Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"
Описание и краткое содержание "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает об одном из ярких направлений в истории непилотируемой космонавтики - о создании и развитии лунных проектов, их реализации в Советском Союзе. Фоном для этого автор избрал очерк об этапах, предшествовавших этому, о деятелях и свершениях русских учёных и инженеров в XIX-XX вв., о мощном развитии ракетных исследований в период перед Второй мировой войной и особенно по её завершению. Особое место отведено деятельности советских научных и производственных организаций, военных учреждений и структур в период подготовки и осуществления лунных миссий.
Рис. 31. Панорама лунной поверхности, переданная «Луной-13»
31 декабря работа с «Луной-13» была закончена.
Мягкие посадки ЛКА, передача фототелепанорам лунной поверхности и научной информации были громадным успехом нашей страны.
В конце марта 1967 г. решением Правительства и Министерства Обороны в ракетных ВВУЗах страны прошёл досрочно очередной выпуск офицерского состава. Практически все выпускники получили назначения в воинские части и учреждения, принимавшие участие в лунной программе. В Центр КИКа и на его НИПы была направлена большая группа молодых специалистов. В лабораторию А.П. Попова прибыли на должности научных сотрудников и инженеров-испытателей капитаны А.П. Гончаров, А.Ю. Дихтярук и С.В. Кирюшкин, которые уже имели определённые знания и опыт по предыдущей службе в Ракетных войсках стратегического назначения, в том числе на полигонах и на НИПах. Это позволило им без трудностей освоить свои функциональные обязанности и принять участие в продолжающихся работах по лунной программе. На НИП-10 прибыли К.К. Давидовский, Н.Н. Иванов, Н.Я. Козлитин, Л.Я. Мосензов, И.В. Хлопко и др. 12 июня и я прибыл на должность старшего инженера в отделение 57 (ПП СЕВ), начальником которого был выпускник Ростовского высшего артиллерийского инженерного училища майор В.Г. Процко.
В рамках планировавшихся пилотируемых полётов к Луне советских космонавтов были созданы специальные модифицированные ЛКА. Они предназначались для проведения испытаний с околоземной и окололунной орбит систем радиосвязи «Земля - борт - Земля» с новым бортовым радиокомплексом ДРК и новыми радиотехническими комплексами «Сатурн-МС» на Симферопольском, Евпаторийском, Щёлковском и Уссурийском НИПах.
Первый старт PH «Протон-К» с ЛКА (Е-6СЛ №111) состоялся 17.05.67 г. в 0 ч 44 мин 55 с. Однако аппарат из-за преждевременного отключения разгонного блока остался на околоземной орбите и был объявлен как «Космос-159».
Ещё один старт PH с ЛКА (Е-6СЛ №112) состоялся 7.02.68 г. в 13 ч 44 мин 53 с, но объект не вышел даже на околоземную орбиту.
7.04.1968 г. в 13 ч 09 мин 32 с с космодрома «Байконур» стартовала «Луна-14» (Е-6СЛ № 113), которая 10.04.1968 г. всё-таки стала четвёртым советским ИСЛ. [22]
Можно сказать, что это была моя первая работа по лунной программе в составе дежурной смены отделения СЕВ. Состав ГК и ГОГУ практически не изменился. В группу управления вошли А.П. Гончаров и С.В. Кирюшкин, а анализа - А.Ю. Дихтярук.
Длительные наблюдения за изменением параметров этого лунного спутника позволили уточнить соотношение масс Земли и Луны, новые данные о гравитационном поле Луны и её форме. Кроме того, проводились измерения потоков «солнечного ветра» и космических лучей, исследования условий прохождения и стабильности радиосигналов «Земля - борт» и обратно при нахождении ЛКА в различных точках орбиты и при заходах за лунный диск. Также проводились сеансы по юстировке наземных радиотехнических средств КИКа.
На «Луне-14» были продолжены эксперименты уже на трёх установленных редукторных узлах «P-1-I», «Р-1-II» и «Р-1-III» с различными сочетаниями конструкционных и смазочных материалов. Это позволило не только выбрать оптимальные решения по наиболее нагруженным трансмиссионным узлам «Лунохода-1», но и отработать методику термовакуумных наземных испытаний механизмов и блоков самоходного шасси. А для оценки эффективности уплотнения и работоспособности привода его колеса провели испытания прибора «М-1».
Баллистики считали, что после выполнения программы полёта «Луны-14» знаний о гравитационном потенциале Луны было достаточно для проведения манёвров новых ЛКА на окололунной орбите, схода с неё и мягкой посадки.
«Луна-14» завершила программу исследования Луны и окололунного пространства с помощью «лунников» второго поколения, выводимых PH «Молния».
