» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






В массах господствовало в связи с этим глухое недовольство против богатых землевладельцев, живших в большинстве случаев в городах77. В 352 году это недовольство разрослось в настоящее возмущение со стороны доведенного до

отчаяния различными поборами земледельческого населения78. Крупные землевладельцы Палестины не ограничивались, однако, поборами с зависимых от них земледельцев.

Они, по-видимому, вели и собственное хозяйство. Так, в начале пятого столетия, в рассказе об открытии тела пророка

Захарии, мы встречаем христианина-раба, обрабатывающего

поле иудейского собственника79.

Около того же времени под 418 годом встречается упоминание и о евреях-землевладельцах в западной половине им74 Тас. Hist. V, 8.

s . 75 Обстоятельную картину земледельческого хозяйства Палести-

ipi даст Н. Vogelstein (Die Landwirtschaft in Palastina zur Zeit der ^fisnah. I Tcil. Der Getreidebau. Berlin, 1894).

76 Graetz. Band IV. S. 29.

rJ 77 Ibid. S. 75.

78 Ibid. S. 340 ff.

79 Baronius. Annales Eccles., ad. 413.

199

перии. В портовом городе Магоие на Минорке, одном из Балеарских островов, существовала в это время довольно значительная еврейская община. Во главе магонской общины

стоял некто Феодор, богатый и уважаемый еврей. Относительно этого Феодора и сообщается, что он имел земельные

владения на соседнем острове Майорке, которые время от

времени и навещал в целях хозяйственного надзора, живя

сам постоянно в городе Магоне. Подобно Феодору и брат его

Мелетий обладал вблизи города Магоны поместьем, которое

он также навещает, покидая для этого свое постоянное городское жилище80.

Таково первое и, кажется, единственное свидетельство относительно землевладения в среде евреев диаспоры, свидетельство, относящееся еще к собственно римской эпохе; остальные данные, обычно приводимые в пользу факта еврейского землевладения и земледелия, принадлежат уже последующему времени, времени господства варваров в западной половине империи, а потому и будут рассмотрены нами в другом

месте. Не лишнее будет заметить, что нами собрано здесь даже

более данных по сравнению с теми, какие приводятся Каро и

Шиппером в доказательство существования еврейского землевладения и земледелия в римскую эпоху. Что касается, в

частности, Шиппера, то этот последний строит свое предположение относительно роли земельной ренты в первоначальном

накоплении денежных богатств в руках евреев исключительно на данных, относящихся ко времени папы Григория I и

позднее81.

Почти все только что приведенные данные относятся к

еврейскому землевладению в Палестине; сообщение о двух

братьях-землевладельцах, живущих на острове Минорке, представляет в этом отношении единственное исключение. Они

не занимаются, однако, по-видимому, лично сельским хозяйством, но живут в городе, ограничиваясь получением со своих поместий земельной рейты. Землевладение являлось для

них, таким образом, лишь наиболее выгодным способом помещения капиталов, как для большинства римских капита-

листов-владельцев обширных латифундий еще задолго до

того. Не следует при этом упускать из виду того обстоя80 Severi. Epistola ad omnem ecclesiam de Judaeis. - Migne. Patrologia latina. Т. XX. P. 731 sq.

81 Caro. S. 425-427; Шиппер. С. 13 и след.

200 \

тельства, что известие, касающееся двух евреев-землевладельцев в Магоне, относится почти к самому концу собственно

римского времени, когда вся западная половина империи

находилась в полном упадке и когда вместе с этим всякие

иные способы помещения капиталов становились все более

и более затруднительными.

