Олег Бажанов - На изломе
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "На изломе"
Описание и краткое содержание "На изломе" читать бесплатно онлайн.
О чём эта увлекательная книга? О войне? Наверное, и о войне. Но правильнее будет сказать – о жизни, о любви. Остросюжетный роман «На изломе» – первая часть дилогии «Приговорённый жить», он повествует о судьбе Иванова Александра Николаевича – русского воина, офицера. Первая часть рассказывает об армейской жизни героя. В основу сюжета положены события весны-лета 1995 года (первая чеченская компания). Действия разворачиваются не только на территории Чечни. Центральной линией прослеживается внутренний конфликт Иванова с самим собой, выливающийся в конфликт с начальниками. На фоне жестокости и бессмысленности той войны показаны отношения мужчины и женщины. Основной нитью проходит тема любви к Родине и чести офицера.
Роман будет интересен широкому кругу читателей.
Олег Бажанов
На изломе
© О. Бажанов, 2015
© ООО «Написано пером», 2015
* * *В конце ноября меня срочно вызвали в управляющую компанию. Взяв билет до Москвы в спальный вагон, я уже подумывал, что поеду один в двухместном просторном купе, так как до отправления поезда оставались считанные минуты. Но когда поезд тронулся, дверь в купе мягко отошла, и на пороге возникла не очень высокая, но хорошо сложенная худощавая фигура интересного мужчины в длинном темном пальто. На вид мужчина был моим ровесником – лет сорока, с небольшой сединой в темной густой шевелюре прямых, аккуратно зачесанных волос, на носу – очки в тонкой золотой оправе. В руках он держал черный кожаный чемодан-дипломат. Поздоровавшись глухим низким голосом, мой попутчик прошел в купе, поставил чемодан на свой диван и снял пальто. Дорогой, хорошо сидящий по фигуре темно-синий костюм в мелкую бледную полоску подчеркивал достоинства его внешности. Сняв пиджак и галстук и аккуратно повесив их на плечики, мужчина устроился напротив меня и представился, протянув руку:
– Будем знакомы. Александр.
На другой его руке я разглядел очень дорогие золотые швейцарские часы. И больше никаких колец или украшений.
Я тоже представился и дружески пожал небольшую, но крепкую руку.
– До Москвы? – поинтересовался я.
– До самой столицы, – утвердительно кивнул попутчик. – День там, потом обратно.
– На самолете не рискнули? – намекнул я на переменчивую осеннюю погоду, бросив взгляд на плывущий за окном в туманной дымке пейзаж.
– Да, – вздохнул, посмотрев в окно, мой сосед. – Не люблю я поездов. Шестнадцать лет прослужил в авиации. Я в прошлом – военный летчик, поэтому люблю летать. Но опаздывать никак нельзя. Вот решил – поездом.
– Удивительное совпадение! – негромко воскликнул я. – Оказывается, мы с вами – коллеги. Я тоже бывший военный летчик. Только прослужил двадцать положенных лет.
– А где вы служили? – поинтересовался он.
Оказалось, что мы оканчивали одно авиационное училище. Только он – на два года позже меня. И служили мы почти всегда рядом. Даже бывали в одних и тех же местах. И общие знакомые у нас нашлись.
– Надо же! – усмехнувшись, удивился сосед. – И только теперь встретились. А вы женаты?
– Женат. А Вы?
– У меня жена – поискать! Врач. Настоящая русская женщина – красавица и умница! С того света меня вытащила.
– Расскажете? – заинтересовался я.
– Расскажу…
Так началось наше знакомство.
После коньяка и раннего ужина, принесенного официантом прямо в купе из вагона-ресторана, у нас потекла неспешная беседа. Александр, как и я, не курил, поэтому нам не нужно было прерываться на долгие перекуры. Несмотря на это, наш разговор затянулся до утра.
Вначале я рассказал про свою жизнь. Потом он – про свою. А начал мой попутчик так:
– Фамилия моя простая – Иванов…
I. Лена
…Под стеклом пилотской кабины промелькнул близкий край высокого берега реки, и винтокрылая машина послушно устремилась вниз вдоль откоса к самой воде.
– Держать строй!.. – бросил в эфир Иванов.
– Идут как привязанные, – сообщил, взглянув в свой блистер, правый летчик. – На этот раз удержали.
– Сколько до аэродрома дозаправки? – поинтересовался у него Иванов.
– Через сорок минут будем…
Это была командировка на Кавказ. В самом начале весны получили приказ перегнать звеном из части в Моздок четыре вертолета «Ми-8». Машины старые, доживающие свой второй срок, но других просто не было в наличии. В полку все машины летали с продленным техническим ресурсом. При отборе вертолетов Иванову пришлось поругаться с полковыми инженерами, не желающими отдавать лучшее. Наконец, выбрали из того, что было: четыре машины с мощными двигателями. Навесили броню, оружие – и в путь!
Из состава четырех экипажей «обстрелянных» – только двое: майор Александр Иванов, командир звена, и ведущий второй пары Серега Чамов – орденоносец, капитан, старший летчик звена. Афганцы. Остальные – молодежь. Для Иванова с Чамовым – обычная командировка, летят спокойно, а пацаны волнуются – на войну летим.
