» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






47 Lex romana visigothorum, XII, 3, 21. - Monumenta Germaniae, Leges. Sectio I. Lib. I. P. 450.

48 Graetz. Geschichte der Juden (3 Auflage). Band V. S. 129 f.; B6darride. P. 30 suiv, 40, 52 suiv.

49Marii Aventic. chronica (ed. Wilh. Arndt. Leipzig, 1878. S. 16).

245

VII столетии 90 ООО человек, а таких было меньшинство50. Известна роль, какую сыграли евреи в завоевании испанского

полуострова арабами. Овладение городом Толедо, столицей

вестготского королевства в значительной степени было облегчено изменой со стороны живших в нем евреев51. Евреи и в

других случаях повсюду оказывали завоевателям деятельную

помощь. «Отряд, отправившийся в Эльвиру, - рассказывает

мусульманский источник, - осадив ее столицу, взял ее приступом и вверил охранение города гарнизону, составленному из

евреев и мусульман. Так поступали везде, где находили евреев, исключая Малаги, столицы Рейи52, потому что там ие было найдено евреев, и сами жители все разбежались»53. За свое содействие победителям-арабам испанские евреи были вознаграждены сторицею, и Испания в течение всего времени мусульманского господства в ней сделалась, как известно, для евреев новой обетованной землей.

Еврейская диаспора, таким образом, в меровингскую эпоху

прочно утвердилась в Италии и Испании и распространилась

на Францию и отчасти на британский полуостров. В собственно германские и тем более в славянские земли евреи в эту

эпоху, по-видимому, еще не проникали54.

Рядом с распространением еврейской диаспоры и с появлением евреев в таких областях и местностях, где они до того

времени не встречались и, во всяком случае, не образовали сколько-нибудь значительных поселений, в описываемую эпоху мы, как уже сказано, наблюдаем и заметные перемены в экономическом положении и в условиях существования еврейства диаспоры. И первый факт, который обращает при этом на себя

наше внимание, это факт значительно большего распространения в их среде землевладения и отчасти земледелия по сравне50 Dozy. Histoire des musulmans d’Espagne. Leyde, 1860. Т. I.

51 См. хронику en. Луки: Echott. Hispaniae illustratae scriptores varii. Т. IV.

52 Здесь Малага ошибочно названа вместо Архидоны.

53 Akhbar - Madjmoua (Manuscr. de Paris, anc. fonds, № 706), французский перевод помещен в IV главе первого тома Recherhes sur l’histoire et la littirature de l’Espagne pendant le moyen age, par R.

Dozy (Leidc, 1860. 2 edition).

54 К этой же эпохе относится расцвет хазарского царства на далеком востоке, по берегам Волги, в котором евреи, как известно, занимали влиятельное положение. Однако рассмотрение судеб хазарских

евреев не входит в нашу задачу.

246

нию с римской эпохой, когда то и другое встречалось лишь в

редких, исключительных случаях.

Земледелие по-прежнему оставалось главным занятием евреев на их древней родине55. При этом, по-видимому, в среде

сельского населения существовали те же порядки и отношения, как и до этого, и крупное землевладение все еще являлось

господствующей формой хозяйства. Каких размеров достигали здесь хозяйства отдельных лиц можно видеть, например, из

того факта, что один из богатых палестинских землевладельцев оказался в состоянии принять и прокормить у себя императора Ираклия со всем его войском56. На остальном Востоке, как и в предшествовавшую эпоху, мы почти не встречаем указаний на еврейское землевладение или на занятие евреев земледелием57. Приведенное выше сообщение Веньямина Тудель-

ского о евреях-земледельцах в окрестностях горы Парнаса относится уже к значительно позднейшему времени58. Зато тем

большее значение успели получить евреи в промышленной

жизни восточной империи. Выше мы говорили уже о той роли, какую играли они в шелкопрядильной промышленности и красильном деле в Византийской империи почти с самого возникновения там этой отрасли промышленности.

Иную картину представляла в это время жизнь евреев в

пределах бывшей западной империи. Здесь, по-видимому, в связи

с общим упадком городской жизни, евреи все чаще вынуждены

были обращаться к земледельческому хозяйству. В Италии

евреи-землевладельцы встречались еще в конце шестого столетия. О таких евреях-землевладельцах в местечке Луни (в Тоскане) идет, например, речь в письме папы Григория местному

епископу. При этом хозяйство на их землях велось, по-видимому, преимущественно трудом крепостных, и папа разрешает

сомнение своего корреспондента относительно допустимости

55 Согласно данным новеллы Юстиниана De Samaritis (Nov. CXLIV, с. 2), число крестьян-земледельцев (rustici) в области Самарии было

столь значительно, что сборы с них составляли заметную величину в

общей сумме государственных доходов.

