Елена Мищенко - Мастер пластики и его Маргарита. Уильям Зорач
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Мастер пластики и его Маргарита. Уильям Зорач"
Описание и краткое содержание "Мастер пластики и его Маргарита. Уильям Зорач" читать бесплатно онлайн.
Серия «Лики великих» – это сложные и увлекательные биографии крупных деятелей искусства – эмигрантов и выходцев из эмигрантских семей. Это рассказ о людях, которые, несмотря на трудности эмигрантской жизни, достигли вершин в своей творческой деятельности и вписали свои имена в историю мирового искусства. Американский скульптор и художник Уильям Зорач (1887-1966), представитель американского модернизма, иммигрировал вместе с семьей в Америку из Латвии. Обладатель многочисленных наград. Живописные полотна и скульптуры Зорача находятся в Smithsonian American Art Museum, Metropolitan Museum of Art и других крупнейших музеях Америки. Иллюстрации Александра Штейнберга.
Елена Мищенко
Александр Штейнберг
МАСТЕР ПЛАСТИКИ И ЕГО МАРГАРИТА
Уильям Зорач (William Zorach)
«Я хочу сказать каждому молодому художнику, решившему посвятить жизнь Искусству: просыпайся и засыпай с мыслью о Творчестве, даже когда ты занят будничными делами, всегда помни о главном Деле своей жизни, иными словами, женись на Искусстве!»
Эти слова принадлежат Художнику, который постиг тайны творчества, который поднялся из самых низов до вершины признания и славы, став одним из лидеров американской скульптуры – Уильяму Зорачу.
* * *«Я помню небольшую деревеньку Элберик в Литве, где я родился. Помню наш дом, крытый соломой. Мы были очень бедны. Помню земляной пол и печь, на которой мы отогревались. Позади дома был огород, мать там сажала картофель и свеклу. Это не давало нам умереть с голоду».
Уильям Зорач был седьмым ребенком, родившимся в России, еще двое родились уже в Америке. Анализируя творчество выдающегося скульптора, не перестаешь удивляться и восхищаться необыкновенной жизнестойкостью человека, который без покровителей и педагогов настойчиво шел к своей цели, ощущая потребность самовыражения в рисунке, скульптуре. Откуда, из каких глубин появился этот Талант? Поистине – от Бога.
Детские смутные воспоминания остались у него от жизни в России. Зорачи уехали в Америку в 1891 году, когда мальчику не исполнилось еще и четырех лет. Однако в детской памяти отчетливо сохранилась картина погрома: крики детей и женщин, лошади, солдаты, огонь, вспыхнувший в ночи.
Спустя десятилетия эта страшная картина найдет свое отражение в творчестве художника, в его рисунках, графических работах. Но все это будет намного позднее, а к тому времени, о котором мы рассказываем, после погрома, когда казаки отобрали и сожгли все имущество, отец Зорача решил уехать в Америку, где давно уже жил его брат. Сначала он уехал один. Жизнь его была очень трудной. Отец работал очень тяжело, получал гроши, но все-таки ему удалось скопить сумму, достаточную для того, чтобы его семья пустилась в далекое путешествие в Америку. Прибыв в Нью-Йорк после двухмесячного плавания, они отправились в Кливленд к отцу. В поезде на какой-то станции зашел бородатый мужчина, раскрыл небольшой чемоданчик и начал раздавать всем детям сладости. «Вот это Америка!» – подумали они, наслаждаясь неведомым доселе вкусом. Однако, когда спустя десять минут бородатый продавец начал обходить всех, требуя деньги, восторгов поубавилось. Что было делать? Мать, вздыхая, достала припрятанный серебряный рубль и долго просила на непонятном для бородача идиш взять его в уплату за конфеты.
Семья поселилась на окраине Кливленда. Зорач пошел в школу. Когда на первом уроке учитель спросил его имя, мальчик ответил: «Зорач». «Это очень трудно произнести, – услышал он в ответ. – Будем называть тебя Вилли». Так и осталось.
«Эй, Вилли, принеси-ка газеты вон туда», – кричал хозяин, раздавая мальчикам утренние и вечерние выпуски местных газет. «Эй, Вилли, начисти-ка ботинки как следует», – говорил прохожий, бросая мальчику несколько монет. И Вилли продавал газеты, чистил ботинки, подметал полы, словом, хватался, как и его сверстники, за любую работу. Но это было в свободные от школы и учения часы, а в школе бывало по-всякому. К счастью, там была мисс Солл – большая приветливая женщина, которая как-то показала своим ученикам как нужно рисовать собаку. «Это было каким-то потрясением для меня, – рассказывает Зорач. – Как будто что-то пробудилось во мне, я стал все время рисовать. У меня было такое ощущение, что я умел рисовать еще до своего рождения. Но долгое время все не было подходящего случая, а сейчас – началось. Я рисовал все и вся».
И вот однажды хозяиин, который давал работу разносчикам газет, увидел рисунки мальчика и повел его к боссу. Тому понравились рисунки, и он взял Вилли на работу с окладом два доллара в неделю. «О, это были огромные деньги, и, кроме того, я был горд собой. А какое счастье было находиться среди художников, вдыхать запах красок. В мои обязанности входило: мыть и скрести полы, бегать за сигаретами и пивом, смешивать краски, мыть кисти. Я был согласен делать что угодно, лишь бы оставаться с этими людьми». Так началась взрослая жизнь Уильяма Зорача – будущего лидера американской школы скульптуры.
