Александр Помогайбо - Оружие победы и НКВД. Конструкторы в тисках репрессий

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Оружие победы и НКВД. Конструкторы в тисках репрессий"
Описание и краткое содержание "Оружие победы и НКВД. Конструкторы в тисках репрессий" читать бесплатно онлайн.
Книга публициста и исследователя А.А. Помогайбо рассказывает о судьбах отечественной военной техники и ее создателей в 1930—1940-х годах. По мнению автора, цена победы в Великой Отечественной войне не была бы такой дорогой, не будь неоправданных политических репрессий против инженеров и конструкторов. Репрессированные, но оставшиеся в живых «технари», представители последнего поколения старой русской интеллигенции, выполнили свою миссию. Они создали оружие, которое сокрушило фашистскую Европу и спасло Отечество.
От OCR. Сейчас в 2016-м книга даже более ценна чем в 2004, потому что некоторые авторы исторических книг и книг популярного научно-фантастического жанра альтернативной истории широко распространили точку зрения, что якобы диких необоснованных репрессий не было, якобы это ложь Хрущева, Солженицына и иных либерастов, что, обычно за дело брали разных троцкистов и прочих врагов. Иногда глумливо добавляется, что правильно инженеришек сажали за «растраты» и прочие преступления, но гуманно дали принести стране пользу в шарашках. В противовес этим измышлениям перед читателем раскрывается картина погрома научно-технических кадров, которых сажали и стреляли тысячами, что самым роковым образом сказалось на подготовке к войне, наличии новейшего оружия и других достижений. И без модных попаданцев к Сталину, СССР имел шансы победить намного меньшей кровью, а то и встретить 1941-1942 год с реактивной авиацией, не исключено и сверхзвуковой, боевыми вертолетами, зенитными ракетами, гранатометами, самыми совершенными в мире радарами, радиостанциями в каждом взводе и на каждом танке и самолете, телевидением с видеомагнитофонами и обычными магнитофонами и многим другим, при хотя бы самом элементарном бережном отношении к своим кадрам и возможности им творить.
Их не создали. Как и самолета Г-26. Когда самолет был готов уже на 90—95 процентов, в институт прибыла комиссия ГУАП, которая вынесла решение: постройка самолетов в институте Гроховского нецелесообразна, а почти готовые самолеты подлежат уничтожению как бесперспективные. На глазах сотрудников института две машины — Г-26 и «летающий крейсер» Г-38 оттащили в дальний конец заводского аэродрома и подожгли. А вскоре ликвидировали и Экспериментальный институт. Это произошло после смерти Тухачевского, который поддерживал Гроховского. Позднее в сталинских застенках погиб и Гроховский.
Одним их важных элементов «глубокой наступательной операции» считалось использование парашютных десантов. Именно для разработки оборудования для десанта по инициативе Тухачевского и было создано в 1933 году специальное Особое конструкторско-производственное бюро, которое возглавил Павел Игнатьевич Гроховский. Павел Игнатьевич к этому времени создал десантные парашюты с принудительным (автоматическим) раскрытием. Этот парашют пошел в массовое производство. В конце 1930 г. при Управлении ВВС РККА был создан конструкторский отдел под руководством П.И. Гроховского, которому было поручено включить в план работы и воздушнодесантную технику: парашютно-десантную тару, парашютно-подкрыльные контейнеры для людей, десантные парашюты из хлопчатобумажной ткани вместо дорогостоящего шелка.
Коллектив Гроховского успешно справился с задачей: использование дорогого шелка удалось исключить.
В марте 1931 г. штаб РККА принял решение о создании в Ленинградском военном округе опытного воздушно-десантного отряда, которому придавалась тяжелая бомбардировочная эскадрилья в составе 12 самолетов ТБ-1 и один корпусной авиаотряд в составе 10 самолетов Р-5. М.Н. Тухачевский распорядился включить в отряд «парашютный эшелон», в задачи которого вошел бы захват в тылу противника аэродрома или посадочной площадки для последующей высадки остального десанта.
Осенью 1931 г. на сборах высшего начсостава Ленинградского военного округа под Ленинградом впервые был успешно применен комбинированный парашютно-посадочный десант.
ОКБ Гроховского построило подвеску для перевозки под фюзеляжем самолета ТБ-1 автомашин, легких орудий и других военных грузов.
В план работ ОКБ ВВС на 1932 год были включены планер Г-63, буксируемый разведывательным самолетом и вмещающий 17 человек и 500 кг груза, и еще более мощный планер Г-64 грузоподъемностью 50 человек, который должен был буксироваться самолетом-бомбардировщиком ТБ-1.
В плане работ ОКБ также значились парашютные платформы (Г-37а, Г-38а, Г-43, Г-62) для сбрасывания с грузовыми парашютами с самолета ТБ-1 полевого 76-мм орудия и автомобилей типа «Пикап», а с самолета ТВ-З-мотоциклов с коляской и танкеток. К ним соответственно готовились и грузовые парашюты (типа Г-56, Г-57, Г-58, Г-59Аи Г-72).
В сентябре 1931 г. на маневрах Киевского военного округа для развития успеха наступающей стороны в район села Могилевки, под Киевом, с трех самолетов АНТ-9 был выброшен парашютный десант в составе 29 бойцов, а также сброшены две пушки, пулеметы и другое оружие с боеприпасами.
В 1933 г. в СССР были организованы четыре воздушно-десантные бригады специального назначения, а уже в 1935 г. во время киевских маневров был сброшен десант из 1200 человек. После захвата парашютистами района десантирования там приземлились самолеты с 2500 пехотинцами, артиллерией и мотомеханизированными подразделениями. Одним из иностранных наблюдателей был немецкий полковник Штудент. Увиденное послужило для него весомым доказательством необходимости организации в Германии первого батальона парашютистов. Три года спустя Штудент стал во главе первой немецкой воздушно-десантной дивизии.
