Кирилл Еськов - Америkа (с примечаниями редактора)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Америkа (с примечаниями редактора)"
Описание и краткое содержание "Америkа (с примечаниями редактора)" читать бесплатно онлайн.
Издательский вариант романа, с редакторскими примечаниями.
Вот смотрите: что есть американское общество? - правильно: это союз общин и цехов с древними-предревними традициями самоуправления и корпоративных связей "по горизонтали", и с опытом коллективного противодействия произволу и паразитизму властей; государство же, естественно, рассматривается как "неизбежное зло", которое следует всемерно ограничивать в его возможностях, оставив ему minimum minimorum возможностей вмешиваться в дела своих граждан: дипломатическую и военную защиту внешних границ, ну - почту там, да это, пожалуй, и всё. По идее, такое государство будет компактным и необременительным для общества, в плане людских и финансовых затрат - если сравнивать его с традиционными европейскими... Как бы не так! Чтобы эта конструкция стояла не опрокидываясь, мало расщепить "Власть, отвечающую за всё" на "исполнительную" и "законодательную" половинки - надо выделить еще и реально независимую "судебную власть", предоставив ей право не только решать любые конфликты между гражданами, но и оспаривать действия двух других властей; для обеспечения сменяемости власти (а наследственной она в этих условиях не может быть никак) путем "честных выборов" необходима свобода слова с соответствующими институциями - ну, к примеру "свободная пресса", с ее правом по первому подозрению невозбранно мазать дегтем ворота любого министра или президента; и много чего еще. Если вы сплюсуете в столбик все потребные для этого "людские и финансовые затраты", картина выйдет куда менее радужной. Повторю: это, похоже, будет очень хорошая, но очень-очень дорогая система власти; система, которую сможет себе позволить лишь очень-очень-очень богатая страна - каковой ваши Соединенные Штаты несомненно и станут после неизбежной (поднимаю тост, господа!..) победы вашей Революции.
А теперь перенесемся к нам, на пустынное Пацифическое побережье, где по территории в миллион с лишком квадратных миль (пять площадей Французской метрополии, однако...) размазано тонким слоем стотысячное примерно население (один большой, но нестоличный европейский город). Боюсь, что идея поверстать десятую часть того населения в стряпчие и адвокаты - а меньшим при "правовом государстве" никак не обойдешься - не встретит должного восторга у остальных девяти десятых; и объяснить - на доступном для них уровне - с какой стати они должны, в дополнение к вооруженным силам и администрации, содержать еще и прожорливую ораву законников, без коих все прекрасно обходились до сих пор, я, к примеру, не возьмусь.
Это, впрочем, мелочи. Главное же в том, что огромное большинство населения Колонии - и крепостные, и вольные - являются работниками Компании, выполняющей тут все основные функции государства, и связаны с ней пожизненным (а как правило - и наследственным) контрактом. Соотношение в их доходе натурального продукта, денег как таковых и сложно калькулируемых "социальных гарантий" - для разных категорий работников разное, но принципиальной разницы между крепостным землепашцем и президентом в этом пункте не имеется (последний вряд ли пользуется своим правом на бесплатное лечение - но это уж его личная воля); и доход этот - как его ни подсчитывай - означает вполне человеческое существование для всех. И нечего удивляться, что люди служат Компании не за страх, а за совесть, в точном соответствии с принятой в Японии (вот тоже страна со сходной системой пожизненного, "семейного" контракта!) максимой "Самурай служит не в надежде на будущую награду, а из благодарности за былые благодеяния". Впрочем, за положительными примерами этого рода не обязательно ходить за три моря: именно на таком вот всестороннем патернализме зиждилась уральская торгово-промышленная империя купцов Строгановых - кстати, экономически куда более успешная, чем людоедское предприятие меценатов Демидовых...
Вот, к примеру: Компания (как те Строгановы) регулярно отправляет на учебу в Европу способных юношей из всех сословий; это - один из главных "социальных лифтов" для тех же крепостных. Юноши те иной раз прельщаются европейскими соблазнами и нарушают обязательство вернуться потом домой в Калифорнию. Компании же, испытывающей от таких случаев естественное неудовольствие, в голову не приходит оскорблять своих следующих стипендиатов какими-нибудь дурацкими "клятвами на крови", и уж тем более как-то третировать родственников невозвращенцев - для нее всё это именно "неприятные внутрисемейные истории". Патернализм, как и было сказано...