ПАРИЖ – ШКОЛА ИСКУССТВ
Пролетело несколько лет в работе, мальчик вырос, превратился в юношу. Он должен был сам выбирать свой жизненный путь. Мать была слишком занята семьей, отец постарел, подорвал здоровье на тяжелых работах, и Вилли решил стать художником. Он нашел школу рисунка в Нью-Йорке, начал ее посещать. Там он проводил все свободное время. Рисунок стал его страстью, он делал огромные успехи. И еще – появилась мечта поехать в Париж, увидеть настоящее европейское искусство. Вилли удалось собрать тысячу двести долларов – сумму, по тем временам, нешуточную, достаточную для поездки в Париж.
И вот настал долгожданный день. Была осень 1909 года, когда 22-летний Уильям Зорач, вместе со своим другом Абой Варшавским, отправились на пароходе в путешествие и спустя семь дней высадились в Шербурге. Этот красивый европейский город произвел огромное впечатление на молодых американцев – все выглядело иначе: дома, люди, булыжные мостовые, а главное, атмосфера легкости, ощущение радости жизни.
У Абы было письмо к молодому художнику-французу, жившему в Париже. Прибыв в Париж, молодые люди сразу пошли в кафе, где, по рассказам общих знакомых, этот французский юноша проводил большую часть времени.
Когда Уильям с другом пришли в это кафе, они были поражены свободой нравов, царивших там. Уильям никогда не пробовал вина и не курил. Но ему сразу поднесли фужер с каким-то крепким напитком, у него закружилась голова, он почувствовал себя плохо. Когда на следующий день он пришел в кафе, к нему подошел официант и протянул счет. «За что?» – спросил Вилли. «Как за что? А вчерашняя вечеринка?»
Оказалось, что их новый французский знакомый был без гроша, поэтому он устраивал вечеринки в кафе, принося доход хозяевам и развлекая своих друзей. Они же и оплачивали развлечения.
В Париже Зорач работал почти сутками напролет, оставляя для сна минимум времени. Он пошел учиться сразу к нескольким педагогам, деньги на учебу зарабатывал, разгружая вагоны ночью, давал уроки рисунка, – словом, брался за любую работу. Особенно часто он просиживал в Лувре, копируя работы старых мастеров, изучая их приемы, осваивая новую для себя школу живописи.
Импрессионизм увлек, восхитил Зорача, он был влюблен в работы Ван Гога и Гогена. Словом, Париж был прекрасной школой для молодого художника.
МАРГАРИТА
«Я увидел ее сразу, как только вошел в студию. Она стояла у мольберта, одетая во все черное, и, может быть, поэтому выделялась из общей массы всех студентов, которые предпочитали светлые и яркие тона. Маргарет Томсон неотрывно смотрела на мольберт. Когда я подошел поинтересоваться, что же она рисует, я был поражен, увидев обнаженную натуру голубой девушки, лежащей на розовом песке. «Зачем вы это делаете? – спросил я ее. – Вы не чувствуете цвет. Розовый и голубой – они же спорят между собой!» «Я так рисую, потому что мне это нравится», – был ответ.
Вилли и не предполагал, что это начало диалога, который они вели потом всю совместную жизнь.
Так произошло знакомство в Париже, которое переросло в любовь. Уильям помнит каждую деталь их прогулок по набережной Сены, разговоры об искусстве, о жизни.
Маргарет родилась в Сан-Франциско и была одержима любовью к искусству. Она так же, как и Зорач, как и другие молодые художники, приехала в Париж учиться рисовать, лепить. Впоследствии она стала очень известной художницей, вместе с Зорачем работала над крупными проектами, помогая советом, споря с ним.
Но все это было уже потом, а тогда, в 1911 году Маргарет уехала из Парижа в кругосветное путешествие, а Зорач отправился домой, в Нью-Йорк. Он страстно тосковал без любимой, испытывал ностальгию по Парижу. Маргарет присылала яркие открытки. Она побывала повсюду: в Китае и Японии, Бирме и Сингапуре. Зорач терпеливо ее ждал, отдавая все время работе.
Наконец настал долгожданный день, и влюбленные встретились. «Я ждал ее на Центральном вокзале Нью-Йорка. Жизнь полна смешных курьезов. Я так давно не видел Маргарет, что не узнал ее, когда она сошла с поезда и подошел к чужой женщине с букетом цветов. Они обе были удивлены – Маргарет и та, другая, которой я пытался вручить цветы. Но, к счастью, у моей будущей жены оказалось хорошее чувство юмора, она поняла мою ошибку, сразу же простила меня и приняла мой букет цветов с удовольствием, наградив меня поцелуем».
Буквально на следующий же день молодые люди поехали в Сити-холл, где и произошла регистрация брака. Они сняли верхний этаж маленького дома на углу 55-й улицы и 6-й авеню. Это была одна большая комната и ванная, кухни не было вообще. Маргарет готовила в ванной. Мебель они принесли с улицы, Маргарет разрисовала простыни и сделала из них занавески. Вилли разрисовал стены – получилось очень уютно. Самое главное – это то, что они были вместе, а с ними было их Искусство.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мастер пластики и его Маргарита. Уильям Зорач"
Книги похожие на "Мастер пластики и его Маргарита. Уильям Зорач" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Мищенко - Мастер пластики и его Маргарита. Уильям Зорач"
Отзывы читателей о книге "Мастер пластики и его Маргарита. Уильям Зорач", комментарии и мнения людей о произведении.