» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






между торговлей оптовой и розничной в средние века, занятие

одной оптовой торговлей представлялось крайне мало выгодным и почти невозможным. При всякой попытке сбыть свой

товар оптовый торговец неминуемо должен был встречаться с

членами тех же гильдий. Только им и через них мог он сбывать

свои товары, а это обстоятельство, в свою очередь, ставило его в

самые невыгодные условия по отношению к ним. Вот почему

участники более обширных торговых ассоциаций-ганз, ведущих

международную оптовую торговлю, стараются обычно войти в

число членов также и отдельных местных гильдий для того, чтобы иметь возможность сбывать привезенные ими из других

стран товары на месте не только оптом, что представлялось чрезвычайно невыгодным, но и в розницу. Исследования Белова91 и

89 Кулишер. Эволюция прибыли с капитала. Т. I. С. 243-245.

Речь идет при этом и об оптовой и о розничной торговле.

90 Там же. С. 240.

91 Below в Jahrbucher fur Nationaloekonomie, 1900. ……

352

Кейтгена92 установили тот факт, что в средние века не существовало особого сословия или категории оптовых торговцев, которые не занимались бы совершенно продажей в розницу.

Что касается второго положения, из которого исходит Ку-

лишер, именно, относительно малой действительности законодательных установлений в средние века, то это положение

представляется еще менее доказательным. Правда, мнение, что

именно законодательные меры положили конец еврейской

торговле, разделяется частью и другими исследователями93, однако оно не выигрывает от этого в своей доказательности.

В предшествовавшем изложении, надеемся, нам удалось пока-

зать, что не те или иные законодательные меры, но прежде всего

зарождение национальной торговли в западноевропейских государствах и вместе с тем возникновение самостоятельного

торгового класса, сделавшее посредническую роль евреев излишней, явились непосредственной причиной вытеснения евреев из области торговых отношений. Мы видели, что торговое значение евреев быстро шло на убыль еще в то время, когда специальных законодательных мер, не считая канонических правил, против них никаких не принималось и социальное положение их в общем оставалось еще вполне благоприятным. Специальные законодательные ограничения и воспрещения еврейской торговли начинаются лишь в четырнадцатом столетии, то есть в то время, когда торговая роль евреев

и так уже сошла почти на нет. При этом самое число таких

ограничений было относительно незначительным, так как по

справедливому замечанию Гоффмана94, «исключение

(Ausschluss, правильнее было бы выразиться: отсутствие участия. - А.Т.) евреев из торговли представлялось само собою

разумеющимся». Считаем нелишним отметить здесь обратный факт, именно, что в то время как до четырнадцатого столетия мы не встречаем специальных законодательных ограничений еврейской торговли, можно, напротив, указать от92 Keutgen в Hansische Geschichtblatter, 1901.

93 Так, например, Hoffmann (Der Geldhandel. S. 15) ставит в связь

окончательное прекращение еврейской торговли с начала четырнадцатого столетия с целым рядом последовавших в это время ограничений. Несколько иначе смотрит на дело Каро (s. 589), полагающий, что евреи вынуждены были отказаться от торговых операций вследствие необеспеченности своего социального положения, созданного в

свою очередь отрицательным отношением к ним со стороны церкви.

94 Hoffmann. I, с.

353

12 А. Тюменев

дельные случаи поощрения такой торговли. Так, мы говорили

уже о безуспешной попытке Эдуарда I английского заставить

евреев отказаться от ростовщической деятельности и перейти

к «честному труду и торговле»95. Второй аналогичный случай

имел место в маленьком герцогстве Брабантском. В 1261 году

герцог брабаитский Генрих III в своем завещании (очевидно, благочестивому герцогу при жизни могли еще понадобиться

услуги евреев в качестве ростовщиков) определяет изгнать

из своих владений всех евреев и кавертинцев, за исключением лишь тех, которые будут исключительно заниматься торговлей и откажутся от ростовщичества и залоговых операций96. Неизвестно, было ли приведено в исполнение завещание герцога, и если было, то привело ли оно к положительным результатам. То и другое, впрочем, представляется крайне

сомнительным.