Именно поэтому безусловное право калифорнийцев "думать, что хочешь и говорить, что думаешь" никоим образом не равнозначно здешней "свободе слова", ибо высказывание личного суждения о глупости или трусости генерала имярек никак не подразумевает права пропагандировать через "свободную прессу" воззрения о пользе скорейшей отмены армии как таковой. Равным образом, наличие в Калифорнии вполне уже развитого местного самоуправления никоим образом не побуждает его членов к мысли о необходимости избирать также и Конференцию двенадцати негоциантов путем всеобщих выборов, по схеме "один человек - один голос". Так что сомнительно, чтоб калифорнийцы "махнули не глядя" все свои нынешние блага и возможности на право сперва избирать себе начальников, а потом упражняться в злословии по их адресу - исключительно чтобы сделать приятное французским Просветителям...
Если же говорить не о том, что нас разъединяет, а о том, что объединяет, то и Конференция двенадцати негоциантов, и Континентальный конгресс, похоже, никогда и ни в каких обстоятельствах не станут использовать свой народ как расходный материал для достижения надчеловеческих, "выдуманных из головы" целей: громоздить людишек в египетские пирамиды Государственного Величия, или швырять их полешками в костер очередной Священной Войны за очередную Истинную Веру. Впрочем, и калифорнийский, и - смею полагать - американский народы просто не потерпят такого с собой обращения; благо свободное ношение оружия и там, и здесь уже не отменить. Вот за это я и предлагаю тост! - завершил свой спич Панин при явном одобрении аудитории.
Впрочем, не всей.
Позже других присоединившийся к обществу джентльмен аскетической наружности без обиняков заявил, что нарисованная здесь эмиссаром царицы Кэтрин (он верно понимает статус "наблюдателя"?..) картина калифорнийской жизни является на треть честной идеализацией, а на остальные две трети - расчетливой пропагандой. Панин, приподняв бровь, осведомился - какие личные наблюдения или факты, почерпнутые из заслуживающих доверия источников, легли в основу столь категоричного утверждения. Аскетический джентльмен фыркнул, что он, дескать, в таковых не нуждается, и что ему вполне достаточно "общих соображений", ибо изложенная графом схема общественного устройства полностью противоречит самОй "человеческой природе": человек эгоистичен, а любовью к ближнему своему может проникнуться лишь на путях служения Господу - чего в безбожной Калифорнии быть не может по определению. Панин удивленно ответствовал, что да, действительно, религия в Калифорнии является частным делом человека, - но разве не к этому же призывают и Отцы-основатели здешнего государства? Не в этом дело, раздраженно отмахнулся аскетический джентльмен, а в том, что для формирования описанной вами Власти, которая сознательно состригает с подданных меньше шерсти, чем могла бы, потребны не люди, а ангелы - причем с обеих сторон; а где и когда люди реально заботились о чужом благополучии? - приведите хоть один пример! Вам и впрямь хватит одного? - усмехнулся Панин, которому уже изрядно поднадоела та пикировка. Да, сделайте одолжение! Пожалуйста: в постели. I beg your pardon?.. Ну, это очень просто: попробуйте как-нибудь, эксперимента ради, думать об удовольствии не только своем, но и партнерши тож - и результат вас приятно удивит!
Общий хохот собравшихся и свекольный окрас лица оппонента подсказали графу, что пущенная навскидку стрела вонзилась в самый центр мишени: джентльмен оказался известным проповедником, сделавшим себе имя как раз на бичевании "вседозволенности и распутства". Результатом стал появившийся назавтра в Филадельфии запальчиво-велеречивый памфлет, в коем граф аттестовался как "достойный прислужник распутной царицы Кэтрин - Блудницы Вавилонской, укравшей титул Северной Семирамиды, - от блудодейств коей могли бы вспыхнуть со стыда даже невские болота". Государыню сия аттестация изрядно рассмешила; она поделилась ею с Вольтером в очередной своей эпистоле, а тот, в свой черед, вложил ее в уста религиозного ханжи из новой своей пиэсы - нечаянно обессмертив, таким образом, первоисточник...
Важнее, однако, иное: внимательно ознакомившись, по случаю, с популярно изложенными Паниным взглядами Компании на Американскую революцию, государыня в задумчивости поиграла пером над текстом и... не наложила никакой резолюции. Сиречь - решила оставить всё как было.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Америkа (с примечаниями редактора)"
Книги похожие на "Америkа (с примечаниями редактора)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Кирилл Еськов - Америkа (с примечаниями редактора)"
Отзывы читателей о книге "Америkа (с примечаниями редактора)", комментарии и мнения людей о произведении.