Елена Мищенко - Пластика ожившего дерева. Леонард Баскин
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Пластика ожившего дерева. Леонард Баскин"
Описание и краткое содержание "Пластика ожившего дерева. Леонард Баскин" читать бесплатно онлайн.
Серия «Лики великих» – это сложные и увлекательные биографии крупных деятелей искусства – эмигрантов и выходцев из эмигрантских семей. Это рассказ о людях, которые, несмотря на трудности эмигрантской жизни, достигли вершин в своей творческой деятельности и вписали свои имена в историю мирового искусства. Американский скульптор и график, Леонард Баскин (1922 – 2000), родился в семье иммигранта из Польши. Обучался в Школе Искусств в Нью-Йорке, у мастеров живописи в Париже, Флоренции. Его величественная композиция «Алтарь», как и многие другие работы Мастера, заняла почетное место в галерее Кеннеди в Нью-Йорке. Иллюстрации Александра Штейнберга.
Елена Мищенко
Александр Штейнберг
ПЛАСТИКА ОЖИВШЕГО ДЕРЕВА
Леонард Баскин (Leonard Baskin)
«На сегодня все!» – Мастер отложил рабочие инструменты, отряхнул древесные опилки, отошел в сторону. Его взору представилась величественная композиция. «Алтарь» – назвал он ее. Тогда, в 1977 году, Леонард Баскин именно этой композицией завершал свой 25-летний творческий путь. Это было достойное завершение его трудов. Год спустя композиция «Алтарь» займет почетное место в галерее Кеннеди в Нью-Йорке, крупнейшие историки искусств, журналисты будут писать о новом шедевре Мастера, а он будет недоволен своей работой. «Завтра я всегда хочу сделать больше, чем сегодня», – говорил Баскин в интервью.
Композиция «Алтарь» сделана в дереве. Он любил этот материал – дерево всегда теплое, податливое, послушное резцу, даже своей фактурой оно помогает выразить авторский замысел. А замысел был огромным – Леонард Баскин воплотил в дереве глубину и мудрость Книги Книг – Библии. Но этому предшествовал долгий, зачастую мучительный, творческий путь. Обратимся же к его началу…
* * *Началось все совершенно неожиданно. Просто ясным весенним днем в 1936 году, когда Леонарду, сыну нью-йоркского раввина Сэмюэля Баскина, было четырнадцать, он в очередной раз зашел в огромный универсальный магазин «Мэйсис» поглазеть на витрины и неожиданно увидел небольшую выставку скульптуры. Собственно то, что он увидел, трудно было именовать скульптурой в подлинном значении этого слова. Это были пластилиновые фигурки – изображения животных, людей. Их делала молодая художница. И вот именно это чудо возникновения из небытия, из простого пластилина, таких простых и знакомых фигурок поразило Леонарда. Он, прилежный ученик ешивы, увлекавшийся до того времени лишь изучением Торы, вдруг почувствовал непреодолимое желание сделать то же самое – вылепить из пластилина фигурку. Стать хотя бы на минуту Творцом.
Он купил пять фунтов пластилина и поспешил домой. Там, открыв огромный том Книги Знаний и найдя изображение Моисея Микельанджело, он стал лепить из пластилина эту фигуру.
«Не иначе сама Судьбы двигала мною, – напишет впоследствии Леонард Баскин в «Автобиографии». – Именно с этого дня я отдал свое сердце скульптуре».
Н А Ч А Л О
Сэмюэль Баскин был молодым раввином в Вильнюсе – высокий, стройный, хорош собой и очень прилежный. Не удивительно, что молодого человека, обладающего такими качествами, тянуло испытать свою судьбу, уехать в Америку – ведь эта страна огромных возможностей. И вот Сэмюэль, испросив благословения родителей, отправился вместе со своими друзьями в далекое путешествие.
Пережив все, что полагается, и испытав все тяготы дальней дороги, он прибыл в Филадельфию, где его ожидали родственники, приехавшие сюда за пару лет до него. Невеста тоже была подготовлена. Свадьбу сыграли быстро.
Молодые обосновались в Нью-Джерси, где у них родилось трое детей. В Нью-Джерси полюбили молодого раввина и были огорчены, когда он перебрался в Нью-Йорк. Леонарду, среднему из детей, только исполнилось семь лет. Жили в Бруклине, среди ортодоксальных евреев, поэтому детские впечаления будущего скульптора ограничиваются родительским домом и школой-ешивой, в которой он весьма прилежно занимался.
«Я всегда восхищался своим отцом, – пишет Леонард Баскин в своей книге воспоминаний. – Он был очень внимателен к нам, детям. Посвящал нам много времени». Мать была занята хозяйством, у нее никогда не хватало времени и терпения, она часто кричала на отца и детей. Почему? Трудно ответить на этот вопрос, да никто и не задумывался над ответом. Леонард чувствовал себя в семье неуютно. Он был средним. «Средний ребенок либо выживает, либо погибает. Я выжил», – говорит скульптор.
Все дни проводили в ешиве, зубрили Талмуд, раскачиваясь во время молитвы. Душные классы, наказания розгами – живому, активному мальчику трудно было все это вынести.
