» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






первого крестового похода поворот в их судьбе не только

уже начался, как во Франции и Англии, но уже вполне успел

определиться и завершиться.

Как бы то ни было, но, во всяком случае, непосредственными

причинами утраты евреями прежнего торгового значения и

последовавшей в связи с этим общей перемены в их экономическом и социальном положении мы должны признать развитие более активной торговли и возникновение самостоятельного торгового класса, с одной стороны, и оживление международной торговли, вылившееся в форму образования обширных

торговых союзов - ганз. Перед деятельностью этих могущественных союзов евреи, игравшие до этого времени, как мы

видели, роль не столько торговцев в собственном смысле, сколько

комиссионеров по снабжению требуемыми товарами и прежде

всего предметами роскоши отдельных представителей светской

и духовной аристократии, естественно, сразу же должны были

совершенно стушеваться, уступив им поле действия.

К каким же профессиям могли и должны были обратиться

евреи, вытесненные из области торговой деятельности? Менее

всего, конечно, к земледелию и к сельскохозяйственной деятельности, чуждой, как мы знаем, евреям диаспоры вообще и

тем более евреям-купцам и денежным торговцам, какими являлись прежде всего евреи, жившие в городах средней и северной

Европы. Ремесло, как мы на это обращали внимание, представлялось не менее чуждым для них родом деятельности. Люди, посвятившие себя торговой профессии, вообще не склонны к

личному, по крайней мере, участию в производительном труде.

А именно такое только участие и мыслимо было в средневековую пору. Евреи проникли в среднюю Европу в качестве торговцев, при этом чем далее проникали они в северном и восточном направлениях, тем определеннее должны были выступать

334

торговые цели и задачи в качестве побудительных мотивов

переселения. На той ранней ступени экономического развития, на какой стояла средневековая Европа, только торговец мог

иметь и достаточные поводы и склонность к дальним странствованиям и переселениям. Мы видели, с какой быстротою

распространились евреи в Англии и в особенности в Германии. Здесь мы находим их ранее осевшими в восточных, следовательно, более удаленных областях, нежели в центральной и в

западной Германии. И нам известно в то же время, что почти

все евреи в городах восточной Германии были едва ли не поголовно торговцами. Обычное в десятом-одиннадцатом столетиях выражение Judaei id est mercatores (евреи есть торговцы) чаще всего применяется именно к германским евреям.

Указанным характером еврейской эмиграции в страны средней и северной Европы и следует прежде всего объяснять то

обстоятельство, почему земледельческие занятия и ремесленная профессия встречались среди западноевропейских евреев в средневековую эпоху лишь на более старых, восходящих

еще к римскому времени местах их поселений, именно, в Италии, Испании и в меньшей степени в южной Франции. Напротив, чем далее от древнейших мест еврейских поселений в

Западной Европе, тем определеннее выступает торговля в качестве их преимущественного рода экономической деятельности и тем менее в то же время должны были они проявлять

наклонности к производительному труду и производительной деятельности. Цеховая замкнутость и недопущение евреев в ремесленные цехи, правда, действовали в том же направлении, исключая для евреев возможность занятия ремесленным трудом, но не в них заключалась основная и главная

причина, как обычно принято думать30, малого распространения среди евреев средневековой Европы ремесленной деятельности. В Италии, где торговля не занимала такого исключительного места в жизни евреев, мы встречаем много евреев, занятых в ремесленной промышленности; напротив, для евреев средней Европы в течение средневековой эпохи ремесло

оставалось совершенно чуждым и несвойственным занятием, причем если во Франции еще попадаются отдельные упоминания о ремесленниках-евреях31, то ни относительно гер30 Ср., например, Gudemann. Geschichte… der Juden in Italien.

S. 67-68.

31 См. выше стр. 296.

335

манских, ни относительно английских евреев мы даже и таких случайных сообщений не встречаем.

