Владимир Ленин (Ульянов) - Полное собрание сочинений. Том 24. Сентябрь 1913 — март 1914

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Полное собрание сочинений. Том 24. Сентябрь 1913 — март 1914"
Описание и краткое содержание "Полное собрание сочинений. Том 24. Сентябрь 1913 — март 1914" читать бесплатно онлайн.
Двадцать четвертый том Полного собрания сочинений В. И. Ленина содержит произведения, написанные в сентябре 1913 – марте 1914 года, в период назревания революционного кризиса в стране накануне первой мировой войны. Большую часть тома составляют статьи Ленина, опубликованные в легальной большевистской печати: в газете «Правда» и журнале «Просвещение».
Если в России существует радикальная и серьезная газета, которая так ставит вопрос, то это – один из наглядных признаков того, насколько еще необходима долгая и упорная борьба за азбуку принципиальной определенности.
Что за большевиками стоит большинство сознательных рабочих, это вынуждены со злобой и шипением признать их враги – гг. ликвидаторы.
Чувствительностью этого опровергнуть нельзя. Запугать себя окриком: «безрассудно и нелепо» рабочие не дадут, они только улыбнутся.
С точки зрения идей, вся история марксизма в России есть борьба с мелкобуржуазными теориями, начиная с «легального марксизма» и «экономизма». Не случайна была эта борьба. Не случайно и ее прямое продолжение теперь. Рабочая партия, как действительно классовая пролетарская партия, складывается и мужает в России в трудное время третьеиюньцев, именно, в этой борьбе с мелкобуржуазным ликвидаторством и лево-народничеством.
«Мы, левонародники, никогда не грели рук на чужой беде», – пишет «Вольная Мысль». А рядом с этим – уверения, что раскол вызывает «полное внутреннее бессилие нашей социал-демократии»!
Писать такую вещь как раз и значит, господа, «греть руки» – только мы не скажем: на чужой «беде», а «на чужой идейной борьбе». Ибо в основе борьбы среди марксистов лежит именно столкновение идей либеральной и пролетарской политики. Рабочие, не смущаясь ни сердитыми словами, ни чувствительностью, научились уже находить принципиальные основы этой борьбы.
«Внутри единых партий европейского рабочего движения меньше разногласий, чем у нас», – пишет «Вольная Мысль». Это – очень ходкое, но глубоко неверное рассуждение. Нигде в Европе нет и вопроса о том, чтобы заменить пролетарскую, марксистскую организацию… разговорами о «широкой», с благословения Пуришкевича, партии… и т. д.
Из такого спора рабочие вынесут умение строить на деле, а не на словах, рабочую партию.
«За Правду» № 34, 13 ноября 1913 г.
Печатается по тексту газеты «За Правду»
Аграрный вопрос и современное положение России (заметки публициста)
Две интересные статьи появились недавно в журналах на указанную тему. Одна – в «Нашей Заре» ликвидаторов (1913 г., № 6 – Н. Рожкова), другая в «Русской Мысли»{63}правых кадетов (1913 г., № 8 – Я. Я. Полферова). Нет сомнения, что оба автора писали, совершенно не зная друг о друге, и исходят из совершенно различных посылок.
А между тем сходство между обеими статьями поразительное. Воочию можно наблюдать здесь – и это придает особую ценность обеим статьям – принципиальное родство идей либеральных рабочих политиков и идей контрреволюционных либеральных буржуа.
Материал у Н. Рожкова – точь-в-точь одинаков, что и у г. Полферова, только у последнего обширнее. Капитализм растет в сельском хозяйстве России после революции 1905 года. Растут хлебные цены и цены на землю, растет ввоз сельскохозяйственных машин и удобрительных туков, а равно внутреннее производство тех и других. Растут учреждения мелкого кредита; растет число выходящих на отруба. Растет заработная плата (на 44,2 проц. с 1890 по 1910 год – сообщает Н. Рожков, забывая об увеличении дороговизны жизни за это время!). Растет торговое животноводство, маслоделие, травосеяние, сельскохозяйственное учебное дело.
Все это очень интересно, слов нет. С точки зрения марксизма, не могло быть и сомнения в том, что развитие капитализма приостановить нельзя. Если бы авторы только пояснили это новыми данными, их нельзя было бы не поблагодарить.
Но вся суть в оценке данных, в выводах из них. Н. Рожков скоропалителен при этом… до умилительности. «Совершилось перерождение помещичьего крепостнического хозяйства в буржуазное, капиталистическое… переход к буржуазным порядкам в сельском хозяйстве – факт совершившийся, совершенно несомненный… Аграрный вопрос в прежней форме сошел с очереди в России… Не надо пытаться гальванизировать труп – аграрный вопрос в старой форме».
