С. Федосеев - Средний танк «Чи-ха»
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Средний танк «Чи-ха»"
Описание и краткое содержание "Средний танк «Чи-ха»" читать бесплатно онлайн.
25 ноября 1936 года императорская Япония и нацистская Германия заключили «антикоминтерновский пакт».
Год спустя к соглашению присоединилась фашистская Италия.
Коалиция оси «Рим — Берлин — Токио» приступила к разделу сфер влияния.
Япония, давно мечтавшая о власти над «Великой Восточной Азией» и уже успевшая захватить Маньчжурию, оказалась наиболее готовой к широкомасштабным действиям и в 1937 году начала свою «большую войну» в Китае. И не случайно, что в том же году в Стране восходящего солнца был создан танк, которому прочили роль основного ударного средства японских сухопутных войск.
С. Л. Федосеев
Бронеколлекция 1998 № 05 (20) Средний танк «Чи-ха»
Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»
Обложка: 1-я стр. — рис. В.Лобачева, 2 — 4-я стр. — рис. М.Дмитриева.
Редакция благодарит М.Коломийца и О.Баронова за помощь в работе над выпуском.
Танки 2597 «Чи-ха» на параде. В центре снимка — командирский вариант.
25 ноября 1936 года императорская Япония и нацистская Германия заключили «антикоминтерновский пакт».
Год спустя к соглашению присоединилась фашистская Италия.
Коалиция оси «Рим — Берлин — Токио» приступила к разделу сфер влияния.
Япония, давно мечтавшая о власти над «Великой Восточной Азией» и уже успевшая захватить Маньчжурию, оказалась наиболее готовой к широкомасштабным действиям и в 1937 году начала свою «большую войну» в Китае. И не случайно, что в том же году в Стране восходящего солнца был создан танк, которому прочили роль основного ударного средства японских сухопутных войск.
История создания
Японское танкостроение начиналось со средних танков. В 1927 году арсенал в Осака («Осака Рикугун Зохейшо») построил опытный двухбашенный танк № 1 и однобашенный № 2, который позже получил название «Тип 87». В 1929 году на основе английского «Виккерс МкС» и «Тип 87» был разработан средний танк «2589», ставший первым японским серийным танком и основной машиной танковых войск до конца 30-х годов. Впрочем, к моменту принятия на вооружение «2589» уже оказался устаревшей конструкцией, с недостаточными для среднего танка бронезащитой и подвижностью, чего не смогли исправить модернизации.
Во второй половине 30-х годов в Японии пересмотрели требования к средним танкам и приступили к разработке более маневренных образцов. В 1936 году были сформулированы тактико-технические требования к новому среднему танку. При меньших размерах, большей скорости и лучшей бронезащите, чем «2589», он должен был нести тот же комплекс вооружения — 57-мм орудие и два пулемета. В соответствии с этими требованиями изготовили два прототипа: 15-тонный «Чи-ха» («средний третий») фирмы «Мицубиси Дзюкогё КК» и 9,8-тонный «Чи-ни» («средний четвертый») арсенала в Осака.
Последний имел экипаж три человека — командир (он же — наводчик и заряжающий) размещался в смещенной влево башне, в корпусе впереди слева сидел механик-водитель, справа — пулеметчик. Ходовая часть включала, применительно к одному борту, восемь опорных катков малого диаметра и три поддерживающих ролика. Подвеска опорных катков представляла собой как бы удвоенную подвеску легкого танка «Тип 2595», да и сам танк был скорее легким — по крайней мере, по массе он не выходил за эти рамки. Уровень защищенности повышался значительным наклоном большинства броневых листов. Двигатель мощностью 135 л.с. позволял развивать скорость до 30 км/ч, а для преодоления широких рвов сзади имелся «хвост» — наследие «2589».
Вариант «Мицубиси» отличался несколько большей подвижностью, а также числом членов экипажа — 4 человека. Схема ходовой части была выбрана не сразу. Первые проработки предполагали семь или восемь опорных катков (сплошных сдвоенных и одинарных спицованных) и четыре поддерживающих ролика на борт. Одинарные опорные катки блокировались по два в шахматном порядке и подвешивались на коленчатых рычагах, сдвоенные крепились на таких же рычагах индивидуально. Упругими элементами служили три наклонно установленные винтовые цилиндрические пружины, упиравшиеся в верхние концы коленчатых рычагов. Следующий вариант подвески включал шесть сдвоенных спицованных опорных катков, сблокированных по два в три балансирные тележки и три поддерживающих ролика на борт. Каждая тележка подрессоривалась горизонтальной винтовой пружиной по «схеме Жара». Для прототипа, представленного на окончательные испытания, была выбрана смешанная схема подвески, как бы сочетающая в себе черты описанных выше. Кроме того, в процессе работы над прототипом менялись форма рубки механика-водителя, командирской башенки, надгусеничных полок, установка сигнальных приборов, крепление ЗИП и другие элементы.
