Сергей Бельченко - Фронт без линии фронта

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Фронт без линии фронта"
Описание и краткое содержание "Фронт без линии фронта" читать бесплатно онлайн.
В 1968 году издательство «Московский рабочий» выпустило в свет первую книгу воспоминаний ветеранов-чекистов «Особое задание», охватившую период деятельности органов государственной безопасности с 1917 по 1940 год.
В предлагаемой читателю второй книге задуманной серии мемуарных произведений чекистов освещается деятельность органов государственной безопасности в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков (1941—1945 годы).
С воспоминаниями выступают начальники областных управлений органов государственной безопасности, работники особых отделов частей Красной Армии, руководители разведывательной работы, командиры партизанских отрядов и соединений, рядовые оперативные работники — непосредственные участники описываемых событий. Они рассказывают о том, как советские чекисты, руководимые Коммунистической партией и поддерживаемые народом, мужественно вступили в поединок с опытным и коварным врагом — фашистской разведкой — и победили в этой борьбе.
Четверть века прошло после окончания войны. Многое стерлось в памяти. Однако подвиг советского народа, его неисчислимые жертвы и страдания во имя свободы и счастья на земле никогда не изгладятся в памяти человечества.
Сборник воспоминаний воспроизводит яркую картину военных лет и знакомит читателя с трудной, зачастую связанной со смертельным риском профессией чекистов — верных сынов советской Родины, наследников Дзержинского.
Таких ответов в адрес фашистской администрации поступало немало.
Убедившись в нежелании казаков добровольно вступать в отряды для борьбы с Красной Армией, штаб Павлова применил метод разверстки. Каждой станице была дана контрольная цифра присылки «добровольцев». Путем обмана и насилия немцам при помощи штаба Павлова удалось создать несколько таких отрядов и направить их на борьбу с Красной Армией.
Узнав об этом, чекистские органы прифронтовой полосы и Сталинградского фронта приняли действенные меры: в районы формирования белоказачьих отрядов и непосредственно в состав отрядов были направлены разведчики-агитаторы из казаков, которые разъясняли «добровольцам» и их семьям пагубность участия в войне на стороне гитлеровцев, создавали в отрядах патриотические группы и призывали казаков переходить на сторону Красной Армии. Это дало результаты, и отряды «добровольцев» стали распадаться, а многие «добровольцы» вливались в ряды наступавших частей Красной Армии и достойно сражались с фашистскими захватчиками.
Наряду с выявлением и обезвреживанием вражеской агентуры, а также с работой по разложению антисоветских формирований, оперативным сотрудникам УНКВД приходилось выполнять различные экстренные задания высших партийных органов и Сталинградского городского комитета обороны.
В октябре — ноябре 1941 года сложилась тяжелая обстановка на Сталинградской железной дороге. С Украины и из других южных районов страны через Сталинградский железнодорожный узел следовало в тыл большое количество товарных поездов. Из районов, охваченных пожаром войны, перевозилось станочное оборудование, важные материально-технические грузы и десятки тысяч эвакуировавшихся людей.
Приближалась зима. Донбасс оказался в руках врага. Топливо на железной дороге кончилось. Паровозы встали. На путях скопилось более трехсот железнодорожных составов, образовались пробки, нормальное движение поездов нарушилось. Оккупанты, захватив осенью 1941 года Ростов-на-Дону, начали бомбить Сталинградскую железную дорогу.
Центральный Комитет партии предложил обкому КПСС принять срочные меры к наведению порядка на железнодорожном транспорте.
Для оказания помощи железнодорожникам на транспорт выехали ответственные работники обкома партии во главе с первым секретарем А. С. Чуяловым и большая группа чекистов из областного управления НКВД. На всех важнейших участках железной дороги чекисты организовали охрану ценных грузов, доставляли продукты питания в поезда для эвакуированных, обеспечивали порядок. При их содействии была успешно решена важная задача перевода паровозов с твердого топлива на жидкое. Сотрудники территориальных и транспортных органов НКВД, а также милиции сопровождали от города Грозного до Сталинграда нефтеналивные поезда и добивались своевременного прибытия их по назначению. Рабочие и инженерно-технические работники Сталинградской железной дороги, коммунисты и беспартийные также трудились день и ночь. Вскоре все остановившиеся поезда тронулись в путь, доставив в установленные сроки оборудование и людей в восточные районы страны. Директива ЦК партии была выполнена.
Выполняя распоряжение командования, строительные батальоны управления НКВД в это время построили новые сооружения, фортификационные укрепления.
В начале 1942 года было принято решение об ударном строительстве новой железной дороги на участке город Камышин — станция Иловля. Выполнение этого задания было возложено на органы НКВД.
Несмотря на сложные условия военного времени, дорога протяженностью более 220 километров была построена в небывало короткий срок. Самоотверженно трудился на стройке коллектив, который возглавлял генерал-майор инженерной службы Гвездевский. В период наступления Красной Армии и разгрома немецкой группировки эта железная дорога сыграла важную роль в своевременной переброске наших войск и боевой техники для Сталинградского и Донского фронтов.