Но раз евреи, усвоившие себе торговые привычки и наклонности, не имели более возможности заниматься торговлей, раз они в то же время, с другой стороны, не имели склонности ни к земледельческому, ни к ремесленному труду, то

для них оставался только один путь, именно, профессия менялы, банкира, ростовщика, словом, занятие денежной торговлей

в различных ее формах. Переход их именно к этой профессии представлялся тем более естественным, что в средневековые времена между торговыми и разного рода денежными

операциями существовала тесная связь. Торговые дома занимались в более или менее обширных размерах одинаково и

ссудными операциями, банки при всяком удобном случае

пускали свои капиталы непосредственно в торговые обороты.

В частности, на примере самих евреев мы могли видеть, что

они сплошь и рядом совмещали товарную торговлю с денежной. Мы видели, например, что еще в конце десятого и начале

одиннадцатого столетия многие майнцские и вормские евреи, принимая сами непосредственное участие в торговле на кельнской ярмарке, в то же время ссужали капиталами своих менее

состоятельных соплеменников и товарищей по торговому классу32. Другой подобный же случай совмещения торговых и денежных операций представляют также приводившиеся выше

примеры еврея из местечка Карта33 и еврея Иуды (Германна) из Кельна34. В особенности, надо полагать, такое совмещение

двух близких профессий в одном лице должно было часто

встречаться среди английских евреев еще с конца одиннадцатого столетия.

Если в области торговли благодаря монопольному положению, занятому торговыми товариществами, для евреев не

оставалось места, зато обширная область денежных спекуляций всякого рода для них в это переходное время представлялась еще широко открытой. В этой области они могли

встретиться с конкуренцией только со стороны богатого духовенства. Как во все времена и у всех народов храмы являются обычно первыми местами накопления более значительных первоначально непроизводительно лежащих богатств, 32 См. выше стр. 288.

33 См. выше стр. 288-289.

34 См. выше стр. 278 и 289.

336

то же самое видим мы и в эпоху раннего средневековья. И здесь

точно так же монастыри, равно как и казнохранилища более

значительных и выдающихся архиепископий и епископий, благодаря разного рода сборам в пользу церкви, с одной стороны, благодаря добровольным пожертвованиям и вкладам на хранение, с другой - уже очень рано успели накопить значительные денежные суммы, которые далеко не всегда лежали праздно, но нередко при удобном случае пускались в оборот, находя применение как в ссудных операциях, так и в денежных

спекуляциях иного рода35. В области денежных операций евреи, таким образом, с самого начала, за исключением только, как мы уже знаем, Италии, в общем могли встретить со стороны остального населения лишь относительно слабую конкуренцию36. Мало того, в этой области они оказывались даже в

более благоприятном положении, нежели их конкуренты из

христиан, в виду воспрещения христианам церковными каноническими правилами взимать проценты и заниматься ростовщичеством37.

Тот же самый факт развития и подъема торговли, который

сделал торговую роль евреев и их участие в торговых операциях излишним, в то же самое время в высокой степени должен был увеличить спрос на деньги и, таким образом, впервые

создавал постоянную основу для развития кредитных опера35 Относительно денежной торговли духовенства в средние века

см. Neumann. Geschichte des Wuchers in Deutschland. 1885, passim; также в особенности соответствующую главу у Hoffmann’a: Der Geldhandel. S. 35-44 и ранее s. 26 f., где собран по этому вопросу

очень обширный материал.

36 Лампрехт отмечает еще сверх того денежную спекуляцию представителей светской знати и различает даже три эпохи в развитии

залоговых операций в Германии, полагая, что в двенадцатом столетии

этого рода операции производились по преимуществу духовенством, в тринадцатом - представителями светской знати и, наконец, только в

четырнадцатом столетии евреями (Lamprecht. Deutsches Wirtschafsleben im Mittelalter. Band. I, 2 Halfte. S. 1444 f.). Однако вряд ли вообще

когда-либо залоговые операции знати отличались особенно обширными размерами. Напротив, как показывают данные относительно

денежной торговли знати, эта последняя имела место лишь в относительно редких случаях и притом, по большей части, в замаскированной форме (Hoffmann. Der Geldhandel. S. 44-46).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.