Дмитрий Лихарев - Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в."
Описание и краткое содержание "Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в." читать бесплатно онлайн.
Монография доктора исторических наук, профессора Д. В. Лихарева представляет собой первое на русском языке научное исследование жизни и деятельности выдающегося английского флотоводца, одного из самых известных адмиралов первой мировой войны Дэвида Лонгфилда Битти. Биография адмирала дана на фоне развития военно - морских сил Великобритании, политики и дипломатии крупнейшей морской державы в первой трети XX в., решающих сражений в водах метрополии в годы первой мировой войны.
Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся военно-морской историей.
Успех британского морского оружия в сражении у острова Гельголанд оказался единственным на протяжении первых четырех месяцев войны. Одну из первых и к тому же очень тяжелых ошибок английское командование совершило на Средиземном море. Еще в ноябре 1912 г. Тирпиц сформировал немецкий средиземноморский дивизион в составе двух новейших кораблей – линейного крейсера "Гебен" и легкого крейсера "Бреслау". "Гебен" по совокупности огневой мощи и бронирования превосходил любой корабль союзников на Средиземном море. С октября 1913 г. командование дивизионом принял решительный и инициативный контр-адмирал Вильгельм Сушон.
Естественно, что с началом войны немецкий средиземноморский дивизион стал "предметом особых забот" со стороны союзного командования. Адмиралу Беркли Милну был отдан приказ "не спускать с "Гебена" глаз". 4 августа, за несколько часов до объявления Англией войны Германии, произошла встреча "Гебена" с "Индефатигеблом" и "Индомитеблом", которые долгое время двигались с ним параллельным курсом на дистанции артиллерийского боя. Нервы у военных моряков были напряжены до предела. По свидетельству немецкого морского офицера Германа Лорея, "Гебен" имел серьезные неполадки в силовой установке и мог развивать лишь ограниченную скорость хода. Однако британский кабинет так и не решился отдать приказ открыть огонь до истечения срока ультиматума, предъявленного Германии. С наступлением темноты противники потеряли друг друга из вида.
На следующий день, когда война была уже объявлена, "Гебен" продолжал двигаться на восток в сторону Турции, формально еще соблюдавшей нейтралитет. Тем временем английские линейные крейсера на всех парах неслись в противоположную сторону, полагая, что главная цель немцев – помешать перевозке французских войск из Северной Африки в метрополию. 6 августа "Гебен", отогнав несколькими залпами два английских легких крейсера "Дублин" и "Глостер", вошел в Дарданелльский пролив.
Поначалу союзники ничего не поняли. "С тех пор как строятся военные корабли, ни одно событие не было столь неожиданным, как бегство "Гебена" и его маленького спутника "Бреслау". – писала "Нэй-вал энд Милитари Рекорд". – При одном виде легкого крейсера "Глостер" германские корабли удрали под прикрытие Дардапелл. Чем бы ни кончилась война, это событие навсегда останется непонятным; мало вероятно, чтобы германский генеральный морской штаб выступил наконец с разъяснениями и признался немецкому народу в бесславном жребии, выпавшем на долю обоих кораблей в Средиземном море".
В Лондоне и Париже потирали руки, ожидая, когда нейтральная Турция потребует, чтобы корабли Сушона покинули се территориальные воды. Тем временем в Константинополе начали происходить удивительные превращения. В описании турецкого министра Джемаль-паши они выглядели следующим образом: "Английский командующий флотом (турецким флотом. – Д. Л.) издал желаемый приказ, и все английские офицеры и матросы были сняты со службы на наших судах. Затем последовал императорский указ о назначении адмирала Сушона на пост командующего нашим флотом. На следующий день на "Гебене" и "Бреслау", которые были переименованы в "Явуз" и "Мигилли", был поднят турецкий флаг, они вошли в стамбульский порт и стали на якорь у пристани Мода. Через несколько дней его величество султан присутствовал на маневрах турецкого флота, который включал теперь "Явуз" и "Мигилли". Невозможно описать тот энтузиазм, который охватил население Константинополя в эти дни. Все сочувствовали нашим военным приготовлениям, и ни один мусульманин не сомневался в конечной победе Германии и Австрии."
Вскоре Турция вступила в войну на стороне Германии. Большинство исследователей сходятся на том, что в истории флотов нет примера, когда бы один корабль сыграл роль, подобную той, какая выпала на долю "Гебена". Все разрушения, причиненные знаменитыми крейсерами вроде "Алабамы", бледнеют перед теми бедствиями, причиной которых стал "Гебен". Что касается его "печального жребия", то у этого линейного крейсера была, без сомнения, самая счастливая судьба из всех дредноутов кайзеровского флота. Он не только с честью прошел всю мировую войну, нанеся огромный ущерб союзникам, но и прослужил в составе военно-морских сил Турции до …1973 г.!
20 сентября было сообщено, что контр-адмирал Трубридж отозван из Средиземного моря и отдан под трибунал по делу о прорыве немецких кораблей в Турцию. Поначалу Битти воспринял это известие достаточно спокойно и даже с некоторым злорадством: "Трубрид-жа вызывают на родину, чтобы задать несколько вопросов в расследовании о прорыве "Гебена" и "Бреслау"!!! Представляю, какие выражения там будут загибать, когда он начнет спорить со старым Арки Барки (кличка адмирала Беркли Милна на флоте. – Д. Л.) Мне очень жаль, но провалы должны быть объяснены, и со стороны Адмиралтейства совершенно справедливо и правильно настаивать на соответствующих разъяснениях".