Сошлемся еще на тот факт, что все канонические правила

и постановления, все попытки отдельных представителей церкви воспрепятствовать торговле евреев некоторыми продуктами оказывались совершенно бессильными, пока евреи играли видную и необходимую роль в торговле. Напротив, именно с потерей ими торгового влияния наступало и общее ухудшение их социального положения97. Точно так же, как мы

показали это выше, не изменившееся отношение к евреям со

стороны правящих кругов и не какие-либо предпринятые

этими последними специальные меры повлекли за собою

перемену в экономическом и социальном положении евреев, а, напротив, именно изменившиеся экономическая роль и

характер экономической деятельности евреев имели своим

следствием и коренную перемену в отношении к ним со стороны власти.

На основании всего сказанного мы можем, таким образом, признать попытку Кулишера теоретически доказать активное

участие евреев в торговле второй половины средневековья

95 См. выше, стр. 282.

96 Aronius, № 669.

97 Зависимость изменения социального положения евреев от потери ими торгового влияния и перехода их к ссудным и ростовщическим

операциям и параллелизм между условиями экономической и социальной жизни евреев особенно наглядно показаны на основании богатого материала из жизни кельнских евреев в статье Honiger’а в

Zeitschrift fur Gerschichte der Juden in Deutschland. Band I. S. 94 f.

354

неудавшейся. С одной стороны, монополизация торговли в руках гильдий оказывалась достаточно полной, чтобы не оставлять места для торговых операций евреев; с другой же стороны, вопреки его мнению, и законодательные меры и ограничения точно так же оказывались в данном случае вполне действительными, так как являлись не более, как законодательным подтверждением и закреплением существующего факта.

Обратимся, однако, от этих общих теоретических соображений к тем фактическим данным, какими Кулишер думает

подтвердить свой взгляд. Прежде всего он ссылается на грамоты , полученные евреями в течение тринадцатого столетия

от герцога австрийского и от правителей других восточных

пограничных с Польшей областей Германии98. Однако именно эти грамоты, устанавливающие до мельчайших деталей

порядок и условия производства евреями ссудо-залоговых

операций, как мы видели, в то же время ничего не говорят о

торговых правах евреев, ограничиваясь указанием, что евреи

должны уплачивать пошлины наравне с другими. Все, что

можно вывести на основании этих грамот, - это лишь факт

постепенности замирания еврейской торговли в направлении с запада на восток, на что мы и обращали в свое время

внимание. Наиболее поздней из этих грамот является силезская привилегия 1295 года. Только здесь, в отличие от прочих грамот тринадцатого столетия, находим наряду с пунктами, посвященными денежной торговле и залоговым операциям евреев, и пункт, определенно разрешающий им торговлю

всякими товарами”. Такое специальное упоминание в силезской грамоте относительно еврейской торговли объясняется

прежде всего наиболее восточным пограничным с Польшей

положением Силезии, благодаря чему еврейская торговля и

могла удержаться здесь несколько дольше, нежели в остальных областях Германии. При оценке грамоты 1295 года необходимо, кроме того, иметь в виду, что она являлась лишь повторением и подтверждением ранее данных грамот и что, таким образом, трудно судить, насколько содержание ее соответствовало в то время действительности. Самый факт разрешения торговых операций, равно как и воспрещения, вовсе

еще не доказывает соответствия такого разрешения или воспрещения действительным существующим в жизни отноше98 Кулишер. С. 38.

99 Stobbe. S. 303.

355

12*

ниями100. Не следует упускать из виду, что и в силезской грамоте пункты, касающиеся залоговых операций евреев, решительно доминируют над пунктами или, точнее, над пунктом, посвященным торговле. Именно этот самый факт особого внимания, уделяемого грамотами тринадцатого столетия ссудозало-

говым операциям, является лучшим показателем полной перемены, происшедшей в экономическом положении и в экономической деятельности евреев. Если торговая деятельность евреев в наиболее восточных и отдаленных местностях империи и


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.