56 Факт этот имел место в первой половине седьмого столетия.

См. Theophanes: Chronographia (ed. Bonn), I, 504 sq.

57 Упоминаемый в одном из респонзов гаонов случай занятия пчеловодством (Respons. Gaonijn, № 230) сюда не относится. Интересно, что и в городских куриях в Византийской империи евреи появлялись

лишь в относительно редких случаях (forte), см. Nov. XLV, praefatio.

58Benjamin. Tudel. Itincrarium, I, 16.

247

зависимого положения по отношению к евреям колонов-хрис-

тиан в положительном смысле, высказываясь лишь против

приобретения евреями христиан-рабов59. В другом письме того

же папы упоминаются евреи-колоны, живущие на церковных

землях в Сицилии, причем этим колонам обещается, в случае

обращения в христианство, понижение сбираемого с них оброка60. Вряд ли, однако, на основании этих отдельных и отрывочных данных, содержащихся в корреспонденции папы Григория, можно говорить о широком распространении еврейского землевладения и тем более земледелия в Италии. Несмотря на

отдельные случаи обращения итальянских евреев к земледелию и земледельческому хозяйству, это последнее все же, по-

видимому, по-прежнему продолжало оставаться в общем чуждым для них занятием. По крайней мере, с конца шестого столетия и до половины десятого столетия, то есть в течение более

чем трех с половиной столетий, мы вновь ничего не слышим о

еврейских земледельцах и землевладельцах в Италии61. Равным образом и относящееся к половине десятого столетия сообщение одного еврейского источника о евреях-земледельцах

в окрестностях Рима62 представляет едва ли не единственное

59 Gregorii Magni. Epistolae IV, 21; Gudemann (Geschichte des Erziehungswesens und Cultur der Juden in Italien. S. 16) чрезмерно

переоценивает значение этого сообщения письма Григория о евреях-

землевладельцах, когда на основании его данных заключает, что почти все земледелие северной Италии находилось в их руках.

60 Ibid., II, 38; ср. V, 7.

61 Ср. И. Шиппер. Возникновение капитализма у евреев Западной Европы. С. 66. Предположение самого Шиппера (стр. 15), видящего причину исчезновения еврейского землевладения в исключении их из марки, в которой они до этого состояли будто бы равноправными членами, результатом чего в свою очередь явилась усиленная продажа ими земель и приобретение ими в связи с этой продажей впервые значительных денежных богатств, совершенно произвольно и ничем не обосновано и потому не выдерживает критики.

Ср. С.М. Гершберг. Очерк положения евреев в Меровингской Галлии. - Сборник в честь пр. И.М. Гревса. С. 308-310.

62 Vogelstein und Rieger. Geschichte der Juden in Rom. Band I.

S. 147. Что касается риторических оборотов относящейся к тому же

времени, но изданной с именем пророка Илии книге «Tana debe Elijahu» (вроде, например, следующего: «кто имеет сто домов, сто

виноградников, сто полей, да оставит все это и обратится к дому божьему»), то последние уже в силу самого своего риторического характера вряд ли могут быть признаны отражением действительно су248

исключение за все последующее время63. Если, таким образом, земледельческое хозяйство и приобрело в описываемую эпоху

некоторое значение в экономической жизни итальянских евреев, то впоследствии оно, по-видимому, вновь утратило это значение и, во всяком случае, не получило дальнейшего развития.

Что касается франкского королевства, то сюда, даже в соседние с Италией южные прибрежные местности, евреи проникли еще слишком недавно для того, чтобы могла идти речь о

еврейском землевладении или земледелии. Только на границе

со следующей каролингской эпохой встречается первое известие о еврейском землевладении в окрестностях пограничного с

Испанией, незадолго до того освобожденного от власти испанских арабов города Нарбонна. В письме к архиепископу нарбон-

нскому, писанному между 768 и 772 годами, папа Стефан III жалуется на благоприятное положение, каким пользуются евреи этого города, и на предоставленное им право наследственного землевладения в городских предместьях и в прилегающих сельских местностях. При этом папу особенно возмущает

то обстоятельство, что еврейские поля и виноградники обрабатываются христианами64. Возникновение еврейского землевладения в области г. Нарбонна восходит, как надо думать, еще ко


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.