Выводы, как видит читатель, вполне ясные и вполне… ликвидаторские. Редакция ликвидаторского журнала снабдила статью (как давно уже водится в торгово-беспринципных редакциях) оговорочкой: «в очень многом-де несогласны… не считаем возможным так решительно утверждать, как это делает Н. Рожков, что Россия пойдет именно по пути, начертанному законом 9/XI–14/VL..».
Ликвидаторы «не так» решительны, как Н. Рожков! Глубокое, принципиальное отношение к делу!
Н. Рожков еще и еще раз доказал своей статьей, что он заучил ряд положений марксизма, но не понял их. От этого они так легко «выскочили» из него.
Развитие капитализма в сельском хозяйстве России шло и в 1861–1904 гг. Все признаки, указанные теперь Рожковым и Полферовым, имели место уже тогда. Развитие капитализма не устранило буржуазно-демократического кризиса в 1905 году, а подготовило и обострило его. Почему? Потому, что старое, натуральное, полукрепостническое хозяйство было подмыто, а условия для нового, буржуазного, не созданы. Отсюда – необычайная острота кризиса 1905 года.
Почва для подобных кризисов исчезла – говорит Рожков. Разумеется, это возможно, если говорить абстрактно, т. е. если говорить о капитализме вообще, a не о России, не о 1913 годе. Марксисты, разумеется, только при особых условиях (не всегда, не везде) признают наличность буржуазно-демократического аграрного вопроса.
Но у Рожкова нет даже понимания того, какие положения он должен доказать, если желает подтвердить свой конкретный вывод.
Крестьяне недовольны своим положением? – «Но ведь нигде крестьяне им не довольны», – пишет Рожков.
Сравнить и отождествить недовольство западноевропейских крестьян, при вполне буржуазном строе их деревни и их юридического быта, при образовании ими «партии порядка» – с голодовками в России, с полной сословной приниженностью деревни, с полным крепостническим режимом в области права и т. д., это просто ребячески смешно. Рожков за деревьями не видит леса.
Растет капитализм, падает барщина (отработки) – пишет он. «Огромное большинство помещиков, – пишет либерал Полферов, – … все больше и больше развивает задаточную и испольную систему, которая является исключительно результатом денежной и земельной нужд крестьянина».
Либерал из «Русской Мысли» – менее наивный оптимист, чем бывший марксист из ликвидаторской «Нашей Зари»!
Н. Рожков даже и не прикоснулся к данным о степени распространения испольщины, отработков, барщины, кабалы в современной деревне. Рожков с поразительным легкомыслием обошел тот факт, что распространенность их все еще широка. А отсюда следует, что кризис буржуазно-демократический еще более обострился.
Не гальванизируйте трупа – пишет ликвидатор, вторя вполне либералу, который иными словами объявляет «трупом» требования пятого года.
Мы отвечали на это: Марков и Пуришкевич – не трупы. Экономика, породившая их и порождающая доныне, не труп. Борьба с этим классом – живая задача живых рабочих, с живым пониманием своих классовых целей.
Отречение от этой задачи – признак трупного разложения ликвидаторов, которые не все говорят «так решительно», как Рожков, но все забывают или затирают борьбу с пуришкевичевщиной земельной (землевладельческой – особенно) и пуришкевичевщиной политической.
Господство Пуришкевичей в нашей жизни – другая сторона той же медали, которая в деревне называется отработками, кабалой, барщиной, крепостничеством, отсутствием элементарнейших общих условий буржуазного хозяйства. Если ропщут миллионеры-хозяева (Гучковы и Ко) наверху, – значит, совершенно невозможны условия миллионов мелких хозяйчиков (крестьян) внизу.
Ставя своей задачей борьбу с корнями пуришкевичевщины, рабочие вовсе не идут куда-то в сторону от «своих» задач, чтобы «гальванизировать» нечто чуждое им. Нет. Они тем самым выясняют себе демократические задачи своей борьбы, своего класса, они тем самым учат демократизму и азбуке социализма широкие массы. Ибо только «королевски-прусский социализм» (как выразился Маркс против Швейцера){64} способен оставлять в тени крепостническое всевластие пуришкевичевщины вообще и землевладельческой пуришкевичевщины в частности.
Рожков скатился, сам того не замечая, к Полферову, который говорит: «простая прирезка земли» не «спасла» бы без интенсификации! Точно интенсификация не пошла бы во сто раз быстрее от устранения пуришкевичевщины! Точно речь идет об одних крестьянах, – «прирезать» им или нет, – а не о всем народе, всем развитии капитализма, уродуемом и задерживаемом пуришкевичевщиной!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Полное собрание сочинений. Том 24. Сентябрь 1913 — март 1914"
Книги похожие на "Полное собрание сочинений. Том 24. Сентябрь 1913 — март 1914" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Ленин (Ульянов) - Полное собрание сочинений. Том 24. Сентябрь 1913 — март 1914"
Отзывы читателей о книге "Полное собрание сочинений. Том 24. Сентябрь 1913 — март 1914", комментарии и мнения людей о произведении.