» » » Татьяна Забалуева - История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке


Авторские права

Татьяна Забалуева - История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Забалуева - История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство ЛитагентАСВ92a51f03-5c4f-11e5-b6ff-002590591ed2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Забалуева - История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке
Рейтинг:
Название:
История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-93093-219-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке"

Описание и краткое содержание "История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке" читать бесплатно онлайн.



Учебник предназначен для студентов обучающихся по архитектурно-строительным специальностям высших учебных заведений и может быть рекомендован учащимися художественных школ и лицеев.

Учебник содержит анализ стилей восьми основных классических периодов развития культуры и искусства, начиная с Древнего Египта и заканчивая эпохой европейского неоклассицизма XVIII века. В нем рассматриваются причины формирования стилей разных эпох, их взлет и разложение. В книге приведено много исторического материала, краткое содержание некоторых литературных произведений, фрагменты поэтических сочинений. Учебник дополнен большим количеством иллюстративного материала. Все это помогает отойти от сухого академизма и придать учебнику увлекательный характер, переданный простым доступным языком. Учебник может быть также интересен любому читателю, интересующемуся развитием европейской культуры.

Компакт-диск и цветная вкладка прилагаются только к печатному изданию.






2.88 Скульптурный портрет Вергилия

2.89 Барельеф с изображением Горация

Однако наибольшим интересом у римлян пользовались не эти прекрасные строки, а 7 и 8 книги, где описывается происхождение Рима, изложение предыстории основания Вечного города. Следуя строкам «Энеиды» можно было проследить происхождение рода Юлия Цезаря от самой Венеры.

Рядом с Вергилием пишет свои поэтические произведения Гораций. К сожалению, его стихотворный стиль трудно поддается переводу на русский язык из-за сложности поэтического строя. Поэтому для ознакомления с его творчеством лучше обратиться к специальным переводам. Однако одно его произведение натолкнуло многих поэтов последовать его примеру. Речь идет о следующих строках:

«Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет – время бегущее….»

(Гораций. Оды. Книга 3,№ 30 «К Мельпомене»)

Итак, мы подошли к завершению нашего исследования. Очевидно, что при всем многообразии замечательных произведений искусства, литературы, архитектуры эпоха эллинизма отмечена стилистическим упадком, распадом общества и вместе с ним его культуры.

О разложении стилистических основ в искусстве можно сказать, что к концу античного периода начинается полная неразбериха. На передний план выходит желание украсить произведение искусства, нежели выявить его логику и целесообразность. Плоскость уничтожается совершенно массивным декоративным украшением, создающим глубинную игру света и тени. В пластике не оказывают прежнего внимания анатомии и ее точной передачи в произведениях искусства. В живописи преобладает тяготение к сюжету и портретности. Сами сюжеты становятся драматичнее и сентиментальнее. Новые только нарождающиеся христианские общины и вторгающиеся с севера германские племена встречают разложение в искусстве и обществе. И понадобятся века, чтобы победить это явление.

Так создавалось, крепло и распадалось великое искусство античных времен.

Глава 3

Раннехристианское искусство. Римское искусство как связующее звено между культурой античной Греции и культурой Византии

Последние столетия античной культуры являются в то же время началом эпохи христианства. Первой христианской метрополией стала Византия со столицей Византионом, а позднее Константинополем. Константинополь был построен как столица Восточной Римской империи в начале IV века императором Константином. Однако для понимания христианского искусства необходимо изучить его происхождение. Первым, кто изучил истоки происхождения христианства и доказал, что развитие христианства началось на Востоке, был Йозеф Стшиговский (1862–1941). Именно на Ближнем Востоке эллинистические традиции проявлялись сильнее всего. Родиной христианства стала эллинистическая Иудея. Именно там, в эллинистической Иудее встречаются все формы искусства древнехристианских катакомб. Малая Азия также является местом, где располагалось большое число наиболее значительных христианских общин. К ним рано примыкает Египет, где основываются первые монастыри, и только затем новая религия проникает на Запад. Пройдут многие века и, наконец, церковь распадется на две ветви – западную и восточную (греческую). В западной будет провозглашена католическая религия как единственно истинная, и католики обрекут родину христианства Иудею на проклятие, как страну еретическую.

