Марк Беленький - Cпиноза
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Cпиноза"
Описание и краткое содержание "Cпиноза" читать бесплатно онлайн.
Де Витт не всегда приезжал один. Иногда он брал с собой ученого Христиана Гюйгенса и адвоката Авраама Куфелера.
Пораженный исключительным дарованием философа, Гюйгенс писал своему брату Константину: "Спиноза в оптике - великий князь". От Гюйгенса не ускользнул и взлет мысли, проницательный и обобщающий ум Спинозы, но "Богословско-политический трактат" не вызвал у него никакого интереса. Аристократ по происхождению, Гюйгенс не был расположен к философии мыслителя-плебея, "еврея из Ворбурга", как он титуловал его в своей переписке с выдающимися учеными эпохи. И Спиноза не счел возможным откровенно изложить перед X. Гюйгенсом свои сокровенные мысли о природе, боге, Библии, истинном благе. Сердцем он понял, что различие в общественном положении является серьезным препятствием к установлению единомыслия по важнейшим проблемам этики и политики. Контакт между Спинозой и Гюйгенсом ограничивался лишь их общей заинтересованностью в оптике. Куфелер часто приезжал в Ворбург. Спиноза полюбил его и читал ему начальные страницы "Этики", доказанной в геометрическом порядке ("Ethica ordine geometrico demonstrata"), В результате этих встреч Куфелер в 1684 году опубликовал свою "Пантософию" - первое произведение в XVII столетии, которое излагало и защищало основные положения спинозизма.
Спиноза ввел Куфелера в круг проблем "Богословско-политического трактата".
- Тому, кто решил подвергнуть Библию критике, - заметил Куфелер, следует иметь ясное представление о боге. Ведь он главный предмет священного писания.
- Совершенно справедливо, - сказал Спиноза. - Я всегда высмеивал представления о небесном правителе и творце мира. Я отстаиваю принцип гармонии и единства мира. Природа - создающее начало и единственно реальная сила всего сущего. И никакое здравое основание не побуждает приписывать природе ограниченную мощь и силу и утверждать, что ее законы приноровлены только к известной сфере, а не ко всему.
- Следовательно, - пришел к выводу Куфелер, - кто утверждает, что бог делает что-нибудь вопреки законам природы, тот вынужден одновременно утверждать, что бог поступает вопреки своей природе.
- Нелепее этого ничего нет. - заявил Спиноза, - природа сохраняет вечный, прочный и неизменный порядок, ничего не совершается вопреки природе. Так можем ли мы мыслить о боге, как о законодателе или властелине, предписывающем людям законы? Конечно, нет. Бог, говорю я, только сообразно понятиям толпы и только вследствие дефекта в мышлении изображается как законодатель или властитель и называется справедливым, милосердным и прочее.
- Из всего этого вытекает, - умозаключил Куфелер, - что утверждения Библии о наличии божественных законов - выдумки богословов.
- Более того, - добавил Спиноза, - отсюда следует, что сама Библия никак не может быть боговдохновенным словом. Она - творение людей определенной эпохи и определенных представлений. Обожествлена она по тем же причинам, по которым закономерным явлениям природы приписывается сверхъестественное вмешательство, а именно: вследствие невежества толпы.
Спиноза не понял социальной сущности религии, не понял, что придавленность народных масс порождает и закрепляет веру в существование потустороннего мира "добра и блаженства". Религия, вера в бога, возникла как фантастическое, извращенное, превратное отражение в умах людей господствовавших над ними стихийных сил природы и общества. Классовый подход к религии был чужд мыслителю XVII века. И все же ссылка Спинозы "на невежество толпы" побудила критику сорвать божественный покров с Библии и доказать несостоятельность откровения. Только невежество и суеверие, хочет сказать Спиноза, считают Библию боговдохновенным писанием. На самом деле Библия - обычный человеческий документ, подлежащий разумному рассмотрению. Это Куфелер понял. И не только он один. Современники поняли, что Спиноза подрывал веру в святость основополагающей книги двух религий Востока и Запада.
- Теологи утверждают, - сказал Куфелер, - что слова Библии необычные, ибо пророки были преисполнены духом божиим. Но что такое дух божий? Объясните мне, пожалуйста, господин Спиноза.
