» » » » Мария Жемчужникова - Воспоминания о московском антропософском обществе


Авторские права

Мария Жемчужникова - Воспоминания о московском антропософском обществе

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Жемчужникова - Воспоминания о московском антропософском обществе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Минувшее. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Воспоминания о московском антропософском обществе
Издательство:
Минувшее
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воспоминания о московском антропософском обществе"

Описание и краткое содержание "Воспоминания о московском антропософском обществе" читать бесплатно онлайн.



Об авторе

Жемчужникова Мария Николаевна (3.8.1899, Жиздра Калужской губ. — 1987, Москва) Из дворян, дочь присяжного поверенного. До 1922 училась в Москве. В 1917–23 входила в Московское антропософское общество. В 1922 окончила факультет общественных наук 1-го МГУ и до 1930 работала секретарем третейских судов в Наркомате труда: научный сотрудник Иностранного бюро, консультант Конфликтного отдела. Уволена в связи с чисткой, с 1931 — научный сотрудник отдела передвижных выставок Музея революции. C 1921 по 1926 гг. посещала лекции А. А. Карелина, сблизилась с анархо-мистиками. Входила в число личных друзей Карелина. После его смерти (1926) предлагала свои услуги (разбор рукописей покойного) Общественному комитету по увековечиванию памяти Карелина. В сентябре 1931 и декабре 1932 вызывалась в ОГПУ для допросов по делам антропософов и анархо-мистиков. Арестована 27.4.1933 по обвинению в участии в антисоветской анархо-мистической организации. На следствии отрицала принадлежность к анархо-мистикам, признавая себя лишь антропософкой. Постановлением ОСО ОГПУ от 21.6.1933 освобождена с зачетом срока предварительного заключения, постановлением Президиума ВЦИК от 27.7.1934 сняты все ограничения, связанные с судимостью. В 1935 работала переводчиком и литработником редакции «Исторического словаря». Вновь арестована 3.11.1935 по обвинению в участии в антисоветской анархо-мистической организации. Постановлением ОСО НКВД от 15.1.1936 приговорена к ссылке в Марийскую область на 3 года. В ссылке работала учительницей. Арестована 26.11.1937, постановлением НКВД Марийской АССР 29.11.1937 приговорена к 10 годам лагерей. 11.12.1937 срок снижен до 5 лет. Освобождена из Каргопольлага 14.4.1943. Жила в Марийской АССР, затем в Брянской обл. В 1952 арестована как «повторница», отправлена на вечное поселение в Новосибирскую обл. В 1956 реабилитирована по делу 1937, поселилась в Москве, работала экономистом. До конца дне сохраняла связи с уцелевшими антропософами и анархо-мистиками.

Занималась переводами антропософской литературы. Оставила после себя огромное наследие переводов работ Р. Штейнера, кот. разошлись по рукам в самиздатских списках. Оставила воспоминания о Московском антропософском обществе.






44

Булгаков, Валентин Федорович (1886–1966) — писатель, мемуарист (УТОЛСТОГО В ПОСЛЕДНИЙ ГОД ЕГО ЖИЗНИ), сторонник социально-нравственных воззрений Л.Н. Толстого, в 1910 г. его личный секретарь. С 1923 по 1948 жил в Праге, в 1949 г. вернулся в Россию, работал научным сотрудником дома-музея Толстого в Ясной Поляне.

45

Чертков, Владимир Григорьевич (1854–1936) — издатель-публицист, ближайший сотрудник Л.Н. Толстого и пропагандист его учения. До смерти — ре-ликтор собр. соч. Толстого.

46

Шорох-Троцкий, Константин Семенович (1892–1937) — литературовед, последователь учения Л.Н. Толстого, член редколлегии юбилейного издания его сочинений, собиратель материалов, связанных с сектантством.

47

Герье Софья Владимировна — переводчица, дочь знаменитого историка, профессора Московского ун-та В.И. Герье (1837–1919), организатора Высших Женских Курсов ("Курсы Герье") в Москве (1872). Об архиве Герье и его семье IM.: "Записки отдела рукописей ГБЛ", вып.21 (1959).

