Геральд Матюшин - Историческое краеведение

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Историческое краеведение"
Описание и краткое содержание "Историческое краеведение" читать бесплатно онлайн.
Пособие для студентов исторических факультетов педагогических институтов написано в соответствии с программой курса исторического краеведения. В нем показана история становления и развития краеведения в нашей стране, его роль в коммунистическом воспитании молодежи. В основном разделе пособия характеризуются источники исторического краеведения: археологические, этнографические, памятники архитектуры и искусства, письменные и устные источники. Освещаются основные приемы и методы использования краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе.
Цель пособия — вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень.
Ведутся работы по созданию банков данных и портативных счетно-вычислительных машин, которые будут использоваться в полевых условиях, прямо на месте раскопок.
§ 2. Археологическая служба в СССР. Подготовка к археологическим работам. Охрана памятниковПамятники археологии во всех странах признаются национальным достоянием.
В СССР археологические памятники являются общенародной собственностью и представляют собой научные архивы первостепенной важности, находящиеся под государственной охраной.
Раскопки нельзя повторить, как, скажем, эксперимент по физике или химии. Поэтому проведение раскопок доверяется только специалистам-археологам по специальному разрешению на это — Открытому листу. Всякие раскопки или земляные работы на территории археологических памятников без Открытого листа считаются преступлением и наказываются (ст. 230 Уголовного кодекса РСФСР).
Инструкция о раскопках в пункте 1 гласит: «Все археологические памятники — городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов — составляют неотъемлемую часть памятников истории и культуры, являются всенародным достоянием и находятся под охраной государства... исследования археологических памятников... могут производиться лишь в научных целях... руководство полевыми исследованиями осуществляется только специально подготовленными людьми... при наличии у исследователя особого документа — Открытого листа...».
Открытые листы имеют четыре категории. Открытый лист формы № 1 дает право на любые археологические работы. Формы № 2 — на разведку с вскрытием небольших участков. Формы № 3 — на археологическую разведку. И наконец, Открытый лист формы № 4 выдается на право обследования археологических памятников, которым или угрожает уничтожение в результате стихийного явления природы, или в случае их внезапного выявления в ходе земляных работ.
В соответствии с законами местные органы власти должны следить за охраной памятников археологии. В случае, если проводятся какие-либо строительные работы, учреждение, производящее эти работы, обязано предварительно субсидировать раскопки и принять иные меры для полного исследования памятника.
Открытые листы выдаются по запросу археологических учреждений на имя конкретного лица на один полевой сезон. Лицо, получившее Открытый лист, обязано представить не позднее 1 мая следующего года и (не менее чем за два месяца до начала нового полевого сезона) научный отчет в учреждение, выдавшее Открытый лист.
Отчеты рецензируются специалистами и рассматриваются на заседаниях Отдела полевых исследований Института археологии АН СССР (если раскопки производились по общесоюзному Открытому листу или на территории РСФСР) или в соответствующих учреждениях Академий наук союзных республик.
На территории памятника запрещается новая застройка и перепланировка. Позднейшие постройки, искажающие памятник, мешающие его осмотру или захламляющие его территорию, должны быть снесены. Зона земли, окружающая памятник, называется охранной. Для памятников с культурным слоем, пределы которого неизвестны, рекомендуется граница зоны не менее чем 50 м по радиусу от разведанных выходов культурного слоя. Для поселений всех эпох, границы которых определены, охранная зона должна проходить не менее чем в 25 м от границ такого памятника. Курганные группы должны быть окружены полосой шириной в 50 м от ровиков крайних курганов. Такая же охранная зона предусмотрена и для наскальных изображений, могильников, древних дорог.
Для древних поселений, могильников и т. п., вблизи которых расположены карьеры, каменоломни, котлованы и т. п., а также для памятников, которым должна быть обеспечена обозримость, радиус охранной зоны равен 200—300 м. Такой участок называется зоной регулируемой застройки. Здесь запрещается крупное строительство, но можно пахать, сажать сады и т. д. Аналогичные зоны регулируемой застройки устанавливаются и для других памятников.
