» » » » Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам


Авторские права

Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Издательство Южного федерального университета, год 2015. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам
Рейтинг:
Название:
Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам
Издательство:
Издательство Южного федерального университета
Год:
2015
ISBN:
ISBN 978-5-9275-1532-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Описание и краткое содержание "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает об одном из ярких направлений в истории непи­лотируемой космонавтики - о создании и развитии лунных проектов, их реализации в Советском Союзе. Фоном для этого автор избрал очерк об этапах, предшествовавших этому, о деятелях и свершениях русских учё­ных и инженеров в XIX-XX вв., о мощном развитии ракетных исследова­ний в период перед Второй мировой войной и особенно по её завершению. Особое место отведено деятельности советских научных и производствен­ных организаций, военных учреждений и структур в период подготовки и осуществления лунных миссий.






Рис. 31. Панорама лунной поверхности, переданная «Луной-13»


31 декабря работа с «Луной-13» была закончена.

Мягкие посадки ЛКА, передача фототелепанорам лунной поверхности и научной информации были громадным успехом нашей страны.

В конце марта 1967 г. решением Правительства и Министерства Обороны в ракетных ВВУЗах страны прошёл досрочно очередной выпуск офицерского состава. Практически все выпускники получили назначения в воинские части и учреждения, принимавшие участие в лунной программе. В Центр КИКа и на его НИПы была направлена большая группа молодых специалистов. В лабораторию А.П. Попова прибыли на должности научных сотрудников и инженеров-испытателей капитаны А.П. Гончаров, А.Ю. Дихтярук и С.В. Кирюшкин, которые уже имели определённые знания и опыт по предыдущей службе в Ракетных войсках стратегического назначения, в том числе на полигонах и на НИПах. Это позволило им без трудностей освоить свои функциональные обязанности и принять участие в продолжающихся работах по лунной программе. На НИП-10 прибыли К.К. Давидовский, Н.Н. Иванов, Н.Я. Козлитин, Л.Я. Мосензов, И.В. Хлопко и др. 12 июня и я прибыл на должность старшего инженера в отделение 57 (ПП СЕВ), начальником которого был выпускник Ростовского высшего артиллерийского инженерного училища майор В.Г. Процко.

В рамках планировавшихся пилотируемых полётов к Луне советских космонавтов были созданы специальные модифицированные ЛКА. Они предназначались для проведения испытаний с околоземной и окололунной орбит систем радиосвязи «Земля - борт - Земля» с новым бортовым радиокомплексом ДРК и новыми радиотехническими комплексами «Сатурн-МС» на Симферопольском, Евпаторийском, Щёлковском и Уссурийском НИПах.

Первый старт PH «Протон-К» с ЛКА (Е-6СЛ №111) состоялся 17.05.67 г. в 0 ч 44 мин 55 с. Однако аппарат из-за преждевременного отключения разгонного блока остался на околоземной орбите и был объявлен как «Космос-159».

Ещё один старт PH с ЛКА (Е-6СЛ №112) состоялся 7.02.68 г. в 13 ч 44 мин 53 с, но объект не вышел даже на околоземную орбиту.

7.04.1968 г. в 13 ч 09 мин 32 с с космодрома «Байконур» стартовала «Луна-14» (Е-6СЛ № 113), которая 10.04.1968 г. всё-таки стала четвёртым советским ИСЛ. [22]

Можно сказать, что это была моя первая работа по лунной программе в составе дежурной смены отделения СЕВ. Состав ГК и ГОГУ практически не изменился. В группу управления вошли А.П. Гончаров и С.В. Кирюшкин, а анализа - А.Ю. Дихтярук.

Длительные наблюдения за изменением параметров этого лунного спутника позволили уточнить соотношение масс Земли и Луны, новые данные о гравитационном поле Луны и её форме. Кроме того, проводились измерения потоков «солнечного ветра» и космических лучей, исследования условий прохождения и стабильности радиосигналов «Земля - борт» и обратно при нахождении ЛКА в различных точках орбиты и при заходах за лунный диск. Также проводились сеансы по юстировке наземных радиотехнических средств КИКа.

На «Луне-14» были продолжены эксперименты уже на трёх установленных редукторных узлах «P-1-I», «Р-1-II» и «Р-1-III» с различными сочетаниями конструкционных и смазочных материалов. Это позволило не только выбрать оптимальные решения по наиболее нагруженным трансмиссионным узлам «Лунохода-1», но и отработать методику термовакуумных наземных испытаний механизмов и блоков самоходного шасси. А для оценки эффективности уплотнения и работоспособности привода его колеса провели испытания прибора «М-1».

Баллистики считали, что после выполнения программы полёта «Луны-14» знаний о гравитационном потенциале Луны было достаточно для проведения манёвров новых ЛКА на окололунной орбите, схода с неё и мягкой посадки.