Как на доказательство в пользу наличности еврейского

землевладения в империи обычно ссылаются еще на привлечение в последние века империи евреев к несению тягостей городского управления в качестве декуриоиов. «Важнейшую задачу куриалов, - говорит, например, Каро, - составляло исключительно собирание поземельного налога, за

правильное поступление которого они отвечали своим имуществом. Исполнять эту свою обязанность они оказывались

способными благодаря тому, что являлись наиболее значительными посессорами в своем городском округе. В евреях, которые должны были вступать в курии, следует поэтому

вполне определенно видеть посессоров, и относящиеся сюда

постановления могут служить свидетельством в пользу того, что число их не было незначительно»82. На привлечение

евреев к несению обязанностей куриалов, как на доказательство принадлежности к землевладельческому классу, ссылается также и Шиппер83. Если это справедливо и если, действительно, все евреи-куриалы являлись в то же время и

крупными землевладельцами, то факт не только наличности, но и широкого распространения крупного землевладения в

среде еврейской диаспоры можно было бы считать доказанным, и в таком случае как картина экономической жизни

евреев в римскую эпоху, так и все последующее экономическое

развитие еврейского народа предстанет перед нами в совершенно ином освещении. Вот почему нам придется более специально разобраться в факте привлечения евреев в число

декурионов, чтобы определить, насколько правы Каро и Шиппер в своих утверждениях тождества евреев-куриалов и ев-

реев-землевладельцев.

В первые века империи евреи, как иностранцы, не входили, по-видимому, в городские курии и не могли быть избираемы на

городские должности. В избрании на городские должности

видели в это время еще не столько обременительную обязан-

82 Caro. S. 426-4427.

83 Шиппер. С. 11.

201

иость, сколько честь, которой усиленно добивались84. С половины второго столетия к занятию почетных городских должностей, с обязательством, однако, нести и возлагавшиеся на эти

должности тягости, допускались и лица, «следующие иудейскому суеверию» (qui judaicam superstitionem sequuntur85). В данном случае, впрочем, не совсем ясно, имелись ли в виду собственно иудеи или же только лица, принявшие иудейство. Но

вот положение с течением времени изменилось, с общим упадком империи государственная машина все более превращалась

как бы в специальный пресс для выжимания необходимых

финансовых средств из населения. Ответственность городских

должностных лиц за исправное поступление налогов, ответственность, распространенная впоследствии и на все сословие

декурионов, ложилась на тех и на других тяжелым бременем.

Городских должностей теперь уже не только не добивались, но

их избегали. Большая часть эдиктов и законов второй половины четвертого и начала пятого столетия, касавшихся куриального устройства, посвящена была мерам против уклонения декурионов от лежавших на них обязанностей86. Вместе с этим

правительство начинает привлекать в состав городских курий

по возможности все наиболее состоятельные элементы городского населения, в том числе и евреев. Привлечение в городские

курии и к исправлению городских должностей теперь перестало уже рассматриваться как право и являлось скорее тяжелой

обязанностью. Освобождение же от декурионата превратилось

таким образом как бы в привилегию. В качестве привилегии

свобода от привлечения к городским должностям изображается и в актах, проводивших обязательное включение евреев в

состав городских курий. Так, в указе императора Константина

от 321 года о призыве в курию кельнских евреев, в виде уступки и снисхождения к их прежнему привилегированному положению, допускается изъятие в отношении лиц духовного звания87. Однако в конце того же столетия и эта последняя привилегия была отменена, и законом 383 года обязанность несе84 Ср., например, картину городских выборов в конце первого

века нашей эры, восстановленную главным образом на основании

помпейских надписей: Boissier. L’opposition sous les СёэагБ. 5 ed.

Paris, 1905. P. 38-43.

85Digen Laert. 2,3.

86 Codex Justin X, 32 (31).

87 Codex Theodos XVI, 8, 3-4.

202

ния куриальных должностей была распространена и на духовных лиц в среде еврейства88. Обязательное вхождение евреев в

курии подтверждено было при императоре Гонории в 418 году89.

В частности тем же Гоиорием отменены были всякие изъятия

для евреев-куриалов в городах Апулии и Калабрии90. Аналогичные постановления в отношении еврейских куриалов повторялись и впоследствии91.

Таковы факты, касающиеся привлечения в городские курии наиболее состоятельных слоев еврейского населения.

Можно ли на основании этих фактов заключать о распространенности еврейского землевладения в римскую эпоху? Большинство членов городских курий, декуринов, действительно, принадлежало к классу посессоров или крупных землевладельцев, однако это обстоятельство представляло лишь обычное явление, но отнюдь не обусловливалось требованием закона92. До нас сохранились муниципальные законы городов


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.