Обстоятельства этого дела вкратце были таковы. Когда "Гебен" подходил к Дарданеллам, неподалеку находилась эскадра Трубриджа, состоящая из 4 броненосных крейсеров додредноутного типа. В общей сложности на его кораблях имелось 22 орудия калибром 9,2 дюйма (234 мм), 14 пушек калибром 7,5 дюйма (180 мм) и 20 шестидюймовок (152 мм), однако английский флагман не рискнул вступить в сражение с "Гебеном" под предлогом того, что у него был приказ "не вступать в бой с превосходящими силами противника".
По мере того как расследование вскрывало все новые подробности, отношение к этому делу на флоте менялось. "Я просто потрясен, – писал Битти, – как потрясен весь флот, тем ударом, который на него обрушился. …Подумать только, вина за первый и пока единственный крупный провал целиком лежит на флоте. …Я боюсь, что это позорное пятно никогда не будет стерто…". Трудно сказать, каков был бы исход сражения между "Гебеном" и броненосными крейсерами Трубриджа. Скорее всего, оно закончилось бы для них тем же, чем закончился бой у Фолклендских островов для "Шарнхорста" и "Гнейзенау", где они пытались противостоять "Инвинсиблу" и "Инфлексиблу".
Это соображение стало одной из причин довольно снисходительного отношения трибунала к Трубриджу. Фактически он был оправдан, но нового назначения ему не предложили. До 1919г. Эдвард Трубридж прослужил военно-морским советником в Сербии. Дело не стали "копать слишком глубоко", поскольку вина высшего военно-морского командования здесь также присутствовала, и не малая. Очень болезненно переживал эту неудачу Фишер. Особенно старик злился на Беркли Милна, называя его не иначе как "Беркли Гебен". Не меньшая доля вины лежала и на Адмиралтействе, которое своими бестолковыми приказами гоняло Трубриджа и Милна по Средиземному морю взад и вперед.
Не лучше обстояло дело и в водах метрополии, где успех 28 августа вскоре был перечеркнут катастрофой, обрушившейся на британский флот 22 сентября 1914 г. Рано утром в тот день броненосные крейсера "Абукир", "Кресси" и "Хог", водоизмещением по 12 000 т, несли дозор в проходе между британскими минными полями, протянувшимися от устья Темзы до голландского берега. Они двигались 10-узловым ходом на 2-мильных интервалах, без зигзагов и без охранения из эсминцев. В 6.30 утра произошел сильнейший взрыв у правого борта "Абукира," и он начал тонуть. Подводных лодок не было видно, и все сначала предположили, что он натолкнулся на мину. В то время еще не был отдан приказ, запрещавший английским кораблям приближаться к тонущим товарищам, если подозревалось присутствие подводной лодки, и "Хог" пошел на помощь "Абукиру", но тотчас же получил две торпеды. "Абукир" затонул через 25 минут после попадания, "Хог" – через 10 минут. "Кресси" не ушел, что было бы единственно правильным решением, а оставался неподвижным, оказывая помощь находившимся в воде. Как только он дал ход, в него попала сначала одна торпеда, затем – вторая. "Кресси" перевернулся и пошел ко дну.
Столь успешная атака была осуществлена подводной лодкой "U-9" (капитан-лейтенант Отто Веддиген), водоизмещением 500 т, вооруженной 4 торпедными аппаратами. Это событие стало самым выдающимся подвигом подводной лодки в годы первой мировой войны, когда, в сущности, совсем крохотное судно с экипажем в 28 человек, отправило на дно один за другим 3 броненосных крейсера и вместе с ними 62 офицера и 1397 матросов. Еще 857 человек были подобраны голландскими пароходами "Флора" и "Титан". Победа Веддигена стала возможна скорее благодаря неправильным действиям англичан, плохой тактике и ошибкам морского штаба, который несколько дней подряд направлял злополучные крейсера в один и тот же район.
Битти тяжело переживал эту потерю, тем более что два года назад ему довелось держать свой флаг на "Абукире", и многих офицеров его команды он хорошо знал лично. "В середине ночи нам сообщили об ужасной катастрофе, постигшей "Абукир", мой прежний корабль, на котором я впервые поднял свой флаг и потому испытывал к нему особую привязанность; а также "Кресси" и "Хог" – все из моей старой эскадры. …Три прекрасных корабля и большинство из двадцати сотен моряков потеряны. Так и должно было случиться: их (наши крейсера) не имели право посылать туда, где они были. В конце концов это было просто глупо, и я часто обсуждал ситуацию с другими, что рано или поздно их подстерегут подводные лодки или линейные крейсера, если они будут продолжать появляться на одной и той же позиции. Это было неизбежно, и данная порочная стратегия целиком на совести Адмиралтейства".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в."
Книги похожие на "Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Лихарев - Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в."
Отзывы читателей о книге "Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в.", комментарии и мнения людей о произведении.