Виктор Трихманенко - Небом крещенные

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Небом крещенные"
Описание и краткое содержание "Небом крещенные" читать бесплатно онлайн.
События романа «Небом крещенные» развёртываются на протяжении летной жизни целого поколения. В книге показаны простые, скромные труженики боевой авиации, но вместе с тем каждого из них можно назвать героем — столь значительны их душевные порывы, так сильна страсть, с которой они выполняют обычное дело службы. Автор рассказывает о них тепло, убедительно, искренне. Он, бывший военный летчик, ныне писатель, хорошо знает своих героев и горячо их любит. Это в значительной степени усиливает жизненную правду и художественные достоинства романа.
Проходил мимо гроба Зеленский. Кивнув на женщину, пробурчал, чтобы услышали летчики:
— А ей горе невеликое. Она уже присматривает себе очередного.
Может быть, его слова услышала и женщина — вздрогнула, как от удара током. Уходили из фойе последние. Она к гробу не приблизилась. Не могла она заставить себя склониться над обезображенным лицом-маской, поцеловать. Еще вчера она видела его дома — бравым таким, добродушным здоровяком, еще не остыло у нее на груди тепло его страстных мужских объятий, еще звучал у нее в ушах его голос, беззаботно громкий голос человека, привыкшего к аэродромному шуму. Таким остался в ее сердце муж. Она думала о нем, отворачиваясь от маски в гробу с содроганием, мысленно она не переставала говорить с тем, живым. На глазах у нее не было слез.
Траурная мелодия прозвучала коротко и улетучилась, развеялся дымок пистолетного салюта, встал на окраине скромный обелиск со звездочкой.
Реактивный гром на аэродроме возвестил о том, что жизнь и служба продолжают свое течение.
В эскадрилью прибыло четверо молодых летчиков. Их постепенно вводили в боевой строй. А одного уже и списали с летной работы — Зеленского.
В последнее время Эдик Зеленский стал жаловаться на головные боли и общее недомогание. Однажды прервал выполнение задания: на большой высоте, в стратосфере, почувствовал себя плохо. Послали его на медицинскую комиссию. Там всесторонне обследовали, внимательно прислушиваясь к жалобам на здоровье. Может быть, то, что он говорил порой заставляло врачей вскидывать очки на лоб: приборы и анализы свидетельствовали о другом. Но ни один врач не станет утверждать, что летчик здоров, если сам летчик говорит, что болен. Стоит высказать жалобу, и ее запишут в медицинскую книжку в той же самой формулировке и еще какую-нибудь замысловатую фразку по-латыни прибавят. Не хочет человек летать — никто силком заставлять не будет. Зачем врачу брать на себя лишнюю ответственность?
Так и списали Эдика с летной работы, направили в резерв. Кадровики подыскивали лейтенанту какую-нибудь службу на земле. И вскоре нашли. И не очень утомительную, да еще в части, которая стояла в большом городе. Поехал Зеленский туда с охотой, оставив отдаленному гарнизону на память такую сочиненную им же присказку:
"Пусть мухи летают — их много, все не перебьются".
XVСлава "сильнейшего пилотяги" за Вадимом утвердилась накрепко. Об этом не пишется в газетах и не говорится по радио, знали об этом лишь летчики, передавая свои впечатления из уст в уста. Офицеры, побывавшие на аэродроме в командировке, рассказали о виртуозной технике пилотирования Зосимова в вышестоящем штабе. Был инспектор-летчик из Москвы — тоже увез с собой такое мнение. Фамилию Зосимова услышали даже в Главном штабе ПВО страны.
Тот же самый начальник, который возражал против назначения Вадима командиром эскадрильи, теперь вспомнил о нем. Надо было подобрать хорошего летчика на вакантную должность инспектора техники пилотирования. И начальник высказал кадровикам такую мысль: "Посмотрите-ка Зосимова, замкомэска из такой-то… Это же не летчик, а скрипач".
Запросили мнение командира, и Яков Филиппович Богданов дал Вадиму отличнейшую характеристику, хотя ему и жаль было отпускать такого летчика.
Так-то повернулась служба Вадимова. Распрощался он с дивной экзотикой далекого аэродрома, с вулканами и горячими озерами, уехал на материк. Были свои плюсы и свои минусы в этом повороте. Вадиму предстояла интересная, чисто летная работа, сопряженная с непрерывным ростом его мастерства, — разве не об этом всегда мечтал Вадим, влюбленный в авиацию с юности? Будут поступать на вооружение новые машины — Вадиму в числе первых летать на них.
Будет какое-то сложное спецзадание — наверняка Вадиму доверят его. Инспектор техники пилотирования… И звучит, кроме всего прочего, неплохо. С другой стороны… Если отслужившие свой срок в отдаленной местности едут в западные округа — на Украину, в Белоруссию, в Прибалтику, то Вадим это свое законное право отныне утратил. Ему еще летать на Востоке, ему служить здесь, на восточной окраине страны, много лет.
А что Варвара, как она отнеслась к его неожиданному и своеобразному выдвижению по службе?