48

"Мистический анархизм" — философско-эстетическая доктрина, выдвинутая Георгием Чулковым (1879–1939), главным образом, в его кн. О МИСТИЧЕСКОМ АНАРХИЗМЕ, со вступ. статьей Вяч. ИвановаО НЕПРИЯТИИ МИРА(СПб, 1906), и вызвавшая ожесточенную полемику в символистских кругах в 1907-08 гг., особенно со стороны Белого, увидевшего в мистическом анархизме "профанацию" основ символизма.

49

О нем см. Paul Avrich.THE RUSSIAN ANARCHISTS(Princeton, 1967), c.228, 236. ЕгоПАМЯТИ A.A. КАРЕЛИНАбыло опубл. в журнале анархистов "Пробуждение" (Детройт, США), № 1, апрель 1927, с.5. Солонович был арестован в ночь на 24 апреля 1925 и отправлен на Соловки (См.: "Дело Труда", Париж, № 2. 1925, с.6; см. также: Paul Avrich op. cit.).

50

Феликс Бальде и Фелиция — действующие лица в четырех мистериях-драмах (mysteriendrama) Р.Штейнера.

51

Имеется в виду Вальдорфская система воспитания и Вальдорфские школы (Freie Waldorf-schule), первая из которых была основана в Штутгарте в 1919 г. Эмилем Мольтом (Emil Molt) и Р.Штейнером; клинико-терапевтический институт (Klinisch-Therapeutisches Institut), основанный доктором Итой Вегман (Ita Weg-man) в Арлесгейме (Швейцария) в 1921 г.; "Христианская община" (Die Christengemeinschaft), основанная группой протестантских и либеральных католических богословов в 1922 г. В своихВОСПОМИНАНИЯХ О ШТЕЙНЕРЕ(с.20) Белый писал: "/…/ то, что он [Штейнер. — Дж. М.] создал новые основы педагогики, доказывают более 1000 школьников Вальдорфской школы, о которой пишут и которой удивляются, которая воспроизводится в Германии, Англии, Голландии, Швейцарии; что его экскурсы и методы лечения имеют конкретное содержание, доказывает медико-терапевтический институт; что его поправки к пониманию быта религиозной общины ценны и дельны, доказывают блестящие свершения деятельности "Христианской общины", руководимой группою священников".

52

См.:DIE GRUNE SCHLANGE,с. 271. Воспоминания К.Н. Бугаевой и А.Бе-пого подтверждают версию Жемчужниковой. ВПОЧЕМУ Я СТАЛ СИМВОЛИ-(ГОМБелый писал: "С 1917 до 1921 года перед русскими антропософами стояли шдачи, не снившиеся антропософам запада; вопросы о связи культуры России в ее СТАНОВЛЕНИИ с культурой антропософии в ее СТАНОВЛЕНИИ. /…/ Так, выделялись стремления так называемой "ЛОМОНОСОВСКОЙ" группы из "СОЛОВЬЕ-ш КОЙ" в Москве; и я /…/ всемерно стоял и участвовал в придумывании стиля 1>л6от ломоносовской группы /…/ Так, одно время виделся мне в нашей группе возможный орган переориентировки быта антропософии в условиях, подаваемых рус-o кой действительностью 1918–1921 годов" (с. 105–108).

53. В кн. DIE KERNPUNKTE DER SOZIALEN FRAGE IN DEN LEBENSNOTWENDIGKEITEN DER GEGENWART UND ZUKUNFT(1919) Штейнер излагает i мою концепцию о "трехчленности социального организма" (die Dreigliederung des sozialen Organismus).