Основные данные выполнения Программы «Е» в 1963-1968 гг. представлены в табл. 2.
Таблица 2
Итак, все 11 стартов космических аппаратов проекта Е6 с января 1963 г. по декабрь 1965 г. оказались неудачными.
И только "Луна-9" и "Луна-13" позволили самым непосредственным образом детально изучить небольшой участок поверхности вокруг космических лабораторий. Исследования показали, что радиоактивность на поверхности Луны не превышает предельно допустимые для человека нормы.
Эти результаты сочетались с обстоятельными, глобальными исследованиями всей лунной поверхности и окололунного пространства с помощью спутников «Луна-10, 11, 12 и 14».
В этот период при проведении комплекса научных исследований сделано было немало. Так, получены данные, необходимые для оценки особенностей гравитационного поля Луны, радиационной и метеоритной обстановки в окололунном пространстве; определено воздействие лучей высоких энергий на материалы, аппаратуру, приборы и оборудование ЛКА; изучены типы пород, составляющих её поверхность, состав химических элементов и минералов; приняты и проанализированы фотографии и панорамы лунной поверхности различного масштаба, полученные, правда, с помехами и искажениями, внесёнными телеметрическими и телевизионными системами.
Принятая информация всё же не давала возможность получить достоверные данные многих важных физических и микроструктурных характеристик лунного покрова. Ни один ЛКА к тому времени не был возвращён на Землю и не доставил непосредственно в руки учёных результаты исследований. Тщательное и эффективное изучение материалов исследований и их оценка могли быть проведены только при возвращении их на Землю.
Для решения задачи возвращения КА на Землю после его полёта к другому небесному телу требовалось дальнейшее развитие отечественной ракетной и космической техники, так как при этом скорость подлёта в атмосфере Земли превышала вторую космическую.
Перелёт с Луны на Землю стал основополагающим во всём комплексе проблем, которым пришлось заниматься при разработке ЛКА третьего поколения.
Глава 5
ЛУННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
На пороге десятилетия Космической эры ракетно-космическая отрасль СССР подошла к возможности создания более мощных PH и многофункциональных ЛКА.
В начале 1967 г. Г.Н. Бабакин, при активной поддержке М.В. Келдыша получив одобрение руководства страны, сконцентрировал основные силы на проектировании космических аппаратов нового поколения для исследования Луны и окололунного пространства. Это поколение должно было включать в себя комплекс автоматизированных устройств и телеуправления, который позволял бы проводить исследования как с орбиты ИСЛ, так и непосредственно с поверхности Луны, изучать самые различные участки видимой и обратной её сторон - и доставлять образцы вещества на Землю.
Аппараты проекта Е8 планировалось запускать не на носителе «Молния», а на более мощной четырёхступенчатой PH «Протон-К» (УР-500), созданной под руководством главного конструктора В.Н. Челомея. Если для объектов проекта Е6 была предусмотрена прямая схема прилунения, то по проекту Е8 оно осуществлялось с орбиты спутника Селены, что практически снимало ограничения по координатам точки посадки.
Лунные самоходные аппараты (ЛСА) должны были значительно расширить возможности исследований в местах с неблагоприятными для человека условиями работы, исключая риск для его жизни. Создание и использование ЛСА - важный этап в исследовании Луны и окололунного пространства.
Первое документальное упоминание о необходимости «посадки на Луну автоматических самоходных аппаратов с научными приборами» содержится в письме М.В. Келдыша в государственные органы, датированном 22 декабря 1962 г.
Но идея создания такого КА родилась там же, где и Первый спутник - в ОКБ-1, и принадлежит она С.П. Королёву, что подтверждается сохранившимися докладными материалами, написанными С.П.Королёвым. Они относятся к концу 1950-х гг.
По свидетельству профессора А.К. Дзявго (в конце 1950-х был учёным секретарём НТС СКБ-2, а затем - заместителем начальника и главного конструктора танкового КБ Ленинградского Кировского завода - ЛКЗ)
С.П. Королёв ещё в конце 1959 г. обратился к Главному конструктору Жозефу Яковлевичу Котину[15](1908-1979) с предложением разработать необычное «внеземное» транспортное средство [26].
В начале 1961 г. были подготовлены проекты трёх вариантов шасси ЛСА на основе гусеничного, колёсного и волнового (змееподобного) движителей. Но в результате их обсуждения на научно-техническом совете Ж.Я. Котин, оценив масштабы поставленной перед ним задачи, решил от дальнейших исследований отказаться, полагая, что это может привести к распылению сил коллектива завода и нанести ущерб основному делу его жизни - танкостроению.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"
Книги похожие на "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"
Отзывы читателей о книге "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам", комментарии и мнения людей о произведении.