» » » Геральд Матюшин - Археологический словарь


Авторские права

Геральд Матюшин - Археологический словарь

Здесь можно скачать бесплатно "Геральд Матюшин - Археологический словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Словари, издательство Просвещение, год 1996. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геральд Матюшин - Археологический словарь
Рейтинг:
Название:
Археологический словарь
Издательство:
Просвещение
Жанр:
Год:
1996
ISBN:
5-09-004958-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Археологический словарь"

Описание и краткое содержание "Археологический словарь" читать бесплатно онлайн.



В словаре раскрываются важнейшие термины археологии — науки, интересующей миллионы жителей Земли. Ведь только с помощью археологии мы можем познать большую часть истории, а значит — понять себя и окружающий мир. Главное внимание уделяется проблемам происхождения человека, становления современной цивилизации, археологии нашей страны.

Данное издание является первым опытом создания отечественного археологического словаря. Предназначено для учащихся, студентов, учителей, всех любителей истории и археологии.

[Отсутствуют иллюстрации и часть текста в статье "ПРАРОДИНА ЧЕЛОВЕКА"]






Все это говорило о том, что отношения в стаде обезьян не такие простые, как мы думали еще совсем недавно. Шимпанзе обладают сложной системой организации сообщества. Они до 15 лет воспитывают своих детенышей. У них очень сильны родственные связи. Они могут делать примитивные орудия из веток. Они используют палки и камни для обороны и нападения. Джейн Гудолл и некоторые другие ученые на этом основании стали говорить, что определение человека как «животное, делающее орудия», неверно. Шимпанзе тоже делают орудия. Однако шимпанзе делают орудия только от случая к случаю.


ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЗОЛИТЕ И НЕОЛИТЕ — в палеолите было еще трудно различать какие-либо группировки населения, но в мезолите очень четко видно, что в одной и той же зоне у различных групп населения имеется своеобразие в способах изготовления орудий, их оформления и т.п. Напр., на Урале в мезолите культура с геометрическими микролитами распространена только на в. склоне гор и почти отсутствует на з. склоне. Почему? Ведь население и з. и в. склона жило в одинаковых природных условиях, охотилось на одних и тех же животных, пользовалось одной и той же вкладышевой техникой изготовления орудий и все же имело такие существенные различия в отдельных приемах их изготовления. Если в Приуралье не было геометрических микролитов, то были наконечники стрел на пластинках, которых совсем не было в Зауралье. Десятки тыс. изученных орудий в Зауралье — и ни одного наконечника стрел, а в Предуралье они встречались достаточно часто. Немало и других особенностей: в Зауралье все орудия изготовляли из отличного темного различных расцветок кремня и яшмы, а в соседних стоянках Предуралья, иногда расположенных всего в нескольких км от зауральских, орудия делали из очень плохого кремнистого известняка или просто из известняка. Различия в орудиях и приемах их изготовления в мезолите появляются не только у населения Урала, но и Крыма и Украины, Беларуси и Сибири и т.п. Такие же различия прослеживаются в мезолите в З. Европе и в других областях. Так, если в Крыму и на Кавказе в мезолите изготовляли геометрические микролиты, то в волго-окском междуречье и Беларуси их почти не было. Зато здесь были наконечники стрел, причем их делали из таких же ножевидных пластинок, из которых на ю. делали микролиты. Геометрические микролиты не делали в Китае, Японии, в Африке, в Америке и т.п.

Наблюдения за жизнью отсталых племен показывают, что все эти различия связаны с делением первобытного населения на племена, роды и другие сообщества. Так, меланезийцы, негритосы и т.д. пользуются в общем сходными орудиями на охоте, но каждое племя каждое орудие делает по-своему. И уж никак нельзя спутать, скажем, бумеранг или копьеметалку одного племени с таким же орудием другого племени. Напр., в Меланезии для папуасов были типичны палицы с каменными навершьями и длинные планкообразные деревянные палицы. Распространение этих типов ограничено Новой Гвинеей и ближайшими к ней островами. Острова же, лежащие далее к в. и подверженные влиянию полинезийцев, дают весловидные палицы и палицы в виде приклада винтовки. Здесь нет палиц с каменными навершьями. В оформлении конца рукояти палиц также намечаются различия. В папуасских районах палицы имеют на рукоятках расширения с плоским концом, а в в. Меланезии — расширения с заострением. У разных австралийских племен прослеживаются различия даже в деталях одних и тех же орудий. «Метательная» палица с утолщением на конце — вирри является оружием, специфичным для вонкангуру и их ближайших соседей. У них, кроме того, бумеранг, как правило, не уплощен с одной стороны, как это в обычае у племен Квисленда. Неодинаковы и копьеметалки у разных племен.

Эти этнические отличия в типах орудий характерны не только для австралийцев. Исследователь филиппинских племен аэта пишет о различиях их стрел: «Иснег-негритосы по большей части употребляют деревянные круглые в сечении острия, между тем как калин-га-негритосы предпочитают сглаженные бамбуковые острия».

Итак, различия в изготовлении и оформлении орудий говорят о племенных различиях. Учитывая, что общественный строй племен охотников и Австралии, и Африки, и Америки между собой схож, а орудия, жилища и другие предметы жизни, быта этих племен сходны с мезолитическими, мы можем довольно отчетливо представить и некоторые детали общественной жизни наших далеких предков. По мнению специалистов, на уровне мезолита живут племена гуаяков, бушменов в Африке и австралийских аборигенов.

