» » » Алла Болотова - Психология коммуникаций


Авторские права

Алла Болотова - Психология коммуникаций

Здесь можно купить и скачать "Алла Болотова - Психология коммуникаций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алла Болотова - Психология коммуникаций
Рейтинг:
Название:
Психология коммуникаций
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-7598-1107-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология коммуникаций"

Описание и краткое содержание "Психология коммуникаций" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлены истоки и механизмы формирования, развития и функционирования коммуникативной подсистемы общественной жизни. Авторами обобщены и проанализированы эмпирические работы последних лет в области психологии коммуникаций в отечественной и зарубежной науке. Это позволило предопределить существующие коммуникативные стратегии и тактики как наиболее эффективные в различных кризисных ситуациях, особенности их реализации и освоения в профессиональной деятельности. Коммуникавистика представлена как целостная система на пути изучения природы социального взаимодействия в исторической ретроспективе ее основных школ, учений и направлений в психологии, философии и культурологии. Даны обзоры авторских исследований различных феноменов социальных коммуникаций в кросскультурном аспекте, включая техники фасилитации больших групп.

Книга предназначена для тех, кто занимается психологическими исследованиями в области человеческих коммуникаций, социологов и философов, политологов и демографов, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей, а также для всех интересующихся реалиями современного социума.






Процесс изучения человеком способов самопрезентации в социальных ситуациях и регулирования своего поведения для того, чтобы произвести желаемое впечатление, как отмечает Д. Майерс, – это процесс самомониторинга [Майерс, 2008].

Следует отметить, что не все в одинаковой степени управляют впечатлением о себе. Поведение одних выстраивается под руководством своего внутреннего Я, не приспосабливаясь в соответствии с внешними ситуациями. Другие же руководствуются впечатлением, которое хотят произвести (проекцией мнений других о человеке), действуя как социальные хамелеоны [Там же]. М. Снайдер [Snyder, 1987] отмечает, что тенденция к самомониторингу – это особое качество, позволяющее выделить людей с высокими и низкими показателями самомониторинга. Человек с высокими показателями подстраивает свое поведение в зависимости от ситуации, стремясь «быть таким, каким его хотят видеть». Это, как правило, представители публичных профессий (актеры, политики и т. д.), которые обращают свое повышенное внимание на внешний вид, легко приспосабливаются к ожиданиям аудитории, с большим кругом общения, не обращающиеся при принятии решения к собственным установкам.

Для людей с высокими показателями тенденции к самомониторингу характерно [Михайлова, 2006]:

1) интересоваться социальным соответствием своей самопрезентации («На собраниях я стараюсь сделать или высказать то, что от меня ждут другие люди»);

2) относиться к тому, что делают другие как к руководству для самовыражения («Когда я сомневаюсь, как нужно действовать в социальной ситуации, я смотрю на действия других как на подсказку»);

3) контролировать и видоизменять самовыражения («Я могу, если захочу, смотреть кому-то в глаза и говорить ложь прямо в лицо»);

4) использовать подобные способности в особой ситуации («Я могу обманывать людей, прикидываясь их другом, хотя на самом деле не люблю их»);

5) видоизменять стиль самопрезентации в зависимости от ситуации («В различных ситуациях с различными людьми я часто действую как очень разные люди»).

Таким образом, существует ряд критериев, позволяющий выделять людей с соответственно высокими и низким уровнями самомониторинга. Е. Михайлова к этим критериям добавляет еще и следующие [Там же].

1. Интерес к впечатлению, производимому самопрезентацией.

2. Интерес к действиям других людей как к руководству для самовыражения.

3. Контроль самовыражения.

4. Готовность контролировать самовыражение в социальных ситуациях.

5. Адекватность самопрезентации ситуации.

Для человека с низкими показателями самомониторинга, напротив, неважно, что думают о нем другие: свое поведение он выстраивает, руководствуясь своими внутренними представлениями, при принятии решения обращается к своим собственным установкам, не интересуясь мнением других. В своем большинстве мы занимаем промежуточное положение между этими двумя полюсами шкалы самомониторинга, обращая внимание на свое поведение и соотнося его с ситуацией в большей или меньшей степени.

Функции самопрезентации. Рассматривая самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации достижения и мотивации избегания неудачи, Р. Аркин [Arkin, 1981] и А. Шутц [Schutz, 1972] выделяют в соответствии с этими мотивами два вида самопрезентации: приобретающую и защитную.

Приобретающая самопрезентация характеризуется выбором адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и проч.), выбором социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (общение с равными себе по статусу индивидами).

Защитная самопрезентация чаще всего не осознается и проявляется в том, что субъект выбирает неадекватную для решения своих задач среду, руководствуясь либо заниженными требованиями, либо непомерно высокими (авантюристическая самопрезентация).

