Валерий Самойлов - Морской нефтебизнес. Пособие для будущего топ-менеджера
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Морской нефтебизнес. Пособие для будущего топ-менеджера"
Описание и краткое содержание "Морской нефтебизнес. Пособие для будущего топ-менеджера" читать бесплатно онлайн.
Книга о морском нефтебизнесе и других составляющих этого вида деятельности написана в легко читаемом литературном жанре. Она рассчитана на широкий круг читателей и будет интересна прежде всего учащимся и студентам ВУЗов. Книга заинтересует и нефтяные компании, которые уже имеют сегмент морского нефтебизнеса (бункеровок судов) или только планируют его создать. Она привлекательна и для обычных частных предпринимателей нефтебизнеса, которые расширяют свою сферу деятельности. Все взято из реальной жизни на основе личного опыта автора книги, начиная с организации оптовых продаж нефтепродуктов и до сложнейших морских бункеровок, строительства портовых нефтетерминалов.
Самойлов Валерий Александрович
Морской нефтебизнес пособие для будущего топ-менеджера
© Самойлов В.А
© OOO "Горизонт"
Глава 1. Введение, или ответ на вопрос: с чего начать?
Друзья, с которыми я начинал или сотрудничал в морском нефтебизнесе, считают, что мною были достигнуты неплохие результаты, некоторые из которых эксклюзивны. Я работал в нефтяных компаниях, входящих в десятку самых крупных в России, общался с иностранными партнерами и прошел путь от менеджера до генерального директора. Наверное, они правы – настало время поделиться моими знаниями и опытом.
Прежде чем переходить к морскому нефтебизнесу, пройдемся по береговому. Это необходимо сделать сейчас, на берегу, пока ваш танкер где-то в далеком порту или на рейде в ожидании подписания контракта. Надо понять, что, даже имея приличные деньги, не всегда можно приобрести необходимые вам нефтепродукты в России. Все крупные нефтяные компании давно расписали планируемые поставки нефтепродуктов своим, проверенным годами совместной работы, надежным покупателям. Это так. Однако, основываясь на личном опыте, я постараюсь решить все возникающие проблемы и обеспечить вас необходимым ассортиментом нефтепродуктов. Можно, конечно, обойтись и без моей помощи, воспользовавшись благами цивилизации. К примеру, открыть Интернет и поискать там поставщиков. Но должен сразу предупредить: «Будьте осторожны!». Никто вам не станет отгружать нефтепродукты без предоплаты. Вот тут и возникает поле деятельности для аферистов и жуликов. Мои хорошие знакомые на этом обожглись. А, учитывая нынешнюю стоимость нефтепродуктов, можно себе представить, как хорошо они обожглись. Вообще, нефтебизнес представляет собой специфическое сообщество предприятий, в котором кто-то добывает нефть, кто-то ее транспортирует, кто-то перерабатывает, кто-то продает готовые нефтепродукты, кто-то принимает их на хранение, кто-то покупает и потребляет. При этом, естественно, присутствует конкуренция. Но вместе с тем имеет место и обширное сотрудничество. Все понимают, что в этом бизнесе важен обмен информацией, как о поставщиках, так и о покупателях. Примером такого плодотворного сотрудничества служат международные форумы поставщиков морских нефтепродуктов, иначе говоря, бункеровщиков. У них, неофициально, уже давно сформирован «черный список» фирм, с которыми рискованно иметь дело. Можно понять бункеровщиков, ведь в морских условиях, оплата идет в течение нескольких дней по факту завершения поставки нефтепродуктов с танкера на судно-потребитель.
Итак, у вас есть финансы и вы решили заняться нефтебизнесом. С чего начать? Конечно, с Концепции. Сформулируйте, что вы хотите: добывать нефть; купить кем-то добытую нефть и переработать её на НПЗ – нефтеперерабатывающем заводе; купить цистерны и перевозить нефтепродукты; построить нефтепровод; построить нефтетерминал; приобрести землю и построить АЗС-ку – автозаправочную станцию и не одну; просто покупать оптом нефтепродукты и перепродавать их и так далее.