Как же рассказывает библия о событиях начала христианской эпохи? Ведь темы из этой истории дадут пищу для множества произведений искусства. На 30-ом году правления императора Августа на далекой окраине Римской империи, в Палестине, у простой иудейской женщины Марии родился сын Иисус. Это был сын самого иудейского бога Яхве, в будущем – спаситель Христос. Когда Христос вырос, он ушел из дома проповедовать свое учение. В странствиях его сопровождали 12 учеников. Три года странствовал Иисус по Палестине. И однажды пришел в Иерусалим. Жрецы, уличенные Иисусом в алчности, задумали отомстить. Они подкупили его ученика Иуду и тот продал учителя за 30 серебренников. Совет жрецов приговорил Иисуса к казни. Римский наместник (прокуратор) в Иудее Понтий Пилат утвердил приговор. Вместе с двумя разбойниками Иисус был распят на холме Голгофе около Иерусалима. Но на третий день Иисус воскрес и стал являться к своим ученикам, а на сороковой – вознесся на небо, пообещав вернуться, чтобы воскресить мертвых и устроить суд над всеми людьми. По наставлению Иисуса его ученики стали апостолами-проповедниками новой религии и разошлись по разным странам, распространяя веру в бога-спасителя. Двое, Петр и Павел, основали христианскую общину в Риме. В 313 году по воле императора Константина было прекращено преследование христиан в Римской империи, а в 325 г. был созван первый собор христианских епископов, где были получены первые звания патриархов (Рим, Александрия, Антиохия) и избраны два папы (от греческого папас – отец) (Рим и Александрия). В конце IV века император Феодосий делает христианскую религию государственной. В 391 году было запрещено празднование Олимпийских игр и греческие храмы, в том числе и Парфенон, были превращены в христианские церкви.

На первых порах христианские идеи были недостаточно ясны не только прихожанам, но и носителям этой религии. Это создавало определенные трудности для художественного образного выражения христианских идей. Поэтому в изобразительном искусстве первых христиан было много заимствований. В древнехристианских катакомбах и церквах, в стенной живописи и мозаике используются мотивы из эллинистических Помпей: собирающие виноград гении, нагие наяды и божества. Понятно, что христианство не могло создать свое искусство из ничего. Взаимосвязь поздне– эллинистического и христианского искусства можно проследить на примере изображения жертвоприношения Исаака на пиксиде из слоновой кости (Рис. З.1.). Пиксида принадлежит IV веку и сделана была в Александрии. По верхнему краю проходит полоса орнамента, которую смело можно отнести к классическо– дорическому стилю. И в фигурах живы еще традиции греческого искусства. Так, поза Авраама пришла еще из III века до и. э. Фигура в своем движении точно уравновешена. Если Авраам прочно стоит на левой опорной ноге, а правую отставил в легком движении, то этому движению противостоит движение рук в другую сторону. Одновременно с этим голова повернута вправо к простирающейся деснице божьей. Уравновешенность движения, одежда, прилегающая к телу и подчеркивающая движение каждого члена, – все говорит о традициях эллинистического искусства. И христианство уверенно пользуется этими приемами и формой выражения, которые остались в наследство от Античной Греции, трансформированные временем эллинизма. Даже образ христианского бога заимствован из греческого искусства. Он предстает юным и безбородым Аполлоном, каким его знала Античная Греция. (Рис. 3.2.)

3.1. Пиксида из слоновой кости

Костюм раннехристианского периодов (300–600 г.г.) также многое заимствует из эллинистического и римского периодов. Мужчина завернут в плащ, как римлянин в тунику или пенулу (Рис. 3.3.). Женский костюм менее подчеркивает фигуру, но больше задрапировывает ее (Рис. 3.4). Византия привнесет богатство в одежду и заимствования из азиатских традиций (Рис. 3.5)

На Востоке зародились и первые планы храмовых построек. Древнехристианское искусство знает две почти противоположные формы плана – центрическую и продольную (базиликальную). Центрическая форма пришла из Малой Азии. Такую форму имеет храм святой Софии Константинопольской (Рис. 3.6). Строили его два малоазийских зодчих Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, что также доказывает восточное происхождение центрических построек.

Однако различие в центральной композиции римского Пантеона и византийской Софии Константинопольской огромно. Купол ев. Софии имеет меньший диаметр 31 м по сравнению с Пантеоном (43 м) (Рис. 3.7). Однако пространство, образованное куполом и парусами (сферическими треугольниками), на которых он покоится, впечатляет ни чуть не меньше. Жизнь в подкупольном пространстве гораздо более богатая, насыщенная светом и менее связанная границами, чем в Пантеоне. Если толщина громады купола в Пантеоне прочитывается сразу через глубокое кессонирование его внутренней поверхности, через глубокие ниши в стенах, на которые он опирается, то легкость самой конструкции купола Софии (всего 0,6 м в “замке”) подчеркивается опиранием внешне не тяжеловесных треугольников парусного свода их вершинами на устои. Стены в подкупольном пространстве прорезаны большим количеством окон, пропускающих внутрь здания много света. Устои располагаются по углам квадрата и объединены арками. Тем самым пространство внутри здания остается максимально свободным, ограниченным только арками и парусами, которые передают всю тяжесть купола на четыре устоя. Центральный неф образует некую ось движения к главным алтарным нишам. Ряды колонн вдоль главного нефа подчеркивают направление этого движения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке"

Книги похожие на "История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Забалуева

Татьяна Забалуева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Забалуева - История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке"

Отзывы читателей о книге "История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.