Когда внизу проплывала безлюдная степь, Иванов использовал время в пути для тренировки звена, отрабатывая групповую слетанность экипажей. Его машина то падала к самой земле, то резко набирала высоту. Ведомые вертолеты еле успевали за ней. Слетанность пар оставляла желать лучшего. Сказывалась нехватка горючего в части и, как следствие, малый налет часов молодых летчиков. А вертолет на войне без маневра – удобная мишень.
Первая посадка на дозаправку по плану значилась на одном из аэродромов истребительной авиации в Волгоградской области. Сели по расчетному времени. Заправились. Ждут. А метеослужба вылета все не дает. Над аэродромом погода, как говорят летчики, – «так себе», но взлететь можно. А вот к югу метеослужба пугает ухудшением. Но запас светлого времени еще позволял, и вертолетчики с надеждой ждали, сидя в грузовой кабине командирского вертолета.
– Андрей, пойди потревожь метеослужбу, – распорядился Иванов, взглянув на своего правого летчика, – а то светлое время скоро закончится.
– Понял, – отозвался «правак», поднимаясь.
Отправив своего помощника на командно-диспетчерский пункт к метеорологам, Иванов пошел прогуляться по аэродрому. Ностальгия у него по истребителям осталась с самого детства. Мечтал он на них летать, и до сих пор еще душа не успокоилась. После школы из-за глупой мальчишеской драки не поступил Иванов в истребительное училище. Тогда ему пришлось скрываться от милиции. Забрав документы из приемной комиссии Качинского училища, он уехал навсегда из родного города.
В вертолетное училище Иванов сдал экзамены без особого труда. Вначале пузатые и неспешные вертолеты вызывали в нем простой интерес и, по сравнению со стремительными истребителями, казались тихоходными каракатицами или, как говорят профессионалы, – «вертушками». Но со временем он полюбил эти машины за их особенную маневренность, надежность и возможность видеть красоту земли с высоты птичьего полета. А в Афганистане – и за живучесть. А по истребителям в душе навсегда осталась ностальгия как о несбывшейся детской мечте.
И вот идет военный летчик первого класса гвардии майор Иванов по бетонным рулежным дорожкам аэродрома, смотрит на остроносые красавцы-истребители и как будто купает душу в чистых водах детской мечты. Вдруг слышит с той стороны, откуда прилетело и их звено, накатывается и становится громче знакомый звук. Так гудят вертолеты, летящие группой. Через пять минут заходят на аэродром шесть «Ми-8».
Вертолеты зарулили на стоянки, выключают двигатели.
Иванов подошел. Из открывшихся дверей выходят экипажи. Ребята молодые, знакомых лиц нет. А машины – все шесть – чистенькие, только что с завода, еще пахнут краской. Иванову ли не разбираться в этой технике! В боевых частях про новую модификацию «Ми-8МТВ-2» только слышали, а тут – вот они, можно потрогать руками. Хорошая машина – мощная, с локатором, новой автоматикой и вооружением. Не то что побывавшие в Афгане «старушки» «Ми-8», на которых летает полк Иванова.
Получив разрешение экипажа осмотреть кабину, Иванов поинтересовался:
– С нами в Чечню, мужики?
– Нет, – отвечают. – Проданы машины в Казахстан. Гоним уже третью партию.
Не понятно Иванову стало тогда, даже обидно: нашим войскам эти машины в Чечне нужны как воздух, а первоклассную технику продают в другие республики, откуда она может попасть в Чечню, но уже к бандитам. Видно, не надумана в России пословица «Кому война, а кому – мать родная».
Транзитные экипажи дозаправили свои машины и взлетели, взяв курс на восток. А группа Иванова все сидит. Лететь на юг – погоды нет. Летчики и техники кое-как перекусили бортовым пайком и стали возмущаться:
– Как продавали Россию, так и продают, сволочи! Совести нет…
– Этих гадов – самих бы в Чечню!..
– Совсем стыд потеряли. У нас такие потери! Техники не хватает, «горючки» не хватает! Все продают! Лишь бы карманы набить!..
Пришлось вмешиваться. Голос Иванова прозвучал спокойно, но властно:
– Хватит без толку глотки драть. Нервы поберегите. Вон лучше погоду ругайте. А то Ващенки все нет, видно, метеослужба «добро» на вылет не дает.
Летчики еще немного повозмущались по поводу улетевших вертолетов, затем обругали всю метеослужбу с их прогнозами и успокоились. А что еще остается? Достали картишки и расписали «пульку» по офицерскому преферансу. Иванов тоже поучаствовал.
В этот день ему в картах не везло.
Правый летчик еще не возвращался из штаба. Иванов не выдержал и, бросив карты, пошел сам на командно-диспетчерский пункт.
От разводящих руками диспетчеров он поднялся на этаж метеослужбы. А там – сюрприз.
– Сашка! Кислов, ты? Вот это да! – воскликнул Иванов, открыв дверь с табличкой «Начальник метеослужбы полка» и не поверив своим глазам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На изломе"
Книги похожие на "На изломе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Бажанов - На изломе"
Отзывы читателей о книге "На изломе", комментарии и мнения людей о произведении.