Михаил Барятинский - Panzer III. Стальной символ блицкрига

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Panzer III. Стальной символ блицкрига"
Описание и краткое содержание "Panzer III. Стальной символ блицкрига" читать бесплатно онлайн.
Panzer III — самый известный немецкий танк начального периода Второй мировой войны! Именно его чаще всего можно увидеть в немецкой кинохронике тех лет. Крупный план — бешено вращающиеся гусеницы, перемалывающие пыль европейских дорог! Вот оно — зримое, конкретное воплощение блицкрига!
Между тем, ни в Польском, ни во Французском походах эта машина не составляла большинства в танковых дивизиях Вермахта. Лишь к началу операции «Барбаросса» Panzer III стал наиболее массовой немецкой боевой машиной. Хорошая маневренность, неплохая бронезащита и относительно мощное вооружение позволили этому танку вплоть до 1943 года уверенно противостоять советским танкам на Восточном фронте и английским — в Северной Африке. Но век Panzer III уже был отмерен: возможности модернизации были исчерпаны полностью и в строю немецких боевых машин на завершающем этапе Второй мировой войны места «тройке» не нашлось…
Шаровая установка пулемета MG 34 Kugelblende 30.
Место стрелка-радиста: 1 — прицел; 2 — пулемет MG 34; 3 — головной упор; 4 — мешки с пулеметными лентами; 5 — сиденье.
Двигатель и коробка передач танка Pz.III Ausf.E: 1 — переключатель направления движения; 2 — переключатель передач; 3 — блок выключателей; 4 — карданный вал; 5 — двигатель; 6 — обратный клапан; 7 — ресивер; 8 — главный фрикцион; 9 — коробка передач; 10 — педаль сцепления.
Танки Pz.III Ausf.G в сборочном цеху. Первые две машины вооружены 37-мм пушками, третья — 50-мм.
На десятискоростной коробке передач устанавливался селектор преселекторной (предварительно избранной) настройки переключающего механизма на нужную передачу. Переключение передач соответственно выполненной настройке производилось пневматически. При этом выбор передач и переключение их производились в разное время.
Выбор передачи производился рычажком селектора, находившимся справа от механика-водителя на коробке передач. При изменении положения рычажка новая передача на включалась, а открывались лишь те или иные клапаны пневматической системы — таким образом, подготавливалось включение выбранной передачи. В нужный момент механик-водитель включал передачу, нажимая на педаль. Кроме десяти передач вперед, коробка с пневмо-гидравлическим преселекторным управлением имела четыре передачи назад. Переключение с переднего хода на задний и включение нейтрального положения производилось при помощи рычага реверса. Для выравнивания угловых скоростей шестерен в коробке имелось два центральных синхронизатора.
При применении механического управления главный фрикцион включался обычным способом — педалью, соединенной тягой с выжимной муфтой, а передачи — с помощью кулисы при выключенном главном фрикционе.
Передача вращения от коробки передач бортовым передачам производилась правым и левым одноступенчатыми планетарными механизмами, смонтированными в один агрегат.
Компоновка среднего танка Pz.III Ausf.L: 1 — фара; 2 — курсовой пулемет MG 34; 3 — пушка KwK 39; 4 — маск-установка с дополнительной бронезащитой; 5 — прицел TZF5e; 6 — бронировка вентилятора; 7 — ограждение пушки; 8 — командирская башенка; 9 — ящик для снаряжения; 10 — воздушный фильтр; 11 — топливный бак; 12 — двигатель; 13 — радиатор; 14 — выхлопная труба; 15 — глушитель; 16 — вентилятор; 17 — привод вентилятора; 18 — стартер; 19 — карданный вал; 20 — кожух карданного вала; 21 — сиденье наводчика; 22 — педаль спуска; 23 — сиденье механика-водителя; 24 — кулиса; 25 — рычаг управления; 26 — механизм поворота.
Демонтаж двигателя из танка Pz.III Ausf.J. Восточный фронт, зима 1944 года.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танков модификации А состояла, применительно к одному борту, из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков большого диаметра, двух обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса. Подвеска индивидуальная пружинная.
У танков Ausf. В — D в ходовую часть входили восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков малого диаметра на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенных на четверть- или полуэллиптических листовых рессорах. Различия в подвеске этих танков заключались главным образом в количестве и расположении рессор и амортизаторов. Число поддерживающих катков увеличилось до трех. Гусеница имела ширину 360 мм.
Начиная с модификации Е, ходовая часть состояла из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 520 мм, трех поддерживающих катков диаметром 310 мм.
Подвеска индивидуальная торсионная. Особенностями подвески являлись: крепление неподвижного конца торсиона в специальном пальце, вставляемом в кронштейн; наличие направляющего устройства, предназначенного для разгрузки деталей подвески от боковых усилий; наличие гидравлических телескопических амортизаторов на 1-м и 6-м опорных катках.
Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 21 зубу каждый. Зацепление цевочное.
Гусеницы стальные, мелкозвенчатые из 93–94 одногребневых траков каждая. Ширина гусеницы колебалась с 360 мм у машин модификаций Е — G до 400 мм у более поздних версий. В осенне-зимний период могла использоваться так называемая «восточная гусеница» Ostkette шириной 550 мм.
