» » » » Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна - Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики


Авторские права

Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна - Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики

Здесь можно скачать бесплатно "Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна - Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна  - Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики
Рейтинг:
Название:
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики"

Описание и краткое содержание "Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики" читать бесплатно онлайн.



В книге, созданной международным коллективом авторов (Германия, США, Канада, Япония, Италия, Швейцария), закладываются основы новой научной дисциплины, возникающей на пересечении эстетики и нейрофизиологии и названной редакторами этого труда нейроэстетикой.

Книга предназначена для нейрофизиологов, психологов и искусствоведов, она также представит интерес для любого образованного и любознательного читателя.

ББК 28.9 К 78 УДК 577.25 +159.9

Авторы: И.Ренчлер, Б.Херцбергер, Д.Эпстайн, Г.Пауль, И.Эйбл-Эйбесфельдт, Ф.Тернер, Э.Пёппель, В.Зигфрид, Г.Цол-лингер, Г. Баумгартнер, Т. Селли, Л. Маффеи, Д. Леви, М. Регард, Т.Лэндис, 0.-Й. Грюссер, Т.Зельке, Б.Цинда, Э.Стратерн, Э.Розин

К 78 Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ./Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна.-М.: Мир, 1995-335 с., ил. ISBN 5-03-002403-4

ББК 28.9

Редакция литературы по биологии 

ISBN 5-ОЗЧЮ2403-4 (русск.) c 1988 Birkhauser Verlag, Basel ISBN 3-7843-1924-0 (Вюе1) Gb. (мгл.) c перевод на русский язык, Снетков М.А., Амченков Ю.Л., Фомина Н.0" 1995






Исследование музыкантов тоже наводит на мысль о более двустороннем, чем у не столь одаренных людей, представительстве у них функций, важных для музыкальных способностей. Восприятие мелодии-сложный процесс, включающий образное представление громкости и высоты тонов, специфического звучания аккордов, темпа и ритма.

Относительное доминирование того или иного полушария должно, в принципе, зависеть от того, какому аспекту мелодии уделяется главное внимание. Далее, хорошо известные мелодии могут кодироваться в виде целостного «гештальта», тогда как незнакомые, скорее всего, требуют более аналитического подхода к своим составным элементам. В самом деле, уже отмечалось, что правое полушарие лучше определяет ошибки в знакомых мотивах [72], а левое-идентичность или несовпадение по одной ноте незнакомых мелодий [74]. Таким образом, различия между музыкантами и немузыкантами в восприятии мелодий могли бы отражать разницу не в функциях полушарий, а в подходе к обработке музыкальной информации.

Тем не менее интересно, что у немузыкантов в различении мелодий доминирует левое ухо (правое полушарие), а у музыкантов-правое ухо (левое полушарие) [79, 80]. Исследователи объясняют это разницей в стратегии восприятия: музыканты прислушиваются к отдельным компонентам мелодий, а немузыканты реагируют на общий мелодический рисунок. Гордон обнаруживал у музыкантов-любителей корреляцию более высокого мастерства с левополушарным доминированием. Возможно, это говорит о том, что при различении мелодий более эффективна аналитическая стратегия, т. е. кодирование отдельных упорядоченных во времени звуков, а не целостное восприятие [81].

Качество игры на фортепьяно очень сильно зависит от непрерывной слуховой обратной связи от производимых исполнителем звуков и резко ухудшается, если ее искусственно нарушить, например, путем запаздывающей передачи звука через наушники. Брэдшо и др. [82] показали, что у немузыкантов воспроизведение мелодии сильнее страдает при запаздывающей обратной связи через левое ухо (т. е. правое полушарие), а у музыкантов-через правое ухо (левое полушарие); это вполне согласуется с данными о различиях в восприятии мелодий теми и другими.

Возможные различия между музыкантами и немузыкантами в стратегиях восприятия и воспроизведении мелодий, как уже говорилось, не обязательно означают разницу в латерализации функций у двух этих групп, однако другие исследования явно указывают на ее существование. Гордон [68] проанализировал межполушарную разницу в восприятии аккордов у учащихся музыкальных школ, членов самодеятельных оркестров, учителей музыки, занимающихся на курсах повышения квалификации, студентов консерватории и профессиональных музыкантов из двух известнейших в Израиле симфонических оркестров. Те же группы тестировались на полушарную асимметрию в восприятии слов. У первых трех категорий левое ухо (правое полушарие) доминировало в различении аккордов, а правое (левое полушарие) — в восприятии слов. У двух последних групп полушарной асимметрии в обоих тестах не наблюдалось. Гордон сделал также вывод, что ее отсутствие при восприятии аккордов у профессиональных музыкантов вряд ли обусловлено способностью определять аккорды словами: эта способность оказалась у них крайне слабой.

