Иван Пересветов - Большая челобитная
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая челобитная"
Описание и краткое содержание "Большая челобитная" читать бесплатно онлайн.
«…Есть ли ведати котораго царя мудрости его прироженныя воинская оминет, и приидет на него великая кротость, – то и есть уловление врагов его; не будет царь мыслити о воинстве, ни о управе во царстве своем, и будет веселитися с теми, которыя ему сердце разжигают вражбами и многими прелестными путми; а на воинники свои великие кручины напустит и на все царство свое неутолимыя беды великие от велмож своих…»
И.С. Пересветов
Большая челобитная
Середина XVI в.
Мудрости греческих философ и латынских дохтуров и Петра волоскаго воеводы, к богу молением и правды.
Есть ли ведати котораго царя мудрости его прироженныя воинская оминет, и приидет на него великая кротость, – то и есть уловление врагов его; не будет царь мыслити о воинстве, ни о управе во царстве своем, и будет веселитися с теми, которыя ему сердце разжигают вражбами и многими прелестными путми; а на воинники свои великие кручины напустит и на все царство свое неутолимыя беды великие от велмож своих; да ничто же ему не будет мило, никоторая мудрость воинская, ни жития царства того; или которые мудрости воинския будут доходити до него, или от его прироженной мудрости царской, и учнет ставити их ни за что.
И так рече Петр волоский воевода: «Да естьли хотети царской мудрости, отведати о воинстве и о уставе жития царскаго, ино прочести взятие греческое до конца, и не пощадити себя ни в чем, да там найдет всю помощь Божию. Бог помогает не ленивым, но кто труды приимает и Бога на помощь призывает да кто правду любит и праведен суд судит: правда богу сердечная радость, а царю великая мудрость». <…>
Пишут о тебе, государе, мудрыя философи греческия и дохтуры латынския, о благоверном великом царе, что будет о тебе, о государе слава велия вовеки, яко о цесари Августе и о цари Александре Макидонском, тако же и о тебе, государе, те мудрые философи пишут и о твоем государеве воинстве и о мудрости твоей. Да и то начитают в мудрых книгах своих, кое введешь правду великую во царстве своем и утешишь Бога сердечною радостию. И так начитают мудрые философи, что не будет таковыя правды по всею подсолнечного, яко во твоем царстве государеве, от твоей мудрости и великие грозы царские лукавые судии яко от сна проснутся, да и посрамятся дел своих лукавых, да будут и сами о себе дивитися, что лукаво судили, а нечисто собирали, богу много согрешали безчислено.
Ино так пишут о тебе, о благоверном царе: ты – государь грозный и мудрый, на покаяние приведешь грешных, и правду во царстве своем введешь, и Богу сердечную радость воздашь. <…>
Тако говорит Петр волоский воевода про перваго царя турскаго Магмета-салтана: «Неверный царь да Богу угодно учинил, великую мудрость и правду во царство свое ввел, по всему царству своему разослал верныя своя судии, и пооброчивши их из казны своим жалованием, чем им мочно прожить з году на год. А суд дал полатный во все царство свое судити без противня, а присуд велел имать на собя в казну, чтобы не искушалися и во грех не впадали и бога не разгневили. А какова велможу пожалует за его верную службу каким городом или волостию, и он пошлет к судиям своим и велит ему по доходному списку выдати из казны вдруг. А просудится судия, ино им пишется таковая смерть по уставу Магметову – возведет его высоко да пьхнет его взашей надол, да речет тако: «Не умел еси в доброй славе быти, а верно государю служити». А иных живых одирают, да речет тако: «Обростешь телом, отдаст ти ся вина». По уставу Магметову с великою грозою мудрою а нынешний цари живут; а виноватому смерти розписаны, а нашедши виноватаго, не пощадити лутшаго, а казнят их по делу дел их; да рекут тако: «И от Бога написано, комуждо по делом его».
Тако речет Петр волоский воевода: «Знаменуется в мудрых книгах, пишут философи и дохтуры о благоверном великом царе русском и великом князе Иване Васильевиче всея Руси, что будет у него в его царстве таковая великая мудрость и правда неправедным судиям от его мудрости великия, от Бога прироженныя».