К началу июля 1942 года бойцами строительного батальона НКВД было закончено строительство большого деревянного моста через Дон в районе города Серафимовича. Новостройку постигла беда. В тот момент, когда государственная комиссия принимала уже готовый мост, налетела вражеская авиация и разбомбила его. Тогда строители вновь принялись за работу и в минимально короткий срок восстановили переправу. Этот мост сыграл важную роль при отходе наших частей на левый берег Дона.
Огромное мужество и выдержку проявили работники управления НКВД во время воздушных налетов вражеской авиации на Сталинград.
Никогда не изгладится в памяти день 23 августа 1942 года. В этот день фашисты направили на город сотни самолетов. Сотни и тысячи большой взрывной силы фугасных бомб обрушивались на жилые кварталы, больницы, школы, предприятия и учреждения. Весь город был охвачен гигантским пламенем пожаров. Тысячи мирных жителей — женщин, детей и стариков — погибли во время вражеских налетов и пожаров. Все основные коммуникации (водопровод, высоковольтные линии электропередачи, телефон и телеграф) оказались разрушенными. Нормальная жизнь в городе была нарушена. На другой день и еще много дней и ночей подряд фашистские стервятники подвергали город ожесточенной и непрерывной бомбардировке.
С первых дней воздушного нападения немцы совершали до двух тысяч самолетовылетов в сутки. Враг решил сравнять город с землей, посеять панику среди его защитников и заставить их капитулировать. Но, как ни бесновались гитлеровские выкормыши, как ни злобствовали, расчеты их были опрокинуты мужеством и стойкостью советских людей.
В эти тяжелые августовские дни оперативно-боевые группы управления НКВД находились на своих постах. Под непрерывными бомбежками и артиллерийским обстрелом они организовывали тушение пожаров, эвакуацию населения за Волгу, спасали от огненной стихии людей и материальные ценности, оказывали помощь пострадавшим.
Оперативный уполномоченный УНКВД М. С. Харламов спас из горящих зданий 29 семейств с их имуществом. Он не покинул своего поста даже в тот момент, когда узнал о гибели своей семьи.
Участковый уполномоченный 4-го отделения милиции Карпов погиб как герой под обломками горящего дома, спасая жителей.
Коммунисты Мякинин и Бодров вынесли из горящего здания обкома партии Красное знамя ВЦИК, которым был награжден царицынский пролетариат в 1919 году за героическую оборону города.
Чудеса храбрости и трудового героизма показали бойцы-пожарники, быстро и четко ликвидировавшие под непрерывной бомбежкой очаги многочисленных пожаров.
В напряженные и трудные дни обороны города к нам на командный пункт НКВД постоянно приходили граждане с самыми разнообразными просьбами. Вспоминается такой случай.
Однажды на командный пункт вечером пришел неизвестный гражданин и передал записку на мое имя. Записка была от профессора Сталинградского медицинского института доктора А. Я. Пытель, ныне члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР. В записке сообщалось, что во время налета вражеской авиации дом, в котором находилась квартира профессора, был до основания разрушен прямым попаданием бомбы. Вместе с имуществом под обломками дома погибла и рукопись — результат семнадцатилетнего научного труда по урологии. Профессор просил чекистов оказать ему помощь в розыске рукописи. На место развалин были направлены три сотрудника управления, которые после длительных раскопок и тщательных поисков нашли рукопись и передали ее профессору.
Страшные злодеяния совершали в дни наступления на Сталинград гитлеровские захватчики. В районе поселка Латышинка группа фашистов прорвалась к берегу Волги. В это время мимо поселка по реке шел пассажирский теплоход «Иосиф Сталин». На нем эвакуировались из Сталинграда несколько сотен женщин, малолетних детей и стариков.
По беззащитным людям с близкого расстояния фашисты открыли бешеный прицельный огонь из пушки, минометов и пулеметов. Теплоход загорелся и стал тонуть. С горящего теплохода под минометным и пулеметным огнем люди прыгали в воду. Для того чтобы как-то спасти оставшихся, тяжело раненный капитан теплохода И. С. Рачков направил горящее судно к небольшому песчаному островку. Когда озверевшие гитлеровцы увидели появившихся на островке женщин и детей, они перенесли огонь на островок.
Для спасения оставшихся в живых людей были направлены чекисты И. Т. Петраков и Владимир Грошев. С трудом нашли они семь рыбачьих лодок, на которых ценой невероятных усилий в течение часа (с 21 до 22 часов) вывезли с острова 72 человека. Для того чтобы морально поддержать обезумевших от ужаса людей и подготовить их к эвакуации, один из солдат войск НКВД вплавь добрался до островка и предупредил их о близком спасении.
Немецкая авиация подожгла нефте- и бензохранилища на берегу Волги. Чудовищной силы взрыв потряс город. К небу взметнулся огромный столб пламени. Воздушной волной разрушило земляной вал, и огромная горящая лавина в несколько тысяч тонн хлынула в реку. От берега до берега перекинулся через реку огонь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Фронт без линии фронта"
Книги похожие на "Фронт без линии фронта" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Бельченко - Фронт без линии фронта"
Отзывы читателей о книге "Фронт без линии фронта", комментарии и мнения людей о произведении.