Геральд Матюшин - Археологический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Археологический словарь"
Описание и краткое содержание "Археологический словарь" читать бесплатно онлайн.
В словаре раскрываются важнейшие термины археологии — науки, интересующей миллионы жителей Земли. Ведь только с помощью археологии мы можем познать большую часть истории, а значит — понять себя и окружающий мир. Главное внимание уделяется проблемам происхождения человека, становления современной цивилизации, археологии нашей страны.
Данное издание является первым опытом создания отечественного археологического словаря. Предназначено для учащихся, студентов, учителей, всех любителей истории и археологии.
[Отсутствуют иллюстрации и часть текста в статье "ПРАРОДИНА ЧЕЛОВЕКА"]
ДОМЕСТИКАЦИЯ СОБАКИ И КОШКИ — все домашние животные, кроме собаки и кошки, снабжали человека мясом. Это были запасы мяса на копытах. Собака сопровождала человека на охоте и помогала найти домашних животных. Кошка, казалось бы, бесполезное животное, однако она в древности была окружена почетом. Ок. 2500 лет назад Геродот посетил Египет и рассказывал: «Во время пожара с кошками творится что-то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении пожара, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и... бросаются в огонь. Это повергает людей в великое горе. Если в дому околеет кошка, то все обитатели сбривают себе брови. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях». Самые древние останки домашней кошки найдены в поселках первых земледельцев 9-тысяче-летней давности. Вокруг этих поселений все испещрено ходами грызунов. Мыши и крысы уничтожали хлеб — и немало. Даже сейчас в Англии ежегодно 5 крыс съедают столько же зерна, сколько хватит человеку на целый год. Грызуны приносят вред и посевам. К ядам они привыкают, мышеловки обходят. Страшнее кошки для них до сих пор никого нет. Значит, кошка тоже немало послужила человеку. Не зря потомки египетского кота давно завезены в Европу, видимо, вместе с земледелием. Правда, на с. Европы была приручена дикая европейская кошка. Потом кошки слились в один вид. И сейчас еще можно встретить длинноухих, длинноногих потомков египетского кота вместе с коротконогими, короткохвостыми, короткоухими европейскими кошками.
ДОМИК МЕРТВЫХ — деревянная или каменная модель жилища, служившая гробницей и размещавшаяся обычно под курганом.
ДОРИЙЦЫ — группа племен, которые, по данным др.-греч. литературы, вторглись с с. в Ю. Грецию после упадка микенской культуры. Археологически прослеживаются плохо.
ДРЕВЛЯНЕ (ДЕРЕВЛЯНЕ) — славянское племя, обитавшее в лесах к с.-з. от Киева («зане седоша в лесехъ», — говорит летопись). Название племя и получило от лесов. Д. имели полугосударственную организацию. В летописи рассказывается о князьях и «лучших мужах», дружинниках. До сер. X в. между древлянскими и киевскими князьями происходили военные столкновения. В связи с этим автор Повести временных лет (киевлянин) старается описывать их в черном цвете: «...Древляне живяху звериньскимъ образом, живуще скотъски: убиваху друг друга, ядаху вся нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху у воды девицы». Древлянские курганы отличаются скоплениями золы и угольков в насыпях всегда выше трупоположений. Обычно это тонкая зольно-угольная прослойка в центре кургана. На с. Д. соседствовали с дреговичами. Самые древние курганы Д. были курганы с трупосожжениями и урнами пражско-корчаковского типа.
ДРЕВНЕБЕРИНГОМОРСКАЯ КУЛЬТУРА — культура побережья Берингова моря. С III в. до н.э. до первых веков н.э.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО — искусство Древней Руси. Дохристианское мировоззрение можно представить по рус. народным сказкам. Изображения богов и богинь в то время большей частью делались из дерева и до нас не дошли. Кроме того, они уничтожались на протяжении веков. О скульптуре дохристианской Руси можно судить лишь по их небольшим фрагментам и обломкам, найденным при раскопках в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и в других местах. До 80-х г. XX в. был известен всего один целый памятник др.-рус. каменной скульптуры — Збручский идол, найденный в середине прошлого века и хранящийся в музее Кракова. Идол с р. Збруч (приток Днестра) представляет собой высокий (2,7 м) 4-гранный столб, на каждой из 4 сторон которого изображены различные фигуры, расположенные 3 ярусами. Предполагается, что 3 горизонтальных яруса изображений символизируют деление вселенной славянами на небо (мир богов), землю (мир людей) и подземный мир, таинственные обитатели которого держат на себе землю. Верхняя часть столба — общая для 4 богов шапка. Под ней в рост изображены 4 фигуры. На главной лицевой стороне — богиня плодородия. Около идола располагался жертвенник — круг, сложенный из булыжников. Ров образует 8 дугообразных лепестков. В каждом из них во время праздника горел ритуальный огонь.