Государственными органами охраны памятников археологии и других памятников истории и культуры являются инспекции по охране памятников при министерствах культуры союзных республик и инспекторы по охране памятников при областных и краевых отделах культуры. Охрана памятников на местах возложена на отделы культуры при исполкомах райсоветов, горсоветов и на исполкомы, где нет отделов культуры.
На территории РСФСР и других союзных республик существуют добровольные общества охраны памятников: в РСФСР — Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Членство в обществе — как индивидуальное, так и коллективное. На средства, собранные членами общества, уже выполнены значительные работы, связанные с охраной памятников (раскопки разрушаемых природой памятников, реставрация древних сооружений, крепостей, мавзолеев, дворцов, храмов и т. п.). Общество оказывает помощь в работе археологическим экспедициям на местах.
Использование археологического материала в школе. Использование археологических материалов для активизации учебно-воспитательного процесса сейчас уже признано во всем мире. В музеях многих стран специально для детей делаются муляжи находок.
Помимо активизации учебного процесса, использование археологического материала в школе дает учителю широкие возможности для приобщения учащихся к посильной научно-исследовательской работе, а также к работе по охране памятников древней культуры. Все это благоприятно влияет на школьников.
Учитель должен ознакомить учащихся с археологическими коллекциями, выставленными в местных музеях, а при возможности — с экспозициями Государственного Исторического музея в Москве или Государственного Эрмитажа в Ленинграде.
Возрастные особенности учащихся V—VII классов требуют максимальной конкретизации и образности учебного материала по истории. Большие возможности для этого дают учебные экскурсии в местные краеведческие музеи. Во время экскурсии нельзя ограничиваться только осмотром экспозиции, обязательно нужно организовать зарисовку наиболее типичных экспонатов, представленных в музее, ставя перед учащимися задачу научиться отличать древние предметы от современных.
Глава 2. Этнографические материалы
Этнография — историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру. Термин «этнография» (по-гречески «этнос» — народ, «графо» — пишу) означает народоведение.
Этнография тесно связана с археологией, антропологией, географией и языкознанием. Она занимается непосредственными наблюдениями и изучением быта и нравов народов земного шара, их расселения и культурно-исторических взаимоотношений.
За рубежом этнография делится на описательную (собственно этнография) и теоретическую (этиология). Она, как правило, включается в общую систему наук о человеке — антропологию, которая состоит из предыстории (первобытная археология), физической антропологии, социальной антропологии, этнологии, фольклора, лингвистики и археологии.
Этнография как самостоятельная наука выделилась в середине XIX в., но ее данные задолго до этого использовались в исторических исследованиях. Этнографические сведения содержатся в фольклоре в самых древнейших письменных источниках. Так, уже в надписях на гробницах Древнего царства в Египте сообщаются сведения о жителях соседних стран Нубии, Сирии, Палестины, Аравии. В трудах Геродота описываются народы, заселявшие территорию нашей страны, характеризуются их обычаи, верования, нравы, основные занятия.
Нивхи. Медвежий праздник. Рисунок XIX в.
Этнографические сведения содержатся и в древнейшем памятнике русской письменности — Повести временных лет.
Сведения этнографического характера содержатся в местных летописях, «Слове о полку Игореве», «Хождении за три моря» Афанасия Никитина, ясачных книгах, «Книге Большому чертежу» и т. п.
Первая этнографическая монография была написана в 1715 г. Григорием Новицким[77]. Она была опубликована лишь в конце XIX в., хотя собранные Новицким материалы еще в начале XVIII в. вошли в науку. Г. Новицкий по праву считается автором одного из первых в мировой литературе этнографических исследований.
Выдающуюся роль в развитии этнографии сыграл видный историк и известный политический деятель XVIII в. В. Н. Татищев. Он требовал точности и такта в беседах с населением, отмечал необходимость критически относиться к полученной информации.
В XIX в. в связи с подъемом общего уровня культуры в России окончательно оформляется этнографическая наука. Она имела два направления: официальное и демократическое.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Историческое краеведение"
Книги похожие на "Историческое краеведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геральд Матюшин - Историческое краеведение"
Отзывы читателей о книге "Историческое краеведение", комментарии и мнения людей о произведении.