54

Имеется в виду АЛЕКСАНДР БЛОК В ПРОБЛЕМЕ "ПУТИ"- три лекции, прочитанные Белым "друзьям поэзии Блока" 12 и 22 января и 1 февраля 1924 г.(СЕБЕ НА ПАМЯТЬ. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЧИТАННЫХ РЕФЕРАТОВ/…/ С1899 ДО 1932 ГОДА. — ЦГАЛИ, ф.53. оп.1, ед. хр.96, л.17). См. такжеМАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ/…/1919–1927 гг.(ЦГАЛИ, ф. 53, оп.1, ед. хр.98, л. З об.):"1924 год../…/читаю небольшому] кружку любителей Блока 3 лекции об образных мифах у Блока". В это время Белый только начал свою переработку ПЕТЕРБУРГАв драму и свое "сближение" с М.А. Чеховым (о постановке см. мое Послесловие в кн.: А.Белый. ГИБЕЛЬ СЕНАТОРА (ПЕТЕРБУРГ),Berkeley, 1986, с. 203–37). В период 1924-27 гг. Белый часто читал лекции и вел курсы на антропософские темы у Михаила Александровича Чехова (1891–1955) — актера, режиссера, театрального педагога. Чехов был одним из руководителей МХАТа-2, в постановке драмыПЕТЕРБУРГ(1925) исполнял роль Аполлона Аполлоновича. Эмигрант с 1928 г. В его письмах и театральных писаниях, собранных в двух томах егоЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ(М., 1986), часто упоминается Штейнер. См. также его письма об антропософии в "Новом Журнале", № 132, 1978, иDIE GRЬNE SCHLANGE,c.354-56.

55

"В ночь на первое января [1923. — Дж. М.] около Базеля, в Дорнахе, сгорело огромное здание, принадлежащее Антропософскому Обществу и построенное под руководством известного философа и антропософа Рудольфа Штейнера. Здание было одновременно и помещением высшей школы духовных наук и театром". -

А. Белый. ГЕТЕАНУМ.("Дни", Берлин, № 100, 27 февраля 1923). См. также его ПОЧЕМУ Я СТАЛ СИМВОЛИСТОМ: "А 31 декабря 1922 года он загорелся; и горел 1-го января 1923 года /…/ С "ГЕТЕАНУМОМ" сгорел принцип "ЭСОТЕРИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ", общество было трупом; мне было ясно: Штейнер — нужен; антропософия — нужна; "ОБЩЕСТВО" — нет. И как знак этой моей мысли мне было указание о закрытии властью "АНТРОПОСОФСКОГО О-ВА"" (с. 117).

56

Многие мемуаристы писали о "безобразиях" Белого во время его двухлетнего пребывания на Западе (он уехал из Москвы 20 октября 1921 г., вернулся в Россию 26 октября 1923 г.), главным образом, в Берлине и под немецкой столицей. См., например, НЕКРОПОЛЬВ.Ф. Ходасевича. Белый сам назвал это время "периодом моего берлинского обморока", когда он жил "в сплошном бреду"(ПОЧЕМУ Я СТАЛ СИМВОЛИСТОМ,с. 115). В "автобиографическом письме" Иванову-Разумнику он писал об "окончательном значении для меня К.Н., которая в период кризиса и переоценки для меня"антропософии" мне стояла, как путеводная"звезда""("Cahiers du monde russe et sovietique", c.80).

57

См. кн. К.Н. БугаевойВОСПОМИНАНИЯ О БЕЛОМи мой комментарий к ней.

58

Имеется в виду постановление ВЦИК РСФСР от 3 августа 1922 г. О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ОБЩЕСТВ И СОЮЗОВ, НЕ ПРЕСЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛИ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ, И НАДЗОРА ЗА НИМИ.

59

Портрет Штейнера был написан в 1922 г. Место хранения его неизвестно. Числится под номером 38 в каталоге работ М.В. Сабашниковой, помещенном в кн. MARGARITA WOLOSCHIN(\Ш2), с указанием, что в ее архиве имеется только фотография портрета. В России в 1920-22 гг. она написала портреты Ленина, Бердяева, Павла Муратова, Вяч. Иванова, Михаила Чехова и Бориса Зайцева.

60

Ср. название лекции А.Белого в Р.А.О. 9 декабря 1918 г.: "Зимнее странствие, ночь: полуночное солнце культуры".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воспоминания о московском антропософском обществе"

Книги похожие на "Воспоминания о московском антропософском обществе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Жемчужникова

Мария Жемчужникова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Жемчужникова - Воспоминания о московском антропософском обществе"

Отзывы читателей о книге "Воспоминания о московском антропософском обществе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.