Самопрезентация соотносится с желанием человека представить желаемый образ как другим (внешняя аудитория), так и себе самому (внутренняя) и сравнить полученные оценки себя. Человек стремится вызвать своим поведением у окружающих отклик, соответствующий его представлению о себе, что позволяет поддерживать определенный уровень самоуважения и самооценки.

Одна из функций самопрезентации заключается в элиминировании диссонанса, возникающего у человека из-за рассогласования чужих и собственных оценок себя [Anderson, 2002; Fiske, Taylor, 1994], которые должны быть согласованы друг с другом. Человеческое сознание не терпит противоречия между отдельными когнитивными элементами и стремится устранить возникающий диссонанс, согласуя различные установки и представления личности, например, через отбор партнеров по общению, отношение которых помогает поддержать привычный Образ-Я [Фестингер, 1999].

Следующие функции самопрезентации вытекают из правил самоподачи как средства регуляции коммуникативного поведения: функция создания определенного впечатления у окружающих и функция регуляции собственного поведения в критических ситуациях.

Функции самопрезентации охватывают и внешнюю, и внутреннюю аудиторию в ситуациях социальных коммуникаций.

Р. Баумейстер и А. Стейнхилбер считают, что человек нуждается в самораскрытии, т. е. в проявлении себя во внешнем мире. В процессе межличностного общения он представляет свое внутреннее содержание: мысли, характер, ценности, убеждения. Его цель не только произвести впечатление, но и продемонстрировать то, что он из себя представляет.

Стратегии и техники самопрезентации. В зависимости от того, как осуществляется процесс самопрезентации, можно выделить несколько стратегий и техник его осуществления. И. Джонс и Т. Питтман [Jones, Pittman, 1982] считают, что в основе самопрезентации лежит стремление к власти, они выделяют стратегии самопрезентации, позволяющие получить власть определенного типа.

1. Стараться понравиться (ingratiation). Такая стратегия обязывает окружающих быть любезными, доброжелательными к субъекту (власть обаяния).

2. Самореклама, или самопродвижение (self-promotion) человеком своей компетентности (власть эксперта).

Запугивание (intimidation) – демонстрация силы обязывает окружающих подчиниться (власть страха).

Пояснение примером (exemplifi cation) – демонстрация духовного превосходства (власть наставника).

Мольба (supplication) – демонстрация слабости, (власть сострадания) [Михайлова, 2006]. Как полагает Е. Михайлова, выбранные коммуникатором стратегии навязывают реципиенту (окружающим) определенный способ поведения по отношению к нему.

Рассматривая техники самопрезентации, остановимся на техниках, предложенных Р. Чалдини.

1. Техника наслаждения отраженной славой («купание в лучах чужой славы») – использование чужого успеха для самопрезентации.

2. Техника нанесения вреда («вредительство») – намеренное преувеличение недостатков (ситуации, предмета, другого человека и т. д.) для повышения своего статуса, своего роста в глазах окружающих, что позволяет управлять впечатлением других.

Г. Бороздина в искусстве управления впечатлением делает акцент на перцептивной составляющей процесса, выделяя четыре техники самопрезентации, или самоподачи.

1. Самоподача превосходства – акцентирование внимания окружающих на внешние признаки превосходства коммуникатора (поведение, речь, одежда).

2. Самоподача привлекательности – акцентирование внимания окружающих на физической привлекательности коммуникатора.

3. Самоподача отношения – демонстрация партнеру своего отношения с помощью вербальных и невербальных средств.

4. Самоподача состояния и причин поведения – привлечение внимания окружающих к более выигрышной, привлекательной причине поведения коммуникатора.

Все перечисленные техники предполагают, что успешная самопрезентация – это презентация выбранных признаков, привнесенных в поведение индивида через призму его социального опыта для привлечения внимания реципиента с последующим управлением впечатлением о себе [Бороздина, 1998].

Все многообразие техник самопрезентации можно условно разделить на вербальные и невербальные.

К невербальным техникам относятся техники, акцентирующие внимание на внешнем виде, одежде, манере держаться и т. д.

В свою очередь, вербальные техники самопрезентации бывают как прямыми, так и непрямыми.

Прямые техники самопрезентации – это самоописания через личностные и социоролевые характеристики, через действия и увлечения, а также через истории о своей жизни. Непрямые техники самопрезентации заключаются в использовании информации о других людях для повышения собственного статуса и озвучивания своих аттитюдов.

Следует отметить, что выбор стратегии самопрезентации определяется в основном мотивационным и личностным факторами, а выбор техники самопрезентации осуществляется всегда на ситуационном уровне.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология коммуникаций"

Книги похожие на "Психология коммуникаций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алла Болотова

Алла Болотова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алла Болотова - Психология коммуникаций"

Отзывы читателей о книге "Психология коммуникаций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.