» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






города кая обстановка на людей, как под ее влиянием изменяется селянин, и затем принять во внимание, что евреи - единственный народ на земле, составляющий ровно два тысячелетия чисто городское население, и тогда объяснение еврейской

13 Известное замечание Иосифа Флавия (Contra Apionem 1, 12) относительно земледельческих нравов еврейского народа может быть

одинаково относимо как к предшествовавшему времени, так и к современному Флавию населению Палестины.

180

особенности явится само собою. Она есть особенность городов, доведенная до крайности*»14.

Эта черта в характере еврейской диаспоры была подмечена и оценена по достоинству еще первыми прозорливыми правителями эллинистических государств. Недаром они стремились привлекать различными льготами и привилегиями еврейское население во вновь основывавшиеся ими города, не

останавливаясь в то же время и перед массовыми насильственными переселениями евреев15. И основатели эллинистических государств не ошиблись в своих расчетах. «В том обширном возникновении греческих городов, - говорит Моммсен, - которое продолжалось при многих поколениях и получило такие громадные размеры, каких никогда не имело ни

прежде того, ни после, иудеи принимали выдающееся участие… Это в особенности заметно в Египте. Самый значительный из всех основанных Александром городов, Александрия

на Ниле, был со времен первых Птолемеев столько же иудейским городом, сколько греческим»16. «Как в столице Египта, так и в столице Сирии, - читаем мы у Моммсена в другом

месте, - иудеям было предоставлено в некоторой мере самостоятельное общинное устройство и привилегированное положение, и развитию обоих городов немало способствовало

то, что они были центрами иудейской диаспоры»17.

Те же свойственные евреям типичные особенности горожан

обращали на себя внимание и правителей средневековой Европы полторы тысячи лет спустя. Так, епископ шпейерский Рюди-

гер в своей известной грамоте, дарованной шпейерским евреям

в 1084 году, выражает свое мнение по этому поводу с определенностью, не оставляющею желать ничего более.

«Преобразовывая поселок Шпейер в город, - такими словами начинается его грамота, - я счел необходимым пригласить и евреев, так как полагал, что благодаря этому слава нашего места увеличится в тысячу раз»18. Теми же мотивами, 14 Каутский. Еврейство и раса. Авториз. перевод под ред. Ю. Ларина. Петроград, 1918. С. 114. Та же мысль развита Каутским еще в

1890 г. в статье «Das Judentum» (Neue Zeit. Band VIII. S. 22 ff.).

15 Jos. Flavius. Contra Apionem 2, 4; De bello Judaico II, 18, 7; Antiquitates XII, 1; cp. Appian, Syr. 50.

16 Моммсен. Римская история. Т. 5. Перевод Неведомского. М., 1885. С. 478.

17 Там же. С. 446.

18 Aronius. Regesten, Jsfe 168. S. 70.

181

несомненно, руководствовались и позднейшие правители, даровавшие евреям различные привилегии, как император Генрих IV, Фридрих австрийский, Болеслав польский.

Если начало еврейской диаспоры восходит еще ко времени

вавилонского плена и персидской монархии, то период наиболее интенсивного ее распространения преимущественно в западном направлении начинается лишь с возникновением эллинистических государств. В IV—III веках евреи заселяют Египет и Малую Азию, во втором веке - острова греческого архипелага и собственную Грецию. Завоевание Востока Римом и

образование всемирного римского государства способствовало

проникновению еврейской диаспоры и в области западного Средиземноморья. Уже в 139 году встал вопрос об изгнании евреев из Рима за допущение к субботнему служению италийских

прозелитов19, а менее столетия спустя еврейская община в Риме, как ранее вавилонские изгнанники, оказывалась в состоянии

посылать в пользу иерусалимского храма значительные денежные суммы20.

Однако если уже к началу нашей эры евреи успели распространиться почти на всем протяжении римского государства, по крайней мере в местностях, примыкающих к берегам Средиземного моря, то распределены были они по отдельным частям империи далеко не равномерно21. В то время как греческий восток был густо заселен евреями и почти

в каждом городе там имелась более или менее значительная

еврейская община22, причем Антиохия и в особенности Александрия являлись настоящими центрами иудейства диаспоры23, на западе еще во втором и третьем столетиях нашей эры

еврейские общины не были столь многочисленными и в проти19 Valerius Maximus. Factorum et dictorum memorabilia I, 3, 2; cp. Reinach. Textes des auteurs grecs et remains relatifs au judaisme, No 141. p. 258-259.