- В Библии на древнееврейском языке, - ответил Спиноза, - дух божий обозначается словами "руах Элохим", или "руах Яхве". Слово "руах" истолковывается богословами как "дух". А на самом деле оно означает "ветер". "Руах Яхве нишба бой" (Исайя, глава 40, стих 7) означает: "Ветер Яхве веет на него"; "руах Элохим мрахепет ал пней хамаим" ("Бытие", глава 1, стих 2) означает: "Ветер божий проносился над водою". Все, что людям времен Библии было непонятно или казалось необыкновенным, все это становилось в их представлениях божественным. Так, грозу называют в Писании "бранью божией", гром и молнию - "стрелами бога", "высочайшие горы" - "горы божии". В Псалтыре кедры называют божьими, подчеркивая их необыкновенную красоту... Богословы, которые приписывают пророкам дух божий, выдают пророков за людей необыкновенных, имеющих возможность непосредственно общаться с богом и проповедовать от его имени. Но посмотрите, - добавил Спиноза, - как выглядит бог в устах пророков. Библия учит, что бог создал человека по образу и подобию своему. Вчитываешься в слова Писания и приходишь к противоположному выводу. А именно: бог создан по образу и подобию человека. Образ бога в Библии, его поведение и действия находятся в полной зависимости от темперамента, воображения и воспитания того, кто от его имени пророчествует. Каков пророк - таков в его устах и бог. Михей, например, видел бога сидящим, а Даниил - в виде старца, накрытого белою одеждой. Иезекииль же - в виде огня, а те, которые находились при Христе, видели духа святого в виде нисходящего голубя, апостолы же - в виде огненных языков, и, наконец, Павел до своего обращения увидел его, как великий свет. Не удивительно, что священные книги приписывают богу руки, ноги, глаза, уши, душу и душевные движения: например, что он ревнив, милосерден, мстителен и т. п. Не удивительно также и то, что бога рисуют, как судью, сидящего на небесах, как бы на царском троне, а Христа - по правую сторону от него. Библейские пророки - люди невежественные; они обладали даром воображения, а не способностью познавания действительных причин и объективных законов развития природы. Поэтому их учение противоречит разуму и ничего общего с наукой не имеет.
Спиноза познакомил Куфелера с теми главами своего трактата, в которых неопровержимо доказано, что бог Библии - плод фантазии темных и необразованных людей, не способных разумно познать могущество и законы природы.
- Люди деревенские, - иронизировал философ, - лишенные всякого образования, даже наложницы, как Агарь - служанка Авраама, обладали даром прорицания. И это согласуется с опытом и разумом. В самом деле, кто более всего наделен воображением, тот менее способен к отвлеченному мышлению, и, наоборот, кто более всего наделен разумом и больше всего его поощряет, тот обладает способностью воображения более умеренно и более подчиняет ее, держит как бы в узде, дабы она не смешивалась с разумом. Библия, все ее построения и доводы, мифы и легенды, сказания и притчи сложились в древности, когда люди не были в состоянии объяснять явления природы, проследить их закономерности... Но между верой, или богословием, и философией нет никакой связи. Это теперь никто не может не увидеть. Ведь цель философии есть только истина, веры же - только повиновение и благочестие. Стало быть, - заключил Спиноза, - те, которые стараются искать мудрости и познания о материальных и духовных предметах в пророческих книгах, идут всецело по ложному пути.
- Какой смелый, точный и верный вывод! - воскликнул Куфелер. - Время и философия настоятельно требуют сказать об этом открыто, во всеуслышание.
- Скажу. И я мало забочусь о том, - добавил вольнодумец, - какой вой поднимут изуверы, которые всей душой ненавидят тех, кто посвящает себя истинной науке.
Куфелер обратил внимание Спинозы на то, что Библия часто ссылается не только на пророческие видения, но и на небесные чудеса.
- Библия, - подтвердил Спиноза, - весьма часто рассказывает о чудесах, которые должны доказать как реальность божества, так и святость Библии. Но чудо, об этом я говорю в шестой главе трактата, - плод фантазии невежественных людей. Например, в Писании (Книга Иисуса Навина, глава 10) рассказывается, как Иисус Навин остановил на некоторое время Солнце. О чем говорит эта сказка? О том, что автор ее никакого представления не имел об астрономии и по невежеству верил, что Солнце движется вокруг Земли. Но допустим, - подчеркнул Спиноза, - что чудо есть то, что мы не можем объяснить естественными причинами. В таком случае мы должны допустить, что в природе могут быть такие явления, которые противоречат ее закономерностям. Но ведь всем разумным людям известно, что природа сохраняет вечный, прочный и неизменный свой порядок, что ничто не совершается вопреки природе. Законы природы, строгая причинная связь, пронизывающая все явления мира, полностью исключают сверхъестественное. Поэтому чудо, будет ли оно противо- или сверхъестественно, есть чистый абсурд. Обращаясь к богу и его чудотворению, теологи хотят не разумом убеждать людей, а стремятся затронуть и пленить их фантазию и воображение. Но все, что против природы, то и против разума, а что против разума, то нелепо, а потому и должно быть отвергнуто. Истинная наука познает действительные причины реальных явлений природы и категорически отбрасывает пророчества и чудеса - богословские бредни и выдумки невежд.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Cпиноза"
Книги похожие на "Cпиноза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Марк Беленький - Cпиноза"
Отзывы читателей о книге "Cпиноза", комментарии и мнения людей о произведении.