Тактико-технические характеристики танков PZ.III* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A — С, и соответственно меньшую боевую массу.
** В числителе — для танков, переделанных из Ausf.L, в знаменателе — Ausf.М.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генераторы Bosch GQL 300/12-900RS36 мощностью 300 Вт (Ausf. А — D и Ausf.G), или Bosch GTLN 700/12-1500 мощностью 700 Вт (Ausf.E — F), или Bosch GTLN 600/12-1500 мощностью 600 Вт (Ausf.H — N и Flammpanzer III); два аккумулятора Bosch емкостью 105 А.ч. Потребители: электростартер (для ручного запуска двигателя использовался механический стартер инерционного типа), система зажигания, башенный вентилятор (Ausf. G — N), контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуск пушки.
СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки Pz.III оснащались радиостанцией FuG5, размещенной над коробкой передач, слева от стрелка-радиста. Дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.
Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью ТПУ и светосигнального прибора.
БОЕВЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ PZ.III
Командирский танк Panzerbefehlswagen III
В течение 1938–1943 годов значительная часть танков модификаций D, Е, Н, J и М была выпущена в командирском варианте — Panzerbefehlswagen.
Первой машиной этого типа стал Pz.Bf.Wg.III Ausf.Dl. Внешне он был почти неотличим от линейного танка Ausf.D, но его башня приваривалась к корпусу, а пушка представляла собой макет из дерева и металла. Кроме того, отсутствовал курсовой пулемет. По бортам корпуса были прорезаны дополнительные смотровые щели и бойницы для стрельбы из личного оружия. По периметру крыши моторного отделения устанавливалась рамочная антенна, а на правом борту корпуса — штыревая длиной 1,4 или 2 м. Вооружение танка состояло лишь из одного пулемета MG 34, установленного в башне. Внутри машины были оборудованы рабочие места для командира, офицера связи и двух радистов (помимо них в экипаж, разумеется, входил и механик-водитель). Здесь же имелся складной столик для работы с картами. Наблюдение велось через пять смотровых щелей и стереотрубу, устанавливаемую в командирской башенке.
Командирский танк Pz.Bf.Wg.III Ausf. D1. Польша, сентябрь 1939 года.
На танках в различных комбинациях устанавливались радиостанции FuG 6, FuG 7, FuG 8 и FuG 13. В зависимости от этого имелись три варианта машин: Sd.Kfz.266, Sd.Kfz.267 и Sd.Kfz.268. С июня 1938 года по март 1939-го цеха фирмы Daimler-Benz покинули 30 танков этого типа.
Следующая серия командирских машин из 45 единиц изготавливалась на базе танка Pz.III Ausf.E с июля 1939-го по февраль 1940-го и по конструкции ничем, кроме ходовой части, не отличалась от машин предыдущей версии.
Производство командирских танков такого типа продолжалось вплоть до января 1942 года с использованием шасси Pz.III Ausf.H и Ausf.J. Было выпущено 145 и 30 единиц соответственно.
В дальнейшем конструкция командирских танков изменилась. Их стали переоборудовать из линейных Pz.III Ausf.J с сохранением основного вооружения — 50-мм пушки KwK 38. Демонтировался только курсовой пулемет, а боекомплект пушки сокращался до 75 выстрелов. В результате высвобождалось место для размещения трех радиостанций: FuG 5, FuG 7 и FuG 8. В дополнение к штатным приборам наблюдения на машине устанавливался перископический прибор TSF 1. Такие танки выпускались двумя сериями с августа по ноябрь 1942 года (81 единица) и с мая по сентябрь 1943-го (104 единицы) и поступали в основном во вновь формируемые танковые части войск СС.
Последними командирскими танками стали 50 машин, изготовленных на базе Pz.III Ausf.M с декабря 1942-го по февраль 1943 года. Они вооружались 50-мм пушкой KwK 39 с боекомплектом 65 выстрелов, установленной в уменьшенной маске. В остальном они были подобны машинам Pz.Bf.Wg.III Ausf.J.
Командирский танк Pz.Bf.Wg.III Ausf.Е и командно-штабной бронетранспортер Sd.Kfz.251/3 штаба 9-й танковой дивизии. Восточный фронт, 1941 год.
Командирский танк Pz.Bf.Wg.III Ausf.H с хорошо различимой пальмой на лобовой броне — эмблемой Африканского корпуса.
Штурмовой танк Sturminfanterie-Geschutz 33
Инициатором создания штурмового танка выступил доктор Фердинанд Порше, занимавший до 1944 года пост председателя «танковой комиссии» министерства вооружения и боеприпасов. Он предложил использовать в качестве базы шасси танка Pz. III и смонтировать на нем 150-мм тяжелое пехотное орудие sIG 33 в полностью закрытой броневой рубке. Управление вооружений отнеслось к предложению прохладно, но фирма Alkett зимой 1941–1942 годов взялась изготовить прототип такой САУ.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Panzer III. Стальной символ блицкрига"
Книги похожие на "Panzer III. Стальной символ блицкрига" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Барятинский - Panzer III. Стальной символ блицкрига"
Отзывы читателей о книге "Panzer III. Стальной символ блицкрига", комментарии и мнения людей о произведении.