В 1936 — 1937 годах было выпущено по два опытных образца танков «Чи-ни» и «Чи-ха», прошедших испытания. Поскольку японский генеральный штаб сухопутных войск предпочитал танки поменьше массой и подешевле в производстве, главным претендентом для принятия на вооружение считался «Чи-ни». Однако с началом «большой войны» с Китаем выбор пал на лучше бронированный и более маневренный «Чи-ха». Он и был принят на вооружение под обозначением «Тип 2597», и в 1937 году началось его производство, субподрядчиками при этом выступали фирмы «Хитачи Сейсакушо» и «Нихон Сейкушо», а также арсенал в Сагами («Сагами Рикугун Зохейшо»).
Средний танк «Тип 94» — предшественник «Чи-ха».
Прототип «Чи-ха».
Специальная командирская модель танка «Чи-ки» («Щи-ки») для полкового звена, принятая на вооружение одновременно с линейными «Чи-ха», имела несколько улучшенные параметры радиостанции, навигационные приборы, дополнительные сигнальные устройства, увеличенную башню без пушечной установки с измененной командирской башенкой, большой поручневой антенной и еще одним люком в крыше позади башенки. Для компенсации снятого 57-мм орудия в корпусе «Чи-ки» вместо лобового пулемета устанавливалась 37-мм пушка в рамке. Соответственно изменилась и лобовая часть корпуса. На некоторых образцах таким же образом устанавливали и 57-мм орудие. Позже в башне танка появилась пушечная установка или ее имитация. Для увеличения дальности радиосвязи использовалась горизонтальная антенна, натянутая на двух стержнях в кормовой части корпуса.
«Шинхото Чи-ха»
Столкновения с советскими войсками у р.Халхин-Гол убедили японцев, что танковая пушка должна иметь преимущественно противотанковые свойства. И уже в 1939 году был построен опытный танк «98» («Чи-хо» — «средний пятый») с увеличенной башней по типу советских БТ-5 и несколько измененной ходовой частью. Последняя включала по пять или шесть опорных катков на борт, но в отличие от «Чи-ха», передний и задний катки были связаны с центральными горизонтальными винтовыми пружинами. Кроме того, танк вновь попытались снабдить «хвостом» для преодоления рвов.
Опытный средний танк «Чи-ни» во дворе Осакского арсенала.
Установка дымовых гранатометов на крыше башни.
А в 1940 году появилась модификация серийного «Тип 97»—танк «Тип 97 кай» или «Шинхото Чи-ха», то есть «средний третий, с новой артиллерийской башней». Он был вооружен 47-мм пушкой. При длине ствола 48 калибров ее 1,4-кг снаряд имел начальную скорость 825 м/с и на расстоянии 500 м пробивал по нормали 50-мм броню. Прицельная дальность пушки составляла 810 м. В боекомплект (120 выстрелов) входили бронебойные и бронебойно-осколочные снаряды. Установка пушки прикрывалась 30-мм щитом, прикрепленным к лобовой части башни болтами и имевшим наклон 10° к вертикали. Пулеметы (боекомплект 4035 патронов) размещались так же, как и на «Чи-ха».
Конструкцию башни в целом заимствовали от «Чи-ха». Она собиралась из передней и задней половин, соединенных клепкой, и имела командирскую башенку со смотровыми щелями и двустворчатым люком. В корме башни справа от пулемета находился прямоугольный люк для загрузки боекомплекта и демонтажа орудия, в крыше слева — люк наводчика с двустворчатой крышкой. Небольшой лючок был и в правом борту башни. Перископический прибор наблюдения перенесли на крышу башни и разместили впереди командирской башенки, а вертлюг зенитной установки — перед люком наводчика, что позволило вести огонь по воздушным целям в большем секторе. Имелись лючки и для стрельбы из личного оружия.
Большинство новых танков представляли собой простую переделку уже выпущенных «Чи-ха».
«Чи-ха».
У вновь произведенных «Шинхото Чи-ха» была несколько изменена система вентиляции моторного отделения, установлены бронированные кожухи глушителей, на корме корпуса крепился ящик ЗИП. Командир имел светозвуковую связь с механиком-водителем: 12 кнопкам на пульте командира соответствовали 12 светящихся транспарантов и зуммер на панели водителя.
На танке опробовали различные установки дымовых гранатометов (мортирок). В первом варианте на кормовой части башни слева крепилась рамка, на которую укладывали 4 мортирки. Более удачной оказалась установка мортирок на крыше башни над маской орудия — теперь танк мог прикрыть себя дымовой завесой непосредственно при движении к противнику.
С 1938 по 1944 год было выпущено 1220 машин «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Средний танк «Чи-ха»"
Книги похожие на "Средний танк «Чи-ха»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Федосеев - Средний танк «Чи-ха»"
Отзывы читателей о книге "Средний танк «Чи-ха»", комментарии и мнения людей о произведении.