Марк Меерович - Технология творческого мышления

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Технология творческого мышления"
Описание и краткое содержание "Технология творческого мышления" читать бесплатно онлайн.
Суть задания в следующем: берется популярная сказка, и ее основная сюжетная линия сводится к «голой» абстрактной схеме. Затем эту схему необходимо интерпретировать по-новому, а абстрактные символы «одеть в одежды» новых образов.
Например: некто А разместил в Б нечто В. Со временем Б изменило с В свои взаимоотношения. Из-за этого А не смог извлечь В из Б. Попытки Г, Д, Е и Ж оказать А содействие оказались безуспешными. И только участие З решило проблему.
Ну, «Репку» вы, конечно, узнали. А вот новая сказка по схеме «Репки»:
Лев, царь зверей, всегда считал, что самый нужный зверь — это самый сильный зверь. Но однажды во время охоты в глаз царя зверей попала соринка. И лев не смог сам ее вытащить. Позвал на помощь лису. Та и хвостом обмахивала, и водой промывала — соринка ни с места. Кликнула лиса зайца. Он и ухом пытался, и лапкой — соринка ни с места. Позвал заяц белку. Белка прыгала, суетилась, в глаз заглядывала, луком «слезу вышибала» — соринка ни с места. Позвала белка воробья. Воробей крылышком махал, клювом клевал, чуть глаз не выклевал — соринка ни с места. Кликнул воробей муравья, которого лев дотоле и не замечал в своем лесу. Муравей прямо в глаз залез, соринку подхватил, глаз муравьиным спиртом обработал — прозрел царь зверей. Прозрел и муравья увидел. Сидел тот на носу у льва и таким большим казался!
Примечание. Хотя каждый последующий герой по силе слабее предыдущего, решение проблемы лишний раз доказывает, что «незначительность» — понятие относительное...
Один из вариантов этого упражнения — обратная задача: узнать по «кальке» сказку-оригинал. Там, где схема взаимоотношений выдержана жестко, это удается сделать без труда. Но если при сочинении нового сюжета вы немного отступите от схемы и оригинал не узнают — не беда. Ведь главное — не узнать оригинал, а сочинить новую сказку...
Используя эти задания как учебное, можно вводить поэтапное описание образа. Например, подробно описать «надсистему»: место, где живет «герой», почему он выбрал именно это место для жительства, как благоустроил.
Аня «увидела перед собой веселый чистенький домик, на двери которого была блестящая медная дощечка со словами: ДВОРЯНИН КРОЛИК ТРУСИКОВ. ...Взбежав по лестнице, она пробралась в пустую комнату, светлую с голубенькими обоями, и на столе у окна увидела (как и надеялась) веер и две-три пары перчаток»23.
Образ незнакомого слова («звуковая клякса»)
— А «шорьки» кто такие?
— Это помесь барсука, ящерицы и штопора...
Гнезда они вьют в тени солнечных часов.
А едят они сыр.
Преподаватель произносит незнакомое слово или бессмысленное звукосочетание. Звучание слова, его ритм порождают длинную цепочку ассоциаций, которые постепенно и формируют определенный образ. Необходимо через 2–3 минуты описать образ, который возник в воображении. Создать конкретный образ значительно проще, если задать себе вопросы: кто это или что это? А может быть, это какое-то явление или состояние?
Упражнение можно использовать как разминку перед началом занятий, а также для смены мыследеятельности на занятиях, требующих только логического мышления. С его помощью можно также создать эмоциональное отношение к понятию, вводя новый термин.
Для создания незнакомого слова можно брать слова-перевертыши, иностранные слова, записанные русскими буквами, латинские названия лекарств и растений, просто сочетания букв и слогов.
Пример: КУРЛЕМБАРУТА
1. Это животное, напоминает немного петуха и немного собаку, питается тем, чем петух, а ходит и привычки — собачьи. Это существо, которому все безразлично, кроме как покушать. Особенно любит сладкое — крем-брюле, бананы. Живет в Африке, кучерявый, глаза маленькие, нос нормальный, ротик маленький, очень полный, и у него на руках четыре пальца.
2. Это рулет, который изготовлен из разных ягод и фруктов со взбитыми сливками и белками, его все любят есть.
3. Это мыльные пузыри, их называют так, потому что, когда их надувают, слышится этот звук. Его издает маленький человечек, который живет в мыльной пене, он очень веселый, всегда смеется, любит разговаривать с людьми и плачет, когда перестают надувать пузыри.
Как вообще создать новый образ? Серьезная задача, которая часто возникает у писателей-фантастов.
