Татьяна Тарасова - Управление человеческими ресурсами

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Управление человеческими ресурсами"
Описание и краткое содержание "Управление человеческими ресурсами" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие содержит необходимый теоретический минимум, вопросы для самоконтроля, деловые игры, практические ситуации по основным разделам дисциплины. В разделе для самостоятельной работы приведены методические рекомендации по выполнению курсовой работы, примерная тематика курсовых работ и вопросы семинарских занятий.
1. Расскажите об организационной структуре управления персоналом в организации.
2. Каковы функции и задачи отдела управления персоналом?
3. Назовите документы, регламентирующие работу с персоналом.
4. Постройте структуру управления вашей организации.
Тест1. Какие качества и навыки нужны сотрудникам кадровой службы для успешного выполнения своих функций (указать при наличии несколько):
а) компетентность в своей профессиональной области;
б) знание общих законов развития организации;
в) профессионализм в области управления организацией.
2. В организационную структуру продвинутой службы управления персоналом в крупной организации входят следующие подразделения/отделы (укажите что именно):
а) отдел кадров;
б) отдел подготовки кадров;
в) отдел организации труда и зарплаты;
г) бухгалтерия;
д) отдел техники безопасности;
е) отдел социального развития предприятия;
ж) юридический отдел;
з) бюро цен планово-экономического отдела.
3. Выберите из перечисленных ниже элементов те из них, которые не являются подсистемами системы управления персоналом (при необходимости указать несколько):
а) управление стандартизацией;
б) управление нормированием;
в) нормативное обеспечение управления персоналом;
г) управление работой персоналом;
д) управление ресурсами;
е) управление техникой безопасности на производстве.
4. Что включает в себя система управления персоналом (при необходимости указать несколько)?
а) функциональные подразделения;
б) функциональные подразделения и их руководителей;
в) функциональные подразделения, их руководителей и линейных руководителей;
г) общее руководство организацией.
5. Главной задачей службы управления персоналом является достижение соответствия рабочей силы в организации рабочим местам (при необходимости указать несколько)…
а) с точки зрения их количественной сбалансированности;
б) с точки зрения их качественной сбалансированности;
в) с точки зрения их качественно-количественной сбалансированности.
6. Система целей управления персоналом является основой определения…
а) политики организации;
б) стратегии развития организации;
в) состава функций управления персоналом.
7. К основным функциям отдела обучения в кадровой службе организации не относится…
а) организация обучения руководителей, специалистов, рабочих основам рыночной экономики;
б) изучение и обобщение опыта лучших работников;
в) организация производственной практики студентов и учащихся;
г) организация работы по аттестации рабочих мест.
8. К компетенции службы управления персоналом относятся такие функции, как…
а) изменение организационной структуры управления кадрами;
б) осуществление кадрового документооборота;
в) подбор и прием на работу кадров;
г) определение потребностей в повышении квалификации персонала, обучение персонала.
Тема 7 СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Цель занятия: уяснить механизм регулирования социально-трудовых отношений в условиях рынка.
План занятия:
1. Социально-трудовые отношения в рыночной экономике.
2. Рынок труда и его характеристики. Занятость населения.
3. Социальное партнерство как инструмент регулирования социально-трудовых отношений.
Методические указания
Социально-трудовые отношения – это объективно существующие взаимосвязи и взаимоотношения между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью, направленные на регулирование качества трудовой жизни.
Трудовые правоотношения в Российской Федерации регулируются нормативными актами международного уровня (постановлениями и рекомендациями Международной организации труда, Организации объединенных наций, Всемирной организации здравоохранения), федерального уровня (Конституция РФ, федеральные законы, указы и постановления Президента РФ, постановления Правительства РФ, Трудовой кодекс РФ), регионального уровня (законы региональных министерств и ведомств).
Основными принципами правового регулирования трудовых отношений признаются:
− свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
− запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
− защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
− обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
− равенство прав и возможностей работников;
− обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование для гражданина и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
− обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по служебной лестнице (с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности), а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
− обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
− обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
− социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений.
Структурные изменения в экономике отразились на состоянии занятости населения, привели к дестабилизации на рынке труда, которая стала основой для многих социальных конфликтов.
Как в отечественной, так и в зарубежной литературе приводятся различные трактовки понятия «рынок труда». Одним из критериев понимания сущности рынка труда является широта распространения рыночно-трудовых отношений на стадии общественного производства.
Так, одна группа ученых определяет рынок труда как механизм купли-продажи рабочей силы, «совокупность товарноденежных отношений, охватывающих спрос и предложение рабочей силы, ее найм и распределение работников по видам деятельности в обмен на жизненные средства». Другая группа ученых придерживается мнения о том, что рынок труда функционирует не только на стадии обмена, но и на стадии использования рабочей силы. Достаточно актуальны дискуссии о объекте куплипродажи на рынке труда.
Сторонники марксистской трактовки утверждают, что труд не является объектом купли-продажи, т. к. нельзя продать то, чего еще нет. Поэтому на рынке продается не труд, а способность к труду, а следовательно, термин «рынок рабочей силы» является более точным, чем термин «рынок труда». Иной позиции придерживаются авторы, полагающие, что на рынке продается труд, а не способность к труду, и заработная плата – это цена этого труда, его денежный эквивалент. Согласно третьей точке зрения противопоставление данных терминов изжило себя и различие между понятиями «рынок труда» и «рынок рабочей силы» теперь не играет роли.
Принимая во внимание действие большого числа факторов, рынок труда невозможно рассматривать как единый и однородный. Поэтому он чаще всего рассматривается как совокупность отдельных рынков труда (сегментов), каждый из которых обладает своими частными характеристиками. Классифицировать данные сегменты можно по различным признакам:
− по территориальному признаку выделяют общенациональный рынок, рынок субъектов РФ, административных районов, городов и других муниципальных образований, локальные рынки и рынки труда на уровне отдельных (или взаимосвязанных) поселений;
− по отраслевому признаку – рынок труда промышленности, сельского хозяйства;
− по демографическому признаку – рынок женской рабочей силы, рынок молодежи, рынок труда пенсионеров и т. д.;
− по признаку категории наемного работника в общенациональном, территориальных, отраслевых и т. д. рынках труда выделяют рынки рабочих, специалистов, других служащих;
− по качеству рабочей силы – рынки квалифицированных и неквалифицированных работников.
Одним из основных предметов социально-трудовых отношений, реализуемых на рынке труда, являются отношения занятости. В соответствии с российским законодательством, под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им доход. Управление занятостью в практическом плане можно определить как целенаправленное воздействие на рынок труда, расширение спроса на рабочую силу и поддержку эффективного предложения рабочей силы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Управление человеческими ресурсами"
Книги похожие на "Управление человеческими ресурсами" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Тарасова - Управление человеческими ресурсами"
Отзывы читателей о книге "Управление человеческими ресурсами", комментарии и мнения людей о произведении.