Указание на большее участие левого полушария в восприятии аккордов у более талантливых музыкантов (студентов консерватории и профессионалов) особенно интересно в свете другого сделанного Гордоном наблюдения. Существует известная музыкальная иллюзия: при одновременном звучании низкие ноты обычно доносятся как будто слева, а высокие справа независимо от того, где находится их источник [83]. Гордон сравнил учителей музыки и студентов консерватории по их способности определить, откуда слышатся высокий или низкий аккорды, когда они звучат одновременно по одному в каждом ухе. Описанная иллюзия наблюдалась в обеих группах, однако учителя чаще студентов локализуют высокие аккорды в правом ухе (соответствующем левому полушарию), а студенты, наоборот, чаще учителей локализуют низкие в левом ухе (соответствующем правому полушарию). Другими словами, учителя в целом более склонны к правой локализации, а студенты — к левой.

Дейч и Ролл [84] обнаружили, что в случае двух чистых тонов, различающихся на октаву и звучащих одновременно по одному в каждом ухе, локализацию единственного слышимого испытуемым звука определяет то ухо, которому предъявляется высокий тон. Однако при чередовании высокого и низкого тонов по схеме

Правое ухо: высокий низкий высокий низкий и т. д. Левое ухо: низкий высокий низкий высокий и т. д.

испытуемые воспринимают чередование низкого тона в левом ухе с высоким тоном в правом. Иными словами, когда высокий тон предъявляется слева, а низкий справа, они локализуют воспринимаемый тон в левом ухе, но как низкий. Это наводит на мысль, что учителя музыки в экспериментах Гордона [68] испытывали большее «локализующее влияние» высокого тона, чем студенты консерватории. У учителей иллюзия локализации высоких тонов справа суммировалась с иллюзией локализации их в том ухе, где слышится высокий тон, когда их просили назвать ухо, в котором прозвучал высокий тон, и исчезала, когда-то же самое спрашивали о низком тоне. Возможно, что равенство обоих полушарий у студентов консерватории при различении тонов связано с их большей независимостью от «локализующего влияния» высокого тона. В любом случае маловероятно, что обнаруженное Гордоном отличие студентов консерватории и профессиональных музыкантов от других изученных групп в тестах на распознавание и локализацию тонов связано с не-240

одинаковой музыкальной подготовкой или разницей в стратегии восприятия. Скорее все это отражает врожденные различия в полушарной организации у более талантливых и менее талантливых музыкантов.

Гед и др. [74] исследовали четыре группы людей, различавшихся по музыкальной подготовке (основательная или никакой) и по музыкальным способностям (хорошие или плохие), определяемым в стандартном тесте; изучались межполушарные различия при выполнении двух музыкальных задач. В первой задаче испытуемые должны были ответить, сколько фортепьянных звуков (от одного до шести) составляют аккорд, а во второй-идентичны ли два поочередно играемых фрагмента или же они различаются одной нотой; если обнаруживалось различие, нужно было указать, в какой именно ноте. В целом выявилось доминирование левого уха (правого полушария) в задаче с аккордами и правого уха (левого полушария) при сравнении мелодий. Результат не зависел от музыкального образования, но на него сильно влияли врожденные способности: при плохих способностях полушарная асимметрия была сильно выражена, а при хороших ее не наблюдалось ни в одной задаче и результаты были в обеих задачах лучше.

Вместе с исследованием Гордона [68] работа Геда и др. [74] как будто указывает на связь музыкальной одаренности с более двусторонним представительством музыкальных способностей, чем обычно бывает у немузыкантов или у менее талантливых музыкантов. Однако Гордон [68] отмечает, что такая кажущаяся симметрия у студентов консерватории и музыкантов- профессионалов при различении аккордов в большей степени обусловлена бимодальным распределением полушарных асимметрий в этих двух группах, а не отсутствием асимметрии у всех индивидов. Но он не сравнивал дисперсии полушарных асимметрий у более способных и менее способных музыкантов, поэтому невозможно сказать, правомерна ли его интерпретация статистически. Гед и др. [74] не приводят данных о дисперсии ни для одной группы.

Сведения о музыкантах с односторонними поражениями мозга показывают, что у них, так же как и у художников, соответствующие способности сохраняются гораздо лучше, чем у обычных людей. Ботез и Верт-хейм [85] описали аккордеониста с патологией правого полушария, который все еще распознавал музыкальные пьесы, замечал небольшие неточности в их исполнении и критически относился к собственной игре.

Он сохранил способность пропевать отдельные ноты, но не мог соединять их в песню и уже не владел по-прежнему инструментом. Джадд и др. (Judd et а1., 1980, неопубликованная работа) сообщают о музыканте с поврежденным правым полушарием, который различал, воспроизводил и сочинял музыку.

Он с полным основанием говорил, что написанные им после инсульта пьесы неинтересны, хотя правильны с музыкальной точки зрения; желание сочинять или слушать музыку у него резко снизилось, так как она уже не оказывала прежнего эмоционального воздействия. В обоих описанных случаях речь идет о явных изменениях в музыкальном мастерстве, однако сохранившиеся способности гораздо выше, чем можно было бы ожидать, судя по возможностям обычных людей с поражением правого полушария и по данным о функциях обоих полушарий у здоровых людей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики"

Книги похожие на "Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна

Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна - Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики"

Отзывы читателей о книге "Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.