Геннадий Бандиленко - История Индонезии Часть 1

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Индонезии Часть 1"
Описание и краткое содержание "История Индонезии Часть 1" читать бесплатно онлайн.
В учебнике освещается история самой крупной страны Юго-Восточной Азии с древних времен по начало XX в.
В разделе древней и средневековой истории внимание сосредоточено на проблемах складывания феодальных отношений; прослежены этапы развития государств на территории современной Индонезии, их политическая история, внешние связи, идеология и культура. В разделах нового периода рассматриваются социально-экономическое и политическое развитие страны в условиях колонизации; национально-освободительное движение, государственное устройство, законодательство, партийная система, идеология и т. д.
Для студентов востоковедных факультетов университетов.
Учебное издание
Глава 3
ИНДОНЕЗИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА В КОНЦЕ X—XV в. РАСЦВЕТ И УПАДОК ОСТРОВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Исследование аграрных отношений в средневековых государствах ЮВА показывает, что первый этап развитого феодализма в тех районах Малайского архипелага, где были наиболее ранние очаги классового общества, охватывает время с конца X по начало XVI в.[12] В плане политической истории — это время от образования государства Кедири на Восточной Яве и до крушения империи Маджапахит; на континенте региона это период образования, расцвета и упадка крупнейших аграрных империй (Камбуджадеши, Пагана, Дайвьета).
Вместе с тем уже с XI в. начался постепенный процесс ослабления, а затем и распада могущественных морских держав (Шривиджаи и Тямпы). Происходит дальнейшее усложнение политической карты региона за счет появления новых классовых обществ и государств в его восточных районах (в Восточной Индонезии и на Филиппинских островах), смены одних государственных объединений другими, переориентации связей. Так, в южной части региона начинается замена старых связей эпохи расцвета Шривиджаи новыми, ориентированными на Яву, яванская сфера влияния все более активно распространяется на западную часть архипелага.
ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОНЦЕ X—XV в.
Общее для конца X—XV в., то есть для второй и третьей эпох, отчасти обусловлено ходом дальнейшего развития, а также спецификой восточнояванских аграрных отношений.
Надо отметить, что большинство описываемых далее социальных связей исчезло в ходе распада сложной аграрной системы имперского яванского «ядра» в XV в. Но появились в эти века и важные новации, распространявшиеся в это время, дальнейшее развитие которых происходило в последующие столетия. Прежде всего к этим новациям относится усиление роли частноправовых отношений, рост доли форм эксплуатации, связанных с переадресацией служилым налогов с групп крестьян, сидевших на своей земле. Иными словами, все более преобладали формы эксплуатации через условное служебное или равное ему владение. Государство, которое и ранее не вмешивалось во внутренние экономические дела «казенной» крестьянской общины, платившей ему налоги, не вмешивалось в них и после переадресации налогов с такой общины конкретному лицу, светскому или духовному. В этом — отличие от первой эпохи, когда государство живо интересовалось условиями изменения владельческих прав и хозяйственной деятельностью феодала на подаренной земле, что и составляло суть публично-правовых отношений в их ранних яванских формах. Теперь частное хозяйство феодала все менее контролируется, в дела же общины государство и ранее вмешивалось незначительно.
Парадокс ситуации в том, что с ослаблением ранних форм публично-правовых норм с их детализацией хозяйственного поведения усиливалось условное служилое землевладение, основанное на переадресации актом монарха государственных налогов духовному или светскому феодалу без изменения, как правило, статуса крестьян. Иными словами, в конце X в. один вид публично-правовых отношений сменился другим. Публично-правовой контроль за дарениями земель и хозяйствованием на них феодалов, при отсутствии такового контроля за деятельностью крестьян, резко ослаб. (Тем более, что на Восточной Яве не сложились крупные внеобщинные и надобщинные хозяйственные комплексы: хозяйства храмов и крупных феодальных владельцев.) Преобладающим стал интерес государства к обязательствам и доходам с крестьян; при этом признавалась необходимость детальных государственных гарантий таких доходов и их определение государственным актом.
После двух веков первой эпохи, когда сосуществовали налоговая эксплуатация общин и крупное частное землевладение, общество перешло во второй и третьей эпохах к государственно-феодальной эксплуатации общин как единственной или основной форме, на базе которой формировалось новое условное феодальное землевладение.
