» » » Геральд Матюшин - Археологический словарь


Авторские права

Геральд Матюшин - Археологический словарь

Здесь можно скачать бесплатно "Геральд Матюшин - Археологический словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Словари, издательство Просвещение, год 1996. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геральд Матюшин - Археологический словарь
Рейтинг:
Название:
Археологический словарь
Издательство:
Просвещение
Жанр:
Год:
1996
ISBN:
5-09-004958-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Археологический словарь"

Описание и краткое содержание "Археологический словарь" читать бесплатно онлайн.



В словаре раскрываются важнейшие термины археологии — науки, интересующей миллионы жителей Земли. Ведь только с помощью археологии мы можем познать большую часть истории, а значит — понять себя и окружающий мир. Главное внимание уделяется проблемам происхождения человека, становления современной цивилизации, археологии нашей страны.

Данное издание является первым опытом создания отечественного археологического словаря. Предназначено для учащихся, студентов, учителей, всех любителей истории и археологии.






Нового расцвета достигает рус. архитектура в XVI в. Именно в это время создаются такие выдающиеся памятники, как храм Вознесения в с. Коломенском (1532), Покровский собор на Красной площади, Смоленская крепость, Зарайский кремль и др. Строительство их велось довольно быстро. Напр., Зарайский кремль, и сейчас поражающий своей мощью, был построен всего за 3 года. В 1528 г. началось строительство крепости, а уже в 1531 г. был сооружен не только Кремль, но и окружавшие его мощные валы и рвы.


КАМЕННО-БАЛКОВСКАЯ КУЛЬТУРА — культура Приазовья (дельта р. Дон). Верхний палеолит. Микропластинки, острия с притупленным краем. Предполагают, что К.-Б. к. мигрировала в З. Грузию (Имеретию).


КАМЕННЫЙ ВЕК — пер вый период истории человечества, занимающий 2,6 млн. лет. Металл не был известен, и орудия изготовлялись из камня, дерева и кости. Подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Продолжительность К.В. в различных областях была неодинаковой. Некоторые племена до наших дней остаются на стадии К.В.


КАМЕНЬ — интерес к К. восходит к очень древним временам. Он сопровождал человека с его первых шагов. Об этом говорят коллекции манупортов на стоянках олдувайской культуры. Манупорты — это просто необработанные К., принесенные человеком за десятки километров. История человечества начинается с изготовления человеком первых каменных орудий (ок. 3 млн. лет назад). 2,6 млн. лет назад датируется одна из самых древних стоянок Гона в С.-В. Африке. Там человек уже научился распознавать свойства К. и собирал в разных местах К., которые потом могли быть им использованы для утилитарных целей. Большая часть истории человечества — это история поисков хороших пород К. и использования их для изготовления орудий. Биологические объекты, в том числе дерево, кость и другие материалы, играли лишь вспомогательную роль.

Только появление металла вытеснило К. из жизни человека. Первые металлические орудия появились ок. 9 тыс. лет назад. Металл как равноценное сырье (вместе с К.) стал функционировать не более 4-5 тыс. лет назад. Даже самые древние города (Иерихон, Чатал-Гуюк, Хаджиляр) созданы исключительно орудиями из К. Возникновение первых цивилизаций также обусловлено использованием К. в качестве орудий. Век металла, в котором и мы живем, занимает всего 1/5 часть 1% истории. Естественно, что столь длительное существование за счет использования К. как сырья для основных орудий не могло не привести к формированию различных стереотипов в культуре и быте. Это хорошо видно на примерах из прошлого и современности.

До сих пор камни привлекают наше внимание. За покупку их часто платят огромные деньги, за обладание ими совершают и сейчас преступления и убийства, хотя никакой практической роли в нашей жизни камень вроде бы и не играет. А сколько книг описывают борьбу за камни!

В Шумере очень любили лазурит и другие драгоценные К. Без них не обходился ни один храм. Ими украшали статуи богов, делали мозаичные картины, изображавшие сцены из жизни и подвиги героев. Однако в Месопотамии нет никаких месторождений не только драгоценного, но и вообще какого-либо К. В Уруке уже ок. 5 тыс. лет назад украшали здания разноцветными мозаиками. Красные, белые и черные треугольники, шевроны, или меандры, выложенные из К., окаймляли колонны и украшали стены зданий. В Вавилоне главная улица города — «дорога процессий» — была вся выложена плитами светлого известняка, чередующегося с красной беркчией. В Месопотамии, да и в других местах к К., особенно цветному, испытывали особое религиозное почитание, которое кое в чем сохранилось и до нашего времени. А в древности безотчетно верили, что К. приносят добро или, наоборот, могут наслать беды. Их носили как украшения, из них делали печати, с ними связывали суеверия. Даже ученые в то время верили в особую силу К. Напр., известный римский ученый Плиний Старший в своей «Естественной истории» пишет, что некоторые К. находят только в пасти драконов, в глазах птиц или они прямо упали с неба. Он сообщает, что аметист предохраняет от опьянения, а если на нем вырезать луну или солнце и носить его на шее в волосах кинокефала или ласточки, то он спасет от отравления. Если носить гелиотроп вместе с цветком того же названия, то человек в любой момент, при произнесении некоторых разных заклинаний, может стать невидимым.