Исходя из Концепции, вы спланируете её финансовое обеспечение. Например, вы задались целью организовать экспорт нефтепродуктов. В этом случае Концепция и её финансовое обеспечение представляются следующим образом:
КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВИдеология концепции: организовать поставки мазутной группы нефтепродуктов для датской бункерной компании с перевалкой на экспорт через литовский нефтетерминал
Реализация концепции: вне территории России, закупая мазут М-100, произведенный из российской нефти, на Мозырьском НПЗ (Белоруссия), транспортируя его по территориям Республики Беларусь и Литвы на условиях FOB датский танкер
Исполнитель-продавец: оффшорная компания
Объем ежемесячной перевалки: 30 000 тн (5 танкеров дедвейтом по 6000 тонн)
Формула цены: FOB Platts – 12
Финансовое обеспечение 1 тонны мазута М-100:
заводская стоимость c российским ж/д тарифом – 250 usd
пошлина – 42 usd
ж/д тариф по РБ – 11 usd
по Литве – 8 usd
слив, налив, хранение – 10 usd
работа сюрвейера – 0,5 usd
экспедитора – 0,4 usd
морского агента – 0,1 usd
==========================
себестоимость 1 тонны – 323 usd
Итого, нам необходимы финансовые средства на оборот 2-х танкеров (один грузится в литовском порту, другой разгружается в датском порту): 6000 тн × 2 = 12000 тн × 323 usd/tn = 3 876 000 usd
Расчет прибыли: Platts – 351 usd
скидка – 12 usd
прибыль на 1 тонне – 16 usd (351–323 – 12)
за 1 танкер – 96 000 usd
за 30 000 тн – 480 000 usd
Риски: при резком падении цен на нефть, соответственно будет падать показатель Platts, который может вывести прибыль в ноль или минус, но при таких относительно небольших танкерных партиях в 6000 тонн, можно вовремя успеть понять негативную тенденцию, и отказаться от закупок, дождавшись снижения заводских цен, что вернет ситуацию в позитив и возобновит прибыльность экспортных операций. Правда здесь есть одно «но» – поставщик не любит делать паузы. В случае вашего отказа, он тут же найдет более сговорчивого покупателя и переключит поставки на него. Поэтому, прежде чем делать паузу, хорошенько взвесьте все «за» и «против» – общий баланс прибыли все равно будет в вашу пользу.
Это лишь один из примеров организации нефтебизнеса и начать его можно, имея в месячном обороте примерно четыре миллиона долларов. Надо сразу заметить, не обращая внимания на разговоры о конвертируемости рубля и создания в России нефтяной биржи, что все операции в экспортной деятельности производятся в американских долларах. Правда, в приведенном примере, несмотря на российское происхождение нефти и оффшор с элементами российской действительности 90-х годов прошлого века, экспорт условен. По сути, это международная операция по закупке нефтепродуктов в одной из стран СНГ. Мы ещё вернемся к экспорту в обычном понимании в следующих главах с расшифровкой понятий FOB, Platts и других атрибутов этого бизнеса. Итак, с чего начать нефтебизнес? Ответ понятен: с поиска финансового обеспечения. При этом, надо зафиксировать неоспоримый факт: прибыльность в нынешнем веке осталась такой же, как и в прежнем столетии. Но, из-за небывалого роста цен на нефть в период до 2014 года, финансовые потребности на аналогичные в прошлом сделки удвоились. На этой оптимистической ноте, переходим к следующей главе.
Глава 2. Поставки и сбыт нефтепродуктов. Участие в нефтедобыче и процессинге
Итак, вы нашли финансовые ресурсы и решили организовать поставки нефтепродуктов в свой город, область, край, республику… Ваш Инвестор требует экономическое обоснование? Все верно. Кто нынче станет бросаться на амбразуру, тем более с большими деньгами? В этой главе я вам подробно изложу все аспекты становления вашего нефтебизнеса. Но если Инвестор все же желает получить концепцию деятельности, прошу обратиться в раздел Приложения (в частности Приложение № 10), в конце книги, где представлены не только концепции, но и многое другое.
Финансовые затраты для Инвестора надо просчитать сразу, как говорится, «не отходя от кассы». Для этого открываем сайт местного рынка нефтепродуктов и берем оттуда текущие оптовые цены, в которые уже включены заводские цены, доставка нефтепродуктов в регион железнодорожными цистернами, страховка, услуги нефтебазы: слив, налив, хранение, и наконец, сделана оптовая наценка поставщика. Сколько и чего везти? Ван момент, плиз! Вы же понимаете – вас тут никто не ждет, кроме непосредственных потребителей, для которых, чем вас больше, тем лучше «разводить» поставщиков по цене. Я и сам когда-то этим занимался, работая в рыбопромысловой компании и закупая для нее флотские нефтепродукты.
Для начала определимся с ценовой политикой. Нефтепродукты вы приобретете по заводским ценам, добавите процентов десять наценки на прибыль… Десять процентов маловато? Да, для прошлого века, действительно мало – тогда прибыль доходила до пятидесяти процентов. Но и цены были другими. К тому же, для вхождения в рынок, вам следует предложить цены чуть меньше, чем предложат конкуренты. Иначе, у вас никто ничего не купит. Хорошо, если вы впишитесь в эти десять процентов прибыли.
Нефтепродукты следует закупать в ассортименте, в относительно небольших объемах. Ведь вас еще не знают, и нет уверенности, что вы сходу все продадите. А вот прежних поставщиков, среди которых есть традиционные и надежные, знают хорошо. Если вы находитесь в портовом городе, я бы посоветовал приобрести следующие нефтепродукты (для примера взяты цены 2007 года):
– дизельное топливо: 500 000 литров × 14,5 руб/литр = 7 250 000 рублей – дизтопливо всегда пользуется спросом;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Морской нефтебизнес. Пособие для будущего топ-менеджера"
Книги похожие на "Морской нефтебизнес. Пособие для будущего топ-менеджера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Самойлов - Морской нефтебизнес. Пособие для будущего топ-менеджера"
Отзывы читателей о книге "Морской нефтебизнес. Пособие для будущего топ-менеджера", комментарии и мнения людей о произведении.