В 1936 г. во время учений в районе Минска самолеты РККА сбросили 1800 парашютистов, а затем в этот район переправили самолетами еще 5700 солдат с тяжелым вооружением, артиллерией и танками.
...Во время войны были предприняты попытки высадить крупные десанты — но эти десанты надежд не оправдали. Первую крупную операцию предприняли под Вязьмой — но немцы перебросили танки, а десант не имел крупных орудий. Десантники доставили немцам много неприятностей, но по-настоящему серьезных задач выполнить не смогли. Как тут не вспомнить, что в КБ Гроховского разрабатывались безоткатные (динамореактивные) орудия. У немецких десантников безоткатные орудия имелись.
Второй раз попытка высадить крупный десант была во время боев за Днепр. К сожалению, перед высадкой поднялась густая дымка и потому район высадки подвергнуть предварительной бомбардировке не удалось. Предполагалось десантирование провести в три рейса — но после первого захода немцы открыли столь сильный огонь, что командовавший операцией Н.С. Скрипко прекратил десантирование. Позднее он писал:
«Десантная операция в районе букринского выступа заставила меня со всей тщательностью разобраться в недостатках и организации.
АДД к тому времени совсем не имела опыта выброски крупных десантов. У нас не было тогда специально подготовленной военно-транспортной авиации, не было самолетов, на которых можно было перевозить, с которых можно выбрасывать и высаживать крупные воздушно-десантные или стрелковые войска с их боевой техникой (то есть артиллерией и танками, — А.П.). Попытка, как мыслилось в довоенное время, использовать для этой цели гражданские пассажирские самолеты и устаревшие бомбардировщики не оправдала себя.
Дальнейшая практика показала, что с ростом оснащения войск боевой техникой более 80 процентов общего веса воздушного десанта, даже с ограниченным количеством артиллерии, составляют вооружение и боеприпасы. Самолет Ли-2, которым мы тогда располагали, имел дверь шириной 70 сантиметров. Через нее нельзя было погрузить на борт корабля ни орудия, ни другую крупногабаритную технику — она позволяла выбрасывать в один поток только парашютистов с личным оружием. Парашютно-десантные мешки с грузами или предметами вооружения весом до 80 килограммов и ограниченных габаритов протаскивались к двери вручную и выталкивались. Разумеется, все это происходило медленно.
Чтобы разброс парашютистов и грузов по дальности сократить до минимума, отделение десантников от самолета необходимо доводить хотя бы до 30 секунд. На кораблях нужны быть десантные люки таких размеров, чтобы они позволяли парашютистам и технике оставлять самолеты в минимальное время. Эти требования диктовала военно-транспортной авиации боевая действительность. Нам нужны были самолеты, способные совершать взлет и посадку на грунтовых аэродромах или площадках с минимальным разбегом и пробегом. Требовалось оборудовать их современными средствами самолетовождения и точного десантирования, установить на них стрелковое и ракетное вооружение, необходимое для обороны от истребителей ПВО противника и подавления его наземных средств».
Практически вся техника, о которой пишет маршал авиации Н.С. Скрипко, составляла некогда тематику института Гроховского. Поскольку перед войной эта тематика в жизнь воплощена не была, Н.С. Скрипко занялся ею после войны. По его настоянию была создана военно-транспортная авиация. По тактико-техническим требованиям ВВС конструкторское бюро Олега Константиновича Антонова создало самолеты Ан-12 и Ан-22. Вслед за этим промышленность приступила к серийному выпуску тяжелого военно-транспортного Ил-76 С.В. Ильюшина. Эта техника, позволяющая легко выбрасывать десант (парашютисты идут на выброску двумя колоннами) и тяжелую технику, позволила десанту наконец стать достаточно внушительной силой, способной решать важные задачи.
Наряду с крупными десантами М.Н. Тухачевский занимался и разработкой теории диверсионной деятельности в тылу противника. Дон Миллер в своей книге о частях специального назначения «Коммандос: Формирование, подготовка, операции» пишет следующее:
«В тридцатые годы в Красную Армию широким потоком начала поступать новая военная техника: автомобили, танки, минометы, радиостанции, самолеты, автоматическое стрелковое оружие. Это повлекло за собой значительные изменения в тактике ведения боевых действий. Именно в то время в Генеральном штабе РККА разработали, а затем опробовали в ходе многочисленных военных маневров теорию «глубокого прорыва». Данная концепция предусматривала массированное вторжение в боевые порядки противника колонн бронетанковых и мотомеханизированных войск при непрерывной поддержке авиации и артиллерии, с одновременной высадкой воздушных десантов в стратегически важных районах его обороны. Главным вдохновителем этой теории был маршал Михаил Тухачевский. Ее наглядное воплощение — действия германских войск в 1939—1941 гг., так называемая «молниеносная война», «блицкриг».
В теорию «глубокого прорыва» органично вписывались разведывательно-диверсионные действия в тылу неприятеля. А неприятель этот был уже вполне ясен: национал-социалистская Германия. Поэтому в январе 1934 года начальник Генерального штаба РККА издал директиву, предписывающую создание специальных диверсионных подразделений в Красной Армии. К началу 1935 года они были созданы и развернуты вдоль западной границы СССР, то есть вдоль границы с Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей и Румынией.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Оружие победы и НКВД. Конструкторы в тисках репрессий"
Книги похожие на "Оружие победы и НКВД. Конструкторы в тисках репрессий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Помогайбо - Оружие победы и НКВД. Конструкторы в тисках репрессий"
Отзывы читателей о книге "Оружие победы и НКВД. Конструкторы в тисках репрессий", комментарии и мнения людей о произведении.