Тако говорит Петр, волоский воевода, про руское царство, что велможи рускаго царя сами богатеют и ленивеют, а царство оскужают его, и тем ему слуги называются, что цветно и конно и людно выезжают на службу его, а крепко за веру християнскую не стоят и люто против недруга смертною игрою не играют, тем Богу лгут и государю. <…> Ино тако говорит Петр волоский воевода: «Таковому силному государю годится со всего царства своего доходы собе в казну имати, а ис казны своея воинником сердца веселити; ино казне его конца не будет. Который воинник лют будет против недруга государева играти смертною игрою и крепко будет за веру християнскую стояти, ино таковым воинником имена возвышати, и сердце им веселити, и жалованья им из казны своея государевы прибавливати; и иным воинником сердца возвращати, и к собе их близко припущати, и во всем им верити, и жалоба их послушати во всем, и любити, аки отцу детей своих, и быти до них щедру; щедрая рука николи не оскудевает и славу царю собирает: что государю щедрость к воинником, то его и мудрость». <…>
Так говорит Петр волоский воевода про Греческое царство: «Велможи греческия при царе Констянтине Ивановиче царством обладали, и крестное целование ни во что же ставили, изменяли, и царство измытарили своими неправыми суды, от слез и от крови християнския богатели и богатество свое наполнили нечистым собранием, и сами обленивели за веру християнскую крепко стояти, царя укротили от воинства своими вражбами и прелестными путми и ерестьми и чародействы; и тем царство греческое, и веру християнскую, и красоту церковную выдали иноплемянником турским на поругание. А ныне сами греки за свою гордость и за беззаконие и за ленивьство свое веру християнскую у царя турскаго откупают, – великия оброки дают царю турескому, а сами в неволе живут у царя турскаго за свою гордость и за ленивьство. Греки и сербы наймуются овец пасти и верблюдов у турскаго царя: и лутчия греки, и они торгуют». <…>
Да тако рек Петр волоский воевода: «У благовернаго царя Констянтина во Цареграде воинники оскужали и нищали, а мытари богатели. А иныя воинники, видячи тот непризор благовернаго царя к воинству, и они, оставивше воинство, да на мытарствах прелщалися, и царство царя Констянтина оскужали и казну цареву. А сами мытари богатели: и пошлют их где собрати царския казны, ино на царя где взяти 10 рублев, и они на царя возмут 10 рублев, а на себя 100 рублев. А кто их посылал, велможи царские, и те с ними, мытари, делилися, а царство благовернаго царя Констянтина оскужали и казну цареву, а сами богатели от крови и от слез рода християнскаго. А велможи друг о друге печаловалися царю Констянтину о кормлениях и о городех и о наместничестве, аки голодныя пси, хистятся на кровь и на слезы рода християнскаго. А царь всю их волю творил и во всем им сердце веселил, и усобную войну на царство свое напустил, велмож своих, и всем Бога разгневил».
До тако рек Петр волоский воевода: «Суд был греческой неправеден, купля их была нечиста: купец не умел товару своему цены уставити. Первое душу продаст, тоже и товар продаст. Нечисто собрание их было. А велможи царьския на городех и на волостех домышлялися лукавством своим и диявольским прельщением, мертвых из гробов новопогребенных выгребали да те гробы тощи загребали; да того мертваго человека, рогатиною изколовши, или саблею изсекши, да кровию измажут, да богатого человека в дом подкинут, да истца ему ябедника поставят, который нимало бога не знает, да осудивши его неправым судом, да подворие его и богатество со з дом разграбят. Нечисто богатели дияволским прелщением, а царския грозы к ним не было, всем Бога гневили и науки Божия забыли». Ино про то господь Бог разгневался на них неутолимым гневом своим святым, послал на них плен иноплемянника Магмет-салтана, турского царя, Амуратова сына от нискаго колена разбойнического рода. И Магмет-салтан потребивши Царьград и царя Констянтина, вземши веру христианскую себе в помощь, Богом выданую грех ради и для их гордости, что оне мир от царя отбивали и жалобников ко царю не припущали. И управы во царстве Констянтинове не было никому от велмож Констянтиновых; а они, велможи сами обиду велику в царстве деяли и царьство оскужали, – то они не мир от царя отбивали и не жалобников, отбивали они от царя божие милосердие, да и отбили.
И тако рек Петр волоский воевода, со слезами, радеючи о вере християнской: «И по грехом по нашим сталося, что впали есмя неверному в неволю, иноплемяннику для беззакония великаго греческаго, что греки тмы для да свет оставили, во всем в ересь впали и Бога разгневили неутолимым гневом. Ино неверный иноплемянник да познал силу божию, Магмет-салтан, турской царь, взявши Царьград да уставил правду и праведен суд, что Бог любит, во всем царстве своем и утешил Бога сердечною радостию, и за то ему Бог помогает, многия царства обладал божиею помощию. А он бо великую правду во царство свое ввел и купцем куплю уставил, и купити и продати единем словом, хотя на тысящу рублев. Да тако рек: Делайте правду во царьстве моем, богоданом, видите то, иже Бог любит правду, а за неправду гневается неутолимым гневом, да мне Бог выдал, малому царю, великаго царя; держитеся заповеди Божия, уживайте лица своего поту. Аки отцу нашему первому Бог приказал Адаму, создавши его, и дав ему землю и помощь его, и велел делати землю, в поте лица ясти хлеб, и Адам заповедь божию исполнил. И нам такоже годится во всем послушати Бога и правдою сердечною радость ему воздати». <…>
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая челобитная"
Книги похожие на "Большая челобитная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Пересветов - Большая челобитная"
Отзывы читателей о книге "Большая челобитная", комментарии и мнения людей о произведении.