«Луна-14» завершила программу исследования Луны и окололунного пространства с помощью «лунников» второго поколения, выводимых PH «Молния».

Основные данные выполнения Программы «Е» в 1963-1968 гг. представлены в табл. 2.

Таблица 2


Итак, все 11 стартов космических аппаратов проекта Е6 с января 1963 г. по декабрь 1965 г. оказались неудачными.

И только "Луна-9" и "Луна-13" позволили самым непосредственным образом детально изучить небольшой участок поверхности вокруг космических лабораторий. Исследования показали, что радиоактивность на поверхности Луны не превышает предельно допустимые для человека нормы.

Эти результаты сочетались с обстоятельными, глобальными исследованиями всей лунной поверхности и окололунного пространства с помощью спутников «Луна-10, 11, 12 и 14».

В этот период при проведении комплекса научных исследований сделано было немало. Так, получены данные, необходимые для оценки особенностей гравитационного поля Луны, радиационной и метеоритной обстановки в окололунном пространстве; определено воздействие лучей высоких энергий на материалы, аппаратуру, приборы и оборудование ЛКА; изучены типы пород, составляющих её поверхность, состав химических элементов и минералов; приняты и проанализированы фотографии и панорамы лунной поверхности различного масштаба, полученные, правда, с помехами и искажениями, внесёнными телеметрическими и телевизионными системами.

Принятая информация всё же не давала возможность получить достоверные данные многих важных физических и микроструктурных характеристик лунного покрова. Ни один ЛКА к тому времени не был возвращён на Землю и не доставил непосредственно в руки учёных результаты исследований. Тщательное и эффективное изучение материалов исследований и их оценка могли быть проведены только при возвращении их на Землю.

Для решения задачи возвращения КА на Землю после его полёта к другому небесному телу требовалось дальнейшее развитие отечественной ракетной и космической техники, так как при этом скорость подлёта в атмосфере Земли превышала вторую космическую.

Перелёт с Луны на Землю стал основополагающим во всём комплексе проблем, которым пришлось заниматься при разработке ЛКА третьего поколения.


Глава 5

ЛУННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ


На пороге десятилетия Космической эры ракетно-космическая отрасль СССР подошла к возможности создания более мощных PH и многофункциональных ЛКА.

В начале 1967 г. Г.Н. Бабакин, при активной поддержке М.В. Келдыша получив одобрение руководства страны, сконцентрировал основные силы на проектировании космических аппаратов нового поколения для исследования Луны и окололунного пространства. Это поколение должно было включать в себя комплекс автоматизированных устройств и телеуправления, который позволял бы проводить исследования как с орбиты ИСЛ, так и непосредственно с поверхности Луны, изучать самые различные участки видимой и обратной её сторон - и доставлять образцы вещества на Землю.

Аппараты проекта Е8 планировалось запускать не на носителе «Молния», а на более мощной четырёхступенчатой PH «Протон-К» (УР-500), созданной под руководством главного конструктора В.Н. Челомея. Если для объектов проекта Е6 была предусмотрена прямая схема прилунения, то по проекту Е8 оно осуществлялось с орбиты спутника Селены, что практически снимало ограничения по координатам точки посадки.

Лунные самоходные аппараты (ЛСА) должны были значительно расширить возможности исследований в местах с неблагоприятными для человека условиями работы, исключая риск для его жизни. Создание и использование ЛСА - важный этап в исследовании Луны и окололунного пространства.

Первое документальное упоминание о необходимости «посадки на Луну автоматических самоходных аппаратов с научными приборами» содержится в письме М.В. Келдыша в государственные органы, датированном 22 декабря 1962 г.

Но идея создания такого КА родилась там же, где и Первый спутник - в ОКБ-1, и принадлежит она С.П. Королёву, что подтверждается сохранившимися докладными материалами, написанными С.П.Королёвым. Они относятся к концу 1950-х гг.

По свидетельству профессора А.К. Дзявго (в конце 1950-х был учёным секретарём НТС СКБ-2, а затем - заместителем начальника и главного конструктора танкового КБ Ленинградского Кировского завода - ЛКЗ)

С.П. Королёв ещё в конце 1959 г. обратился к Главному конструктору Жозефу Яковлевичу Котину[15](1908-1979) с предложением разработать необычное «внеземное» транспортное средство [26].

В начале 1961 г. были подготовлены проекты трёх вариантов шасси ЛСА на основе гусеничного, колёсного и волнового (змееподобного) движителей. Но в результате их обсуждения на научно-техническом совете Ж.Я. Котин, оценив масштабы поставленной перед ним задачи, решил от дальнейших исследований отказаться, полагая, что это может привести к распылению сил коллектива завода и нанести ущерб основному делу его жизни - танкостроению.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Книги похожие на "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Довгань

Вячеслав Довгань - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Отзывы читателей о книге "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.