Племя у австралийцев нечетко оформлено, но каждое племя имело свою территорию, обычаи и традиции, сходен был и язык родовых групп, входящих в племя. Каждое племя делилось на две фратрии. Человек одной фратрии не мог жениться на женщине своей фратрии не только в своем племени, но и в любом другом. Нарушение брачных норм каралось смертью. Власть находилась в руках стариков и опиралась на их авторитет и знания обычаев. Из них же избирался и глава группы (у некоторых племен не было единоличных вождей). Если нарушались интересы одного человека другим, то спор между ними разрешался поединком. На угодья существовала общественная собственность, на оружие и утварь — личная. Охота велась и коллективно, и индивидуально, но добыча делилась либо между всеми, либо между определенными членами группы (причем самим охотникам доставалось часто меньше всех). Споры из-за нарушения прав на территорию, похищения женщин, обвинения в колдовстве разрешались военными столкновениями. Стычки были небольшими, до первых раненых или убитых, а потом начинались переговоры о мире, заключавшиеся при особых церемониях. Обмен был развит: существовали даже особые ярмарки, где меняли каменные орудия, украшения и другие предметы.


ОГЛЕЕНИЕ — химическое восстановление минеральной части почвы или гор, пород в глубоких горизонтах, перенасыщенных водой, где железо выносится водой, а обедненные железом горизонты получают зеленоватую, черную или сероватую окраску.


ОГОНЬ — самые древние следы использования огня человеком найдены в В. Африке на стоянке Чесованджа. Их возраст 1,3-1,6 млн. лет. Более широко следы О. появляются на стоянках ашеля (Чжоукоудянь, Вертеешселлеш, Терра Амата). В конце ашеля и мустье следы О. встречаются повсеместно. Видимо, в это время человек научился добывать его искусственно. Способы добычи О. различны. Они известны по этнографическим данным. Все племена, известные в XIX в., умели добывать О., но к добыванию О. заново почти не прибегали, поддерживая в жилищах постоянный очаг. Изучено 5 древних способов добычи О.: выскабливание О. (огневой плуг), выпиливание О. (огневая пила), высверливание О. (огневое сверло с разными вариантами), высекание О., получение О. сжатым воздухом (огневой насос). Наиболее распространенный способ — высверливание. На стоянке Зальцгиттер-Лебенштедт найдены остатки трута (возраст 48300 лет назад) На мезолитической стоянке Стар-Карр в Англии рядом с трутом найдены куски пирита, при ударе которого о камень высекаются искры.


ОДЕЖДА И ЖИЛИЩА В ПАЛЕОЛИТЕ — в 1964 г. в Сунгире под г. Владимиром было раскопано погребение палеолитического человека, похороненного 30 тыс. лет назад. На ногах и руках у него были браслеты, а вся О. была по краю обшита бусинами, вырезанными из бивней мамонта. Сама О. истлела, но сохранившиеся бусины обрисовывали ее покрой. Она оказалась очень похожей на ту О., которую и сейчас носят обитатели Заполярья. Она состояла из двух меховых брючин и сшитой с ними заодно куртки типа комбинезона. Об О. позднего палеолита археологам было известно и до раскопок в Сунгири. Особенно много дали раскопки М. М. Герасимова и А. П. Окладникова на сибирских стоянках Мальта и Буреть. Там у очагов и в Ж. древнекаменного века найдены любопытные украшения, а некоторые вещи своим художественным мастерством и реалистической правдой образов поражают. Среди них уникальнейшие скульптурные изображения женщин в меховой О. Элементы О. встречаются и на европейских поздне-палеолитических статуэтках. Но в Европе вся О. — это легкие перевязи, браслеты, пояски, шапочки. А среди 20 женских статуэток, найденных в Сибири, есть изображения женщин, у которых обнажено только лицо — все остальное затянуто в своеобразный меховой комбинезон. Сшитый шерстью наружу, он плотно облегает тело с головы до ног. Особенно ясно виден костюм человека древнекаменного века на статуэтке, найденной в 1963 г. в Бурети (две такие «одетые» статуэтки найдены в Мальте). Мех обозначен полукруглыми ямками и насечками, расположенными в определенном ритмическом порядке. Этих ямок нет только на лице. От выпуклого лица мех резко отделен глубокими узкими желобками, образующими валик — густую пушистую кайму капора. Широкий и плоский капюшон заостряется кверху.

Очень похожую О. носят до сих пор арктические охотники на морского зверя и оленеводы тундры. Это и не удивительно. 25 тыс. лет назад на берегах Байкала тоже была тундра, а без такой О. жизнь в тундре невозможна. Зимой холодные, пронзительные ветры степей и тундр, простирающихся от Ледовитого океана до Атлантики, заставляли палеолитических людей, как и современных жителей Арктики, закутывать все тело в О. из меха. Вместе с тем такая О. не стесняет движений и отлично сохраняет тепло в океане снега, ветра, бурь и метелей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Археологический словарь"

Книги похожие на "Археологический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геральд Матюшин

Геральд Матюшин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геральд Матюшин - Археологический словарь"

Отзывы читателей о книге "Археологический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.