20 Cicero. Pro Flacco, 28.

21 Carmina Sibyllina III, 271-272; Strabo у Jos. Flavius. Antiquit XIV, 7, 3; Philo. In Flaccum 7. Богатый, почти исчерпывающий свод

данных относительно постепенного распространения евреев по отдельным частям римского государства дает Schurer: Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Band III (4 Auflage). Leipzig, 1909. S. 2-71.

22 Philo. Legatio ad Caium 36.

23 В Египте на 8 миллионов египтян приходилось до миллиона

евреев. Из пяти кварталов Александрии два были специально заселены евреями.

182

воположность восточным общинам в большинстве случаев не

пользовались правами автономного самоуправления24.

Такая неравномерность в распределении еврейской диаспоры между восточной и западной половинами империи не представляет ничего удивительного. Эллинистический Восток с его

обширными торговыми связями и с целым рядом крупных

городских центров, естественно, в большей степени должен был

привлекать к себе еврейских переселенцев с их городскими

наклонностями и привычками, нежели бедный и менее развитой в экономическом отношении Запад с его латифундиями и

господством крупного землевладения25. Относительно этого

имеется вполне определенное указание такого достоверного

свидетеля, как Страбон. «Этот народ, - говорит он о евреях, -

проник уже во все города, и нелегко найти за земле место, где

бы он не встречался и не являлся бы господствующим»26. На

Западе только столица империи привлекала к себе евреев диаспоры в более значительном числе. Однако и римская общи24 Моммсен. Римская история. Т. V. С. 487, 537. В первые века

империи еврейские общины существовали, по-видимому, только в Италии, в Африке и, быть может, в южной Галлии, см. заметку Grass’а: Monatsschrift fur Geschichte und Wissenschaft des Judentums, 1883

(Band XXVII). S. 64 f. Bedarride (Les juifs en France, en Italie et en Espagne. Paris, 1859. P. 28-29) говорит о присутствии евреев в Нар-

бонской Галлии еще в конце II столетия до нашей эры, однако не

указывает источника этого своего сообщения. Временное появление

отдельных еврейских изгнанников царского рода в городах южной

Галлии при первых императорах (Jos. Flavius. Antiquit XVII, 3; XVIII, 7) не может приниматься во внимание; ср. М. Stern. Geschichte der deutschen Juden von den altesten Zeiten bis zum Anfang d. XII Jahrh. -

Magazin f. die Wissenschaft d. Judenthums. Hg. v. Berliner und Hoffman, 1890. S. 66. Первые несомненные свидетельства относительно

присутствия евреев в Галлии известны нам не ранее IV столетия.

К первой половине того же столетия относится и упоминание о еврейских декурионах в Кельне (Codex Theodos XVI, 8, 3). Данные относительно евреев в Африке собраны у Schiirer’a (Band III. S. 55-57).

Предполагать на основании библейских данных существование еврейских поселений в Испании еще в доримскую эпоху (B4darride.

Р. 25 suiv.; Rosenmann. Darstellungen aus dem inneren Leben der spanischen Juden im XV Jahrh. - Magazin f. die Wissenscheft d.

Judenthums. Band XIX (1892). S. 171), как уже указывалось выше, мы не имеем никаких оснований. Еще в известном перечне Агриппы

нет упоминания о еврейских поселениях в Испании.

25 Ср. R6nan. Histoire du peuple d’lsrael. Т. V. Paris, 1893. P. 25.

26 Strabo у Jos. Flavius. Antiquit XIV, 7, 2.

183

на как по своей численности, так и по своим богатствам и культурности далеко уступала крупнейшим общинам восточной

половины империи, александрийской и, может быть, даже антиохийской. И если мы сопоставим богатство и зажиточность

членов александрийской общины и их живое участие в торговле и денежных операциях с бедностью и скромным значением

римской общины, с полуголодным, зачастую нищенским существованием большинства живших в Риме евреев, то мы увидим, что и те евреи, которые соблазнились жизнью в столице (поскольку они только не попадали в Рим против воли в виде

пленных или рабов), терпели в большинстве случаев разочарование и в конце концов пополняли собою ряды столичного

пролетариата. В то время как в Александрии евреи занимали

центральные части города, в Риме они должны были ютиться в

наиболее отдаленных городских кварталах по ту сторону Тибра среди беднейшей части населения.

Помимо столицы, значительное поселение евреи образовали, по-видимому, еще в Путеолах (Дикеархии), наиболее значительном после Рима городском и торговом центре Италии27.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Экономическое положение евреев

в Римской империи

Евреи диаспоры распространялись первоначально в пределах эллинистических монархий, затем в пределах римского государства в качестве прежде всего городских жителей, горожан по преимуществу. И именно в этом обстоятельстве, а не


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.