Она радостно, сердечно поздравила мужа, взяв с него при этом слово, что теперь-то он уж непременно поступит на заочный факультет.
Она не покривила душой, сказав, что этот дальневосточный город, куда они переехали, для нее чужой и нелюбимый.
Суровый, штормовой ветер развеял Варины мечты и надежды. Но куда иголка, туда и нитка — эту мудрость житейскую приняла как должное Варвара Пересветова.
В полетах, в командировках минул год и минул второй. Ныне майора Зосимова, инспектора техники пилотирования, хорошо знали на ближних и дальних аэродромах. И он знал многих командиров, потому что почти с каждым летал, проверял выучку, почти у каждого, кто сдавал на первый класс, принимал в воздухе практический зачет. Зосимова знали, уважали и немного побаивались: при всей своей общительности, при своем дружелюбии он не делал никаких скидок, проверяя технику пилотирования. Сплоховал какой-нибудь комэск в контрольном полете — первого класса ему не видать. Придется товарищу долгонько ждать, пока инспектор опять появится на этом аэродроме и повторно примет зачет. Да еще надо будет ловить погоду. Для контрольного полета нужен "минимум погоды": чтобы, значит, темная ночь и чтобы нижний край облачности держался на высоте метров триста-четыреста, неплохо, если дождик моросящий. Если при минимуме погоды летчик уверенно выполняет задание и заходит на посадку, то при более благоприятной погоде — наверняка слетает.
Проверял Зосимов и начальников постарше себя званием. Прилетит на Н-ский аэродром: ну-ка, товарищ командир полка, садитесь-ка с инспектором в двухместный самолет, в спарку садитесь, да покажите, на что способны. Командуете вы вроде неплохо, требуете строго, а как сами пилотируете?
Авиация — это такой род войск, где чем старше командир, тем лучше летать должен. Тут по первому классу летает и сам генерал.
Двухместная реактивная спарка служила майору Зоси-мову рабочим кабинетом, просторное поле аэродрома было ему академией.
Он уже второй год учился на заочном факультете Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Говаривал в шутку, что жена все-таки отдала его в ученье.
XVIЗосимов позвонил жене на работу:
— Это вы, доктор?
— Я, — ответила Варя, смеясь.
— Домой сегодня не приду. Через час лечу в командировку.
— Куда?
— Да тут, недалеко…
— Надолго?
— На несколько дней.
Варвара помолчала и потом, с обидой в голосе:
— Вчера только вернулся из командировки, а сегодня опять в командировку.
Вместо ответа Вадим просвистел в трубку всем известный мотивчик:
Пора в путь-дорогу,
В дорогу дальнюю-дальнюю-дальнюю идем.
Над милым порогом
Качну серебряным тебе крылом…
Через час все тот же старенький ЛИ-2 уносил офицеров на северо-восток, вдоль реки. Пилотировал машину капитан Бровко. Он пригласил Вадима на правое пилотское сиденье. Как инспектор-летчик Вадим и сам мог занять это место, чтобы проконтролировать командира корабля.
— На проверочку летите, Вадим Федорович? — спросил Бровко.
— Да нет… — возразил Вадим. — В основном для того, чтобы подмогнуть командирам: на крутую спираль провозим летный состав.
Бровко слегка пожал плечами. Ничего не сказал, но, наверное, подумал: "На кой ляд инспектору заниматься инструкторской работой?"
Приземлились на Н-ском аэродроме. Прощаясь, Бровко почтительно выжидал, пока инспектор первым протянет руку. Был Зосимов когда-то молодым летчиком, был совсем зеленым, когда Бровко имел уже сбитых на счету, а теперь стал инспектором. Летая многие годы на транспортнике, Бровко усвоил определенные нормы обращения с начальством — с большим и маленьким.
Легко, как стрижи, взлетали с Н-ского аэродрома реактивные МИГи. Уж как верно они названы! Один миг — и умчался самолет, врезаясь в облака. В ясную погоду летит, невидимый, на большой высоте, белым следом режет синее небо пополам, будто алмаз. Летчики говаривали между собой, что это замечательная машина, что она на вооружении уже много лет и хорошо в авиации притерлась.
И вот по приказу свыше вдруг начали всех летчиков заново "вывозить" на пресловутую крутую спираль. Крутая спираль близка к штопору самолета и почти неуправляема. Где-то на каком-то аэродроме, на другом конце Советского Союза, был случай, когда самолет, стремительно снижаясь, так и не вышел из крутой спирали, несмотря на многократные судорожные старания пилота. Истребитель — он быстрокрылый, сильный, послушный, но не терпит ошибок в технике пилотирования. Иных ошибок вообще не прощает. Когда он начинал вертеться в крутой спирали, быстро теряя целые километры высоты, надо было хладнокровно, точно соблюдая последовательность, сработать рулями — он покорится пилоту безропотно.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Небом крещенные"
Книги похожие на "Небом крещенные" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Трихманенко - Небом крещенные"
Отзывы читателей о книге "Небом крещенные", комментарии и мнения людей о произведении.