Языческие капища в виде небольших (14-30 м) площадок со рвом и валом встречаются во многих местах. Если в низменных местах такие святилища занимали естественное или специально насыпанное возвышение, то в холмистых они сооружались на главных вершинах возвышенности. Такое святилище в С. Буковине было обнаружено около ключей в Ржавинском лесу. Округлая площадка вершины холма была окружена валом диаметром 24, шириной 5-6 и высотой 1,5 м. На вершине вала найдены специальные площадки из камней для жертвенных огней и 4-гранный столб высотой 2,5 м без украшений, который в древности стоял в центре площадки. После принятия христианства он был сброшен в ров.
Дохристианская Русь знала и литье, и чеканку, керамику и вышивку, владела тонким искусством эмалей. Она производила искусные ювелирные вещи — бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья), осыпанные зернью, увитые сканью. В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры — славянский вариант «звериного стиля».
Традиции языческих времен сохранялись и после крещения Руси. Несмотря на запрещения изображать что-либо на стенах храмов, кроме орнамента и живописи, мастера-каменотесы при сооружении их ухитрялись вырубать из камня и запрещенную скульптуру. Недалеко от Владимира находится одно из прекраснейших зданий всей др.-рус. архитектуры — церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г. Сейчас она стоит уединенно на берегу р. Старицы и воспринимается не только как памятник архитектуры, но и как скульптура. Как статуя она вертикальна, устремлена ввысь. Высотность смягчена мотивом полукружия: полукружием закомар, перекрытий, декоративных арочек, дверей и, наконец, венчающим полушарием главы, которая раньше была шлемовидной. Стены оживляет рельеф, который не ограничивается пилястрами и аркатурой: в закомарах сделаны лепные украшения. Посередине их — человеческая фигура с музыкальным инструментом, по бокам львы, грифоны, ниже загадочные женские маски. Аналогичная, но более богатая скульптура сплошь покрывает стены Дмитриевского собора во Владимире. К центральной фигуре Давида с обеих сторон тесными рядами идут всевозможные существа — ангелы, животные, птицы, языческие кентавры и грифоны. Здесь также представлены старые божества — олицетворения природных сил, те самые фантастические твари, которые встречались еще на дохристианских украшениях «звериного стиля», которые и потом, столетия спустя, вплетались в заставки и буквицы рукописных евангелий.
В XI в. строились богато украшенные храмы св. Софии в Киеве, Новгороде, Полоцке. Софийский храм в Киеве был украшен мозаиками и фресками греч. мастеров, но в них заметно и влияние рус. художников. Мозаика сохраняет всю красочность и линейную изысканность зрелого византийского стиля, но в них меньше созерцательного спиритуализма, больше жизненной энергии, прямой обращенности к людям. Богородица в конце апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками — Оранта (молящаяся), считалась олицетворением «матери городов русских». По легенде — пока стоит эта «Нерушимая стена», будет стоять и Киев. Облик и поза Оранты, оберегающий жест поднятых рук напоминали Берегиню славян. Фигура Оранты кажется живой: она как будто идет навстречу, смотрит в глаза всем, кто входит в храм; золотой нимб над ее головой ярко светит даже в сумерках.
По сравнению с владимирскими новгородские церкви выглядят приземистыми, скупыми на украшения, но зато крепко сшитыми. Внутри они расписывались, снаружи их стены большей частью росписи и скульптуры не имели. Мозаичная техника развития не получила, но зато обрела жизнь фреска (живопись по сырой штукатурке). Наиболее интересная роспись конца XII в. была в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице. Сохранилась лишь незначительная часть его фресок. Они представляют собой целую галерею новгородских жителей в облачении христианских святых — мужественные, коренастые, суровые фигуры. Среди них много бородатых старцев: при родовом строе особо чтились старики — родоначальники большой семьи. Проявились здесь и образы «дедов-сказителей», которые позднее изображались как старцы русских монастырей, русские отшельники. Росписи Феофана Грека (XIV в.) продолжают традиции новгородской фрески, но он вносит в нее динамичность: порывистые белые штришки — «движки» оживляют темно-терракотовые узкие лики, подобно молниям. Его «Старец Макарий» на фреске Спасо-Преображенской церкви в Новгороде — человек, обуреваемый страстями. Традиции фресковой живописи продолжались в иконописи.
ДРЕВНЕЯМНАЯ КУЛЬТУРА — культура, которую чаще называют просто ямной. Бронзовый век. Занимает территорию от Урала до Днестра. Названа по обряду погребения в ямах под курганами. Покойники помещались в могилы на спине с подогнутыми ногами. Инвентарь беден — остродонные и круглодонные сосуды, топоры, медные ножи, изделия из камня редки. Встречаются повозки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Археологический словарь"
Книги похожие на "Археологический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геральд Матюшин - Археологический словарь"
Отзывы читателей о книге "Археологический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.