В конце X—XV в. получателями земель и привилегий от монарха становились многочисленные светские лица. Их основные категории—деревенские чиновники и представители местных властей (самгат и др.), причем последние — все реже.
Доля монархов в экономических операциях росла. Ко времени позднего Маджапахита (XV в.) она существенно потеснила долю крупных землевладельцев и глав местных властей. Сложилось в чистом виде право «верховной собственности на землю», так как на востоке Явы не было слоя рака, а общинная верхушка не стала серьезным конкурентом экономической власти монархов. Во вторую и третью эпохи еще не сложились крупные владельцы на местах. В этих условиях общинную верхушку как основного экономического контрагента центральной власти постепенно сменяли зависимые от монархов мелкие и средние служилые светские и духовные владельцы, в значительной части — условные (панджи, отдельные священнослужители и др.)Когда в конце XV в. империя слабеет и право верховной собственности распространяется на все меньшую территорию, оно все еще остается прочным. Новое же усиление крупных светских владельцев в XV в. выражалось уже не в получении прав от монарха, а в отрывании от государства одного куска за другим.
Многое изменилось в эти пять веков и в земельных отношениях. Конец X—XV вв. — это время резкого роста иммунитетов и фиксаций прав. Указанные виды отношений между юридическими лицами связаны с доходами с естественно и давно сложившихся общинных коллективов.
О роли и месте деревенских чиновников свидетельствует обязательность в те времена «просьб о дарении земли» (фактически — иммунитетов) с их стороны в адрес монарха. Раздача иммунитетов практиковалась во второй и третьей эпохах во все более общей форме. Рост роли иммунитета был связан здесь с расширением сферы действия обычного права. В целом аграрные отношения на средневековой Яве за три эпохи прошли три фазы, приблизительно соответствующие эпохам:
1. Передача земли или привилегий для нее от властей с детализацией ее характера
и
2. Передача доходов и их детализация
— ярко выраженные публично-правовые нормы
3. Передача доходов без детализации — частно-правовые нормы
Духовенство (храмы и отдельные священнослужители) все чаще проявляет в эти века экономическую активность, выступая в роли субъектов сделок. Растет доля упоминаний о дхармах (священных владениях), растет роль симы (самостоятельного привилегированного хозяйственного организма, состоящего из земли и людей). Симы периодически создавались путем переадресации монархом духовенству или награждаемому светскому лицу государственных налогов с какой-либо общины. Дарил земли почти исключительно монарх, причем не храмам, а сначала общинам, точнее их верхушке, затем мелким и средним феодальным владельцам. Только монарх мог санкционировать дарение и светскому владельцу, и духовенству. Со времени Аирлангги основной получатель таких санкций — общинная верхушка, позднее — средние светские феодальные владельцы, а также коллективы крестьян. Деревенской верхушке, а также средним светским владельцам, имевшим для своих владений «права на ремесленную деятельность», монархи давали и «права для деревни». Эти права, в том числе на занятия доходными промыслами, относились лишь к привилегированным общинам и светским феодальным владельцам. Вся эта система в совокупности составляет позднее восточнояванское право светских феодалов.
Очень важно, что со второй эпохи появились термины, обозначающие одновременно земли и людей (тхани), то есть деревни, но без статуса свободной общины-вануа. Тхани — не только предмет экономических операций, но и порой получатель иммунитета, то есть это не просто зависимые деревни, а деревни иного статуса.
Налоги платили, то есть «выполняли обязанности», связанные с владением землей, в основном общины, но также и монастыри, храмы, отдельные священники, в меньшей степени — титулованные и нетитулованные светские владельцы. Иными словами (и это очень важно) какие-то налоги платила не только община, но и духовенство и средние и мелкие служилые люди.
Таковы в общем виде тенденции развития от Восточного Раннего Матарама до конца империи Маджапахит.
ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ НУСАНТАРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ X—XI в.
Почти ничего не известно об истории государства Матарам в период от середины до 90-х годов X в. Можно лишь отметить, что после смерти Синдока правила его дочь Ишанатунгавиджая, а затем его внук Макутавангшавардхана, который породнился с балийским принцем Удаяной, выдав за него свою дочь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Индонезии Часть 1"
Книги похожие на "История Индонезии Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геннадий Бандиленко - История Индонезии Часть 1"
Отзывы читателей о книге "История Индонезии Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.