Известный аргентинский писатель и поэт Хорхе Луис Борхес собрал целый «Бестиарий» — образы фантастических существ, придуманных всеми народами Земли. В него вошли 52 описания «бестий» (отсюда и название книги), которые могут продемонстрировать, как работало воображение у этих народов. Здесь и хорошо известный нам китайский дракон, и кентавр — cамое гармоничное создание фантастической зоологии, а также эльфы, гномы, химера, чеширский кот, лунный заяц и менее знакомые нам бурак, голем, ганиэль, кафзиэль, азриэль, наги, юварки, симург, совершенно загадочные зеркальные существа и даже пожиратель теней...
А какие звери живут на других планетах? В рассказе «Мир, которого не может быть»24автору нужно было создать образы обитателей планеты Лейард: крикунов, ходульников, длиннорогов, донованов (ведь на Земле таких нет!). Так вот, донован похож сразу на слона и на тигра, а шкура у него, как у медведя.
Герой рассказа Гэвин Дункан хочет убить загадочного зверя Циту, которая поедает с его грядок побеги вуа. Но никто из жителей планеты не может объяснить ему: каков этот зверь собой? Большой он или маленький? Ничего не известно о нем, только все твердят, что на него нельзя охотиться.
Но Дункан начинает охоту: «Пойду по следам. То существо, которое я найду там, где следы кончатся, и будет Цитой. Как только мы ее увидим, я узнаю, как она выглядит» (курсив наш. — М.М., Л.Ш.).
Охота продолжалась трое суток. Дважды Дункан стрелял и попадал в Циту, но там, где он рассчитывал найти мертвое тело, были только странные клочки шерсти. И еще одна невероятность: очень скоро Дункан сам почувствовал себя объектом охоты. И с каждым днем способы охоты Циты на него становились все более изощренными: она стреляла в Дункана из самодельного лука, cпустила с обрыва горы каменную лавину, выкопала очень сложную яму-ловушку, начала говорить с ним.
И когда они наконец встретились, Дункан увидел, что «с Цитой творилось что-то странное. Она вся распадалась на составные части... разделилась на тысячи живых комков. Среди них были маленькие крикуны, миниатюрные донованы, птицы-пильщики... и миниатюрные копии взрослых человечков...» — обитатели планеты Лейард. Так вот чем оказалась таинственная Цита! «Такие, как Цита, были всеобщими матерями. Более чем матерями. Цита была сразу и отцом, и матерью, и инкубатором, и учителем и, может, выполняла еще множество ролей одновременно. ...И это все ведет к всепланетному единству... Все здесь друг другу родственники»25.
Так великая идея — единство жизни, связь всех живых существ друг с другом — приходит к нам в образе Циты.
В художественном творчестве создание образа работает на основной замысел автора. А в таком жанре, как научно-фантастическая литература, чем оригинальнее способ, с помощью которого автор раскрывает свою идею, чем дальше он отходит от действительности — тем глубже он в нее проникает.
Задание: после того как вы создали свой образ незнакомого слова, создайте новый образ этого же слова или другого слова из иной области.
Семантизация объекта
Лев устало посмотрел на Алису.
— Ты кто? — спросил он, зевая после каждого слова. — Животное? Растение? Минерал?..
Народы мира, создавая в древности образы вымышленных существ, использовали только три семантические категории: антропоморфную (человек), зооморфную (живые организмы) и ботаническую (растения). Современный диапазон переноса семантических категорий значительно расширился и создает фантастические персонажи и объекты на основе всего диапазона известных человечеству реальных персонажей и объектов. Как показывает практика, все значения, которые придаются выбранному звуковому комплексу («семантизация объекта»), можно распределить на такие тематические группы:
а) антропоморфная, в которую вошли человек и его социальные роли, а также сказочные человекоподобные существа;
б) зооморфная (представители животного мира);
в) ботаническая;
г) геоморфная (все объекты и явления природы);
д) техническая (объекты техники);
е) «бытовая» (предметы быта, кулинария, лекарственные препараты);
ж) «интеллектуальная», в которую вошли продукты интеллектуальной деятельности и абстрактные понятия (виды спорта, иероглифы, ноты и т.д.).
з) состояния (эмоциональное, физическое).
Пример: ГУФОРКАМП
1. Это древняя, чудом сохранившаяся до наших дней прекрасная керамическая ваза, найденная при раскопках старого разрушенного города. Ваза необычайной формы с двумя ажурными ручками, с мифологическими изображениями. Возможно, это работа греческого мастера, и, хотя рука мастера давно истлела, она смогла донести до нас крупицу культуры древнего мира. А возможно, эта ваза попала к нам с другой планеты как послание о существовании других цивилизаций с каким-то важным сообщением для человечества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Технология творческого мышления"
Книги похожие на "Технология творческого мышления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Марк Меерович - Технология творческого мышления"
Отзывы читателей о книге "Технология творческого мышления", комментарии и мнения людей о произведении.