Но если нет никакого там, то нет и никакого, наверное, здесь…
— То есть как — никакого?..
Это Лиза говорила, я помню.
— Ведь вот же… вот эта сцена… вот здесь… и вот зал, и колонны, и, с вашего позволения, зрители… И все это здесь, вот здесь… и мы сами, вот здесь… вот сейчас…
— И хотя мы здесь только играем… мы не могли бы играть, если бы нас здесь не было…
— Нам это только так кажется…
— Может быть…
— И значит, нет ни этого зала, ни этой сцены, ни этих, с вашего… вернее, с их позволения… зрителей…
— А все-таки мы стоим здесь — на сцене, они сидят — в зале…
— Конечно.
И я сидел в зале, конечно, как зритель, вместе со зрителями, и я не знаю, я не знаю по-прежнему, что сказать мне об этом, все-таки, но все-таки состоявшемся, еще раз, спектакле.
Я и пытался, я помню, увидеть его — как зритель, как если бы я ничего не знал ни о нем, ни о пьесе, не писал, не читал ее никогда. Я не мог, конечно, так увидеть его.
И он шел очень быстро, этот спектакль, быстрее, чем шли репетиции, и даже быстрее, или так мне казалось, чем шла та последняя, взятая мною в скобки, генеральная, или проверочная, как иногда называют ее, репетиция, уже никакими замечаниями, обсуждениями, конечно, не прерывавшаяся.
Были, как уже говорилось, побочные, по настоянию Сергея Сергеевича введенные мною мотивы; не в них было дело.
— Да, оставим все это, — говорил, на сцене, Сергей же Сергеевич, — заблуждения чувств, закулисные страсти… Чего, собственно, хотели вы, вашей пьесой, добиться?
— Сам не знаю, — отвечал, на сцене, Перов. — Все это увиделось мне однажды… в одну, очень зимнюю ночь… выход на сцену, уход с нее, может быть… Но в общем…
— Что же?
— Но в общем… речь идет о появлении какой-то иной… совсем иной точки зрения, которая… в заданных нами условиях…
— Вами.
— Простите?
— Вами — условиях…
— Хорошо — мною… которая, следовательно, в заданных… мною условиях, появиться, наверное, и не может… Она взрывает их, эти условия… Ведь мы всегда, всегда с кем-нибудь говорим, где бы мы ни были, что бы ни говорили… Мы выходим из одной роли — попадаем в другую, выходим из другой — попадаем в третью, и… и так далее, до бесконечности… И все всегда превращается, еще раз, в спектакль…
— В таком случае остается лишь замолчать.
— Превосходная мысль.
— Но долго молчать мы не сможем.
— Недолго. До первого смеха.
И взмахнув рукою, почти полный круг, на манер Фридриха, описав ею в воздухе, Сергей Сергеевич, уже много раз виденным мною жестом, вытянув руку и обратив ко всем прочим ладонь ее, с прижатыми друг к другу пальцами, как будто остановил действие, уже… да, уже приближавшееся, в общем, к концу; все замерло; Макс рядом с Лизой; Дима, Аня и Юля; Перов и Сергей же Сергеевич; с неподвижными лицами, в отчасти нелепых, давным-давно, конечно же, отработанных позах стояли они на сцене — нет, не до первого, очень скоро, из глубины зала, послышавшегося, я помню, смеха, но, как и предполагалось, до тех пор, покуда их самих не охватил этот смех. Юля, первой, засмеялась на сцене; затем Дима; затем уже — Макс.
— Вот так, вот так все кончается…
Мария Львовна появилась на сцене.
— Да, — сказала она, — вот так все кончается… И там уже нет никого, за кулисами, вообще никого… И пора уже, в самом деле, заканчивать… Она не появится… здесь, эта… иная точка зрения… никогда не появится…
— Нет, никогда не появится. Здесь все становится спектаклем… что бы мы здесь ни делали, что бы мы ни говорили. Но… по ту сторону всего, что мы говорим, всего, что мы делаем…
— Ничего, может быть, нет…
— Вот именно. Ничего, может быть, нет.
— А значит, нет ни этой сцены, ни этого зала…
— И все-таки мы стоим здесь, на сцене, они сидят в зале, зрители.
Это Лиза говорила, опять-таки.
— По-моему, вы повторяетесь…
Не к Лизе — к Перову.
— Конечно. Ведь уже все сказано.
— И значит… остается лишь замолчать.
— Мы уже молчали.
— Я знаю.
И это был уже почти конец спектакля, уже почти, я помню, финал. И… говорил мне впоследствии Макс… под конец и перед финалом он был уже совершенно, совершенно спокоен. Он не боялся даже сделать какой-нибудь… неправильный жест, например. Даже это уже не имело значения. Ничего уже не имело значения.
— Ну и… что же? — говорила Мария Львовна, обращаясь к нему. — Вы по-прежнему хотите… выйти отсюда?
— Я… я не знаю. Я произношу лишь некий текст, вами… (к Перову…) вами написанный. На самом деле…
— Никакого нет, может быть, самого дела…
— Вот именно. И потому все это… не имеет значения. И все, что мы говорим, и все, что мы делаем… все это, на самом деле, неважно.
— Никакого нет… самого дела.
— Нет… никакого. И я играл сначала одну роль, потом другую… и роль актера, выходящего из своей роли… и роль актера, выходящего из роли актера, выходящего из своей роли… И теперь…
— И теперь вы тоже, конечно, играете…
Сергей, конечно, Сергеевич.
— Какую-то… уже неважно какую роль. Но вместе с тем и по ту сторону всех этих ролей…
— Ничего, как сказано, нет…
— И значит… ничего не играю.
Пауза.
— Ничего?
— Вообще ничего.
— И это тоже лишь некий текст…
— Вами, вами написанный…
— Неважно, неважно…
— Как бы то ни было… (Мария Львовна, подходя снова к Максу…) как бы то ни было и что бы вы ни играли, вам придется все-таки выйти отсюда…
— Сойти со сцены, уйти из театра…
— И это тоже будет лишь частью спектакля… концом и финалом.
— Уйти отсюда вы, конечно, не можете…
— Наоборот.
— Простите?
— Уйти отсюда я, конечно, могу… хоть это и будет лишь… частью спектакля.
— Наоборот.
— Простите?
— Уйти отсюда вы можете… именно потому, что это будет лишь частью спектакля. Ведь ничего… иного здесь быть и не может.
— Пожалуй.
— Ну тогда… что же?.. (Мария Львовна…) разыграем этот финал… ничего не играя…
— Разыграем его, — сказал Макс.
И присев на край сцены, уже свесив ноги, но еще не становясь на пол, к Марии Львовне, опять-таки:
— Мы увидимся с вами… за кулисами… после спектакля.
— И даже раньше…
Сергей Сергеевич, в свою очередь подходя к ним.
— Вам придется ведь снова выйти на сцену… поклониться публике…
— В самом деле…
— Если, конечно, она захочет вас видеть… А теперь давайте, уходите, сходите. Но подумайте, все-таки, что вас ждет там, за этой дверью…
— Пустое фойе?..
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Макс"
Книги похожие на "Макс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Макушинский - Макс"
Отзывы читателей о книге "Макс", комментарии и мнения людей о произведении.