До нас дошло большое количество древних К. — инталий с различными изображениями. Уже при Екатерине II в Эрмитаже хранилось ок. 10 тыс. К. с вырезанными на них различными изображениями. Сама Екатерина и президент Академии наук Дашкова любили лично резать и шлифовать К. И сейчас многие из нас верят в какое-то влияние К. В магазинах можно найти сведения, какой К. к какому месяцу приписан, какой К. должен сопутствовать каждому человеку. Для родившихся в январе К. жизни числится гранат, феврале — аметист, марте — яшма, апреле — сапфир, мае — изумруд, июне — агат, июле — сердолик, августе — сардоникс, сентябре — хризолит, октябре — аквамарин, ноябре — топаз, декабре — хризопраз.

По мнению Сократа, весь потусторонний мир — истинная земля сплошь состоит из самоцветов: «Наши камешки, которые мы так любим, — все эти опалы, сапфиры, изумруды и т.п., являются частицами тех камней». В рус. рукописях и летописях мы также встречаемся с обожествлением К.: «Кто яхонт червленый при себе носит, снов страшных и лихих не увидит..., а еще кто тот яхонт носит в перстне при себе, тот и скрепит сердце свое и в людях честен будет... Красный К. сердце отвеселит... силу и память человека врачует».

Можно сказать, что и в новое время каждая историческая эпоха имела свои любимые К. Напр., в начале XIX в. в Европе была мода на дендриты, в 30-е г. — на гиацинты, а в 40-е — на ониксы. В 1870 г. в Вене была мода на гематит, а в Англии в то же время — на «кошачий глаз».

Еще в античные времена собирались огромные коллекции К. Плиний передает рассказ о некоем музыканте Исмении, который имел особых агентов, скупавших самоцветы везде, даже на отдаленном Кипре. Большие коллекции резного К. имели Александр Македонский, Цезарь, Август и др. В средние века выдающимся собирателем античных гемм был Петрарка. В XV-XVIII вв. страсть собирательства К. приобрела почти эпидемический характер. Всякий образованный человек считал обязанностью собирать резные К. В XVIII в. в России создается необычное монументальное искусство резьбы по твердому К. Для поисков самоцветов снаряжаются крупные экспедиции. Создаются специальные гранильные фабрики (Петергофская, Екатеринбургская и др.), для которых собираются огромные коллекции различных пород К. Создаются и крупные частные коллекции минералов. Самые известные из них — графа Перовского с крупнейшим изумрудом с Урала. Известна трагическая судьба первооткрывателя рус. изумрудов Я.В. Коковина, павшего жертвой алчного высокопоставленного коллекционера. Коллекции растут, владельцы их вступают в международный обмен. Однако грандиозная коллекционная деятельность государства и крупных сановников, как и камнерезное искусство, погибли после 1861 г. Отмена крепостного права привела к упадку коллекционирования и государственного гранильного производства. Частное коллекционирование также пошло на убыль.


КАННЕЛЮРЫ — широкие желобки на поверхности сосудов.


КАННИБАЛИЗМ — людоедство, использовалось у отсталых племен в магических целях, когда тела умерших родственников или врагов поедались для магического усвоения их силы.


КАПОВАЯ ПЕЩЕРА — Ю. Урал, Башкирия, Бурзянский район. Известна ученым с XVIII в. Изучалась известными рус. учеными И. И. Рычковым, И. И. Лепехиным, В. И. Далем, и др. В. И. Даль писал о К. п.: «Гора возвышается сажен на 80; пещера идет снизу вверх, длиною сажен в полтораста или более: она вся еще не исследована и состоит из множества отдельных больших и малых пещер, связанных переходами, оконцами и трещинами. Подземные палаты эти шириною от двух, трех и до 12 сажен вышиною, местами также до 12 сажен, между тем как тут и там надо пробираться ползком. Известковые капельники образуют на полу и на сводах дивные изваяния, подающие башкирам повод к новым басням. Тут есть ключи, озера, пропасти, подземные горы, огромные самородные своды, ступенчатые лестницы, погребальный одр из капельника, и вокруг шесть огромных шандалов со свечами из той же известковой накипи. В стенах и сводах есть отверстия, ведущие в верхние и боковые ярусы пещеры. В подземелье обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Там же нередко укрывались джинны, дивы и дьюпари. Во время смут и возмущений башкиры спасались в подземелье этом с семействами и имуществом. Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся, собаке: это див, окаменевший в принятом им образе. Замечательно, что каменная собака эта боится плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью; она издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Археологический словарь"

Книги похожие на "Археологический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геральд Матюшин

Геральд Матюшин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геральд Матюшин - Археологический словарь"

Отзывы читателей о книге "Археологический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.