Борис Муравьев - Гнозис. Том третий. Эзотерический цикл. Опыт комментария к эзотерическому учению восточной церкви

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Гнозис. Том третий. Эзотерический цикл. Опыт комментария к эзотерическому учению восточной церкви"
Описание и краткое содержание "Гнозис. Том третий. Эзотерический цикл. Опыт комментария к эзотерическому учению восточной церкви" читать бесплатно онлайн.
(2)
Для облегчения задуманного психологического исследования представляется целесообразным ознакомить читателя с одной идеей, восходящей к греческой мифологии, где она связана с образом сказочного чудовища, называемого Химерой.
Согласно мифам, это было изрыгавшее пламя существо с головой льва, туловищем козла и хвостом дракона. По преданию, отцом Химеры был родоначальник зла и бесплодия1 Тифон, а матерью Ехидна — полуженщина-полузмея, дочь Хрисаора, рожденная из крови Медузы. Из греческой мифологии образ Химеры перешел в христианство. Он присутствует в качестве орнаментального мо-
« Sterility».
тива в архитектуре некоторых готических соборов. Так, горгульи собора Парижской Богоматери выполнены в виде верхней половины тела химер со стилизованными львиными головами. В некоторых православных храмах химеры украшают епископскую кафедру: их деревянные фигуры изгибаются по обеим сторонам сиденья, образуя подлокотники.
Первоначальное эзотерическое значение образа Химеры утрачено, но его символический смысл известен, да и само это слово вошло в повседневный язык: под химерой мы понимаем ложную идею или пустые фантазии. Химерический разум питается иллюзиями, а химерический проект рушится, не выдержав испытания фактами, т. е. является беспочвенным или нереальным.
Попытаемся восстановить эзотерическое значение символа Химеры, зашифрованное в мифе традицией посвящения1 . Известно, что все существа в Природе делятся на три категории соответственно количеству имеющихся у них психических центров. Существа первой категории имеют лишь один такой центр — двигательный. Существа второй категории — два центра: двигательный и эмоциональный. И лишь люди обладают тремя центрами: двигательным, эмоциональным и интеллектуальным.
Судя по львиной голове и козлиному телу, сказочная Химера относилась к высшим представителям животного царства, а потому ее, бесспорно, следует причислить ко второй категории, категории существ, обладающих двумя психическими центрами: двигательным и эмоциональным. Коль скоро Химера была живым существом, то и у нее имелись два центра, — но только, в отличие от нормы, интеллектуальный вместо эмоционального. Это значит, что бытие ее было ирреальным, именно химерическим, ибо у всех двуцентровых существ, встречающихся в Природе, центрами могут быть только двигательный и эмоциональный.
По какой же причине это чудовище фигурирует в мифологии глубокой древности, восходящей к самим источникам Посвящения?
На примере образа Химеры, изучив его символический смысл, мы сможем более глубоко уяснить состояние внешнего человека, над которым властвует временное «Я» его неразвитой Личности заодно с эпохой, в которую он живет — точнее, живем все мы.
1 Т. е. инициации: «initiatory tradition».
(3)
Вернемся к исходной схеме трех психических центров и положительно-отрицательной двойственности их нормального функционирования.
Как мы уже видели, из этих трех центров наиболее развитым и организованным является двигательный. Когда человек рождается, этот центр уже функционирует, притом весьма сложным образом. В двигательном центре сперматозоида сосредоточена в основном моторная функция будущего зародыша, выполнение инстинктивной же функции обеспечивается яйцеклеткой, а начиная с момента зачатия — инстинктивной частью двигательного центра матери, который руководит образованием плода и его развитием в течение всего срока беременности. С рождением ребенка его обособившийся двигательный центр руководит ростом его тела, а также — с помощью мыслительного центра, а иногда под его непосредственным руководством — его развитием, включающим в себя формирование и развитие физической и психофизической функций. Таким образом, с самого рождения человека позитивный инстинктивный и негативный двигательный секторы его двигательного центра работают на полную мощность. Центр этот является также носителем всех телесных и психических предрасположенностей человека, как наследственных, так и сформированных его собственным ранним опытом.
Рис. 11
Если двигательному центру образование и обучение требуются лишь для завершения его развития, то мыслительному центру приходится начинать с нуля, ибо он рождается девственно чистым, tabula rasa. Он должен учиться всему, более того, только так может происходить его формирование1.