Леонард старался уйти из дома, его тянуло к незнакомым людям, он любил разговаривать с ними, приводил их к себе домой, к большому неудовольствию матери.
В ешиве Леонард учился до 16 лет, а потом, как сказал отец, каждый должен выбрать себе свой путь.
Будущий скульптор выбрал вечернюю школу, в которой, помимо общих предметов учили основам изобразительного искусства. Эта школа сыграла важную роль в жизни Леонарда. Организованная в конце XIX века, она имела целью обучить еврейских детей – выходцев из бедных семей основам мировой культуры. Уровень преподавания был высоким, предметы – интересными, там учились с удовольствием. Следует отметить, что большинство художников и скульпторов, ставших впоследствии гордостью американского искусства, начинали свой путь именно в этой школе. Среди них – Джо Дэвидсон, Якоб Эпштейн, Хаим Гросс, Луис Невелсон, Леонард Баскин.
Именно там, в школе для неимущих еврейских детей, будущий скульптор открыл для себя мир искусства. Каждый день он бывал в Бруклинском музее искусств, знал все о картинах и их творцах, подружился со служителями музея, частенько помогал им в уборке залов. Именно там он и начал копировать произведения мастеров. «Я просиживал днями в залах музея, это была лучшая школа живописи», – читаем мы в его записках.
Педагоги поощряли талантливого юношу, снабжали необходимыми материалами, инструментами. Леонарду повезло – в начале своего пути он встретил замечательного художника, интересного человека – Мориса Гликмана. Вместе они проводили много времени, работали в одной мастерской, рассуждали обо всем на свете – от политики до живописи. Именно в контактах с Гликманом формировалось мировоззрение Леонарда. Он был его помощником, а ведь известно, что лучшая школа – это работа с Мастером.
Шли годы, наполненные работой, спорами, познанием нового. После окончания школы Леонард Баскин поступил в нью-йоркскую Школу архитектуры и художеств. Атмосфера творчества, свободного духа увлекла юношу. Он создает собственные произведения, которые привлекают внимание мэтров, и в 1938 году устраивает собственную выставку. Она получила одобрительные отзывы, и Баскин как один из лучших студентов получает стипендию для обучения в одном из самых престижных университетов – Йель.
Это была огромная, неслыханная удача! Даже в самых смелых мечтах Леонард не мог себя представить студентом Йеля. «Жизнь моя стала одновременно невыносимой и восхитительной. Невыносимой, потому что железная дисциплина, упорный труд не оставляли места для развлечений, а восхитительной, потому что я начал писать стихи, картины, я делал все, для того чтобы выразить себя в творчестве». Дальнейшее обучение прервала война. Баскина призвали в армию. Он служил в авиации. Налетал более двух сотен часов. По окончании войны он вернулся в Нью-Йорк. Здесь он продолжил прерванное обучение в Новой художественной школе, где и познакомился с будущей женой Эстер Тэйн.
Она была студенткой Бруклинского колледжа. Леонарду было к тому времени 24 года. Это был зрелый, самостоятельный человек, упорно ищущий себя в искусстве.
Наверное нет художника, который бы не мечтал побывать в Париже. Баскин и Эстер не составляли исключения. Они отправились в Париж к Осипу Цадкину, о котором много слышали в Нью-Йорке. Осип организовал школу-студию для молодых художников. К нему приезжали молодые люди из разных стран. Занятия проводились в мастерской, продолжались в музеях. Леонард и Эстер после Парижа отправились в Италию, снимали небольшие студии в Венеции и Флоренции. Леонард работал над серией линогравюр к «Божественной комедии» Данте.
Вернувшись в Нью-Йорк, Эстер начала работу над искусствоведческой диссертацией, а Леонард работал в Артмузее.
В те годы Баскин иллюстрировал большое количество книг, делал линогравюры, вырезал деревянные скульптуры.
В 1953 году у него состоялась знаменательная встреча с тогдашним директором Музея современного искусства. То, что принес с собой художник, произвело большое впечатление. Состоялась выставка Леонарда Баскина.
Она пользовалась большим успехом у зрителей и критики.
Так был сделан важный шаг от книжной графики и гравюр на дереве к деревянной скульптуре, все ближе и ближе к будущему шедевру – скульптурной группе «Алтарь». Но до этого оставалось еще более двадцати лет…
После выставок, получивших хорошие отзывы, Баскину предложили преподавать в Художественном колледже, который находился в Ворчестере. Он с удовольствием согласился, памятуя собственные годы ученичества в Париже. И у себя в колледже он стремился создать непринужденную обстановку творчества. Не назидать, но помогать, работать вместе.
Студенты вспоминают, что Леонард Баскин был требователен, но всегда отзывчив. Он помогал советом, даже деньгами, но не терпел безразличия и ленности.
Во время работы в мастерской часто звучала музыка – его любимые произведения Баха, Моцарта, Малера.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пластика ожившего дерева. Леонард Баскин"
Книги похожие на "Пластика ожившего дерева. Леонард Баскин" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Мищенко - Пластика ожившего дерева. Леонард Баскин"
Отзывы читателей о книге "Пластика ожившего дерева. Леонард Баскин", комментарии и мнения людей о произведении.