1 Эмоциональный центр новорожденного также представляет собой tabula rasa, благодаря чему он может получать определенные энергии от высшего эмоционального центра. Однако, как и низший интеллектуальный центр, это не избавляет его от необходимости адаптации, т.е. формирования в обучении.
(4)
Можно сказать, что вся нынешняя образовательная система — ее начальная, средняя и высшая ступени — практически полностью ориентирована на рост и развитие мыслительного центра. Наша культура преимущественно интеллектуальна; получение сегодня человеком звания интеллектуала является признанием того, что независимо от своего социального статуса он способен играть активную роль в развитии современной культуры.
При том преувеличенном внимании, которое уделяется развитию двигательного и мыслительного центров, эмоциональный центр современного образованного человека выглядит бедным родственником. По сути, человеческое общество не особенно заботится о его развитии. Религиозное обучение не только перестало быть обязательным в цивилизованных странах, оно к тому же подвержено влиянию господствующего образа мыслей, так сказать, «интеллектуализировано». Поэтому неудивительно, что, предоставленный самому себе, эмоциональный центр человека с возрастом деградирует. (Это ведь общеизвестный закон: что не растет и не развивается, то неизбежно приходит в упадок). Между тем такое положение вещей остается совершенно незамеченным. С одной стороны, его можно констатировать повсеместно, а с другой — нынешние обстоятельства, в которых мы живем, не требуют от человека развития его эмоционального центра наравне с двумя остальными. Благодаря интенсивному развитию двигательного или интеллектуального центра современный человек может сделать блестящую карьеру, без какой-либо необходимости активизировать функции эмоционального центра. Наоборот, человека подчас пугает его вмешательство, которое может «спутать карты» в его бесстрастных «реалистичных» расчетах и тем самым нарушить планы, осуществляемые под руководством двух остальных центров.
Как правило и как норма, эмоциональный центр наиболее активен у маленьких детей, в сознании которых еще отсутствует Личное «Я», поскольку у них он значительно чище. Если эмоциональный центр ребенка не отягощен чрезмерным количеством врожденных предрасположенностей, либо если они не носят чрезмерно негативного характера, а также при том условии, что интеллектуальный центр еще не достаточно развит, чтобы преобладать, эмоциональный центр остается активным—как правило, подчиняя себе двигательный, особенно в случае человека «№ 2». В дальнейшем, в процессе образования, которое под видом повышения интеллектуальной культуры направлено главным образом на интенсивное развитие негативной половины двигательного центра, деятельность эмоционального центра все более угнетается, так что под конец он впадает в спячку, близкую к летаргии.
Такова основная причина одностороннего развития человеческой Личности: будучи высокообразованным и обладая необходимыми навыками по части использования негативной части двигательного центра, человек активен и по видимости состоятелен в соответствующих сферах, однако заведомо слаб и пассивен в эмоциональном плане.
(5)
Наша жизнь оказывает на психику человека весьма значительное и притом одностороннее давление, которому подвергаются его умственные способности, а главным образом — способность к вниманию во всех его аспектах. Это порождает в человеке противодействие, указывающее на необходимость в релаксации для восстановления равновесия.
Если психические центры человека развивались в гармоническом равновесии, релаксация обычно выражается в позитивной эмоциональной жизни, адекватной его интеллектуальной культуре. В этом случае инстинктивная и двигательная активность в период релаксации оказываются синхронизированы с вибрацией эмоционального центра, заслоняющей вибрацию центра интеллектуального. Это дает возможность осуществления сублимации полового начала. Подобные моменты релаксации способны породить творческое вдохновение, которое является психическим аналогом физического зачатия.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гнозис. Том третий. Эзотерический цикл. Опыт комментария к эзотерическому учению восточной церкви"
Книги похожие на "Гнозис. Том третий. Эзотерический цикл. Опыт комментария к эзотерическому учению восточной церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Муравьев - Гнозис. Том третий. Эзотерический цикл. Опыт комментария к эзотерическому учению восточной церкви"
Отзывы читателей о книге "Гнозис. Том третий. Эзотерический цикл. Опыт комментария к эзотерическому учению восточной церкви", комментарии и мнения людей о произведении.