Марк Беленький - Cпиноза
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Cпиноза"
Описание и краткое содержание "Cпиноза" читать бесплатно онлайн.
- Я решительно посоветовал бы вам не скрывать от ученых тех результатов, которых вы достигли в философии благодаря проницательности вашего ума и вашей учености. Опубликуйте их, - настоятельно рекомендовал Ольденбург, - какой бы визг ни подняли посредственные теологи.
- Вы говорите, "посредственные теологи". Да разве только они? Любые теологи "поднимут визг", пользуясь вашим выражением, - сказал Спиноза, - и те, которые постулируют бога, помещая его в заоблачный мир, и смотрят на него как на вершителя судеб природы и человека.
- Ваша мудрость, - подчеркнул Ольденбург, - позволит вам изложить ваши мысли и взгляды с возможной умеренностью. Все прочее предоставьте судьбе. Достойнейший муж, отбросьте всякий страх и опасение раздражить разных ничтожных людишек нашего времени. Уже достаточно угождали невежеству и ничтожеству. Распустим паруса истинной науки и проникнем в святилище природы глубже, чем это делалось до сих пор.
На основании бесед Спинозы с Ольденбургом и первых писем к нему мы можем заключить, что начальный период становления философии Спинозы был завершен. К этому времени он критически переоценил приобретенные в школе Эндена и в кругу коллегиантов знания, выработал основные принципы нового мировоззрения и был полностью подготовлен к самостоятельному проникновению "в святилище природы", освобожденной от мистики и сверхчувственных сил.
СУВЕРЕНИТЕТ РАЗУМА
Первый труд Спинозы, связанный с Рейнсбургом, - это "Трактат об усовершенствовании разума". В нем все ясно, как луч солнца. Трактат содержит кое-какие автобиографические данные, по которым можно прочесть всю партитуру пройденного пути философа. Развивая мысль "Краткого трактата" о суетности богатства и любострастия, Спиноза в новом произведении ссылается на опыт, на практику капиталистического города. Наблюдения жизни Амстердама вызывали в нем отвращение как к ничтожеству и спеси аристократов, так и к стяжательству и корыстолюбию купцов. Буржуазный быт Голландии, заменивший устои средневековья, породил основы, извращающие человеческую природу и превращающие жизнь в постоянное страдание.
Спиноза стоял у колыбели буржуазного общества и угадал последствия "чистогана", безжалостно превращающего "личное достоинство человека в меновую стоимость". Все идет вкривь. Все склоняются перед золотым идолом. Но золотой телец, который самодержавно царил над людьми в век капиталистического накопления, не стал кумиром Спинозы. Его идеал философия, верно выражающая сущность и единство природы, формирующая человека - господина своих страстей, направляющая сознание на путь глубокого и истинного отражения первопричины и ее существенных связей со всеми вещами.
Земля, дай мне кореньев, а того,
Кто лучшее найти в тебе замыслит,
Своим сильнейшим ядом услади.
Что вижу? Золото? Ужели правда?
Сверкающее, желтое... Нет-нет,
Я золото не почитаю, боги;
Кореньев только я просил. О небо,
Тут золота достаточно вполне,
Чтоб черное успешно сделать белым,
Уродство - красотою, зло - добром,
Трусливого - отважным, старца - юным
И низость - благородством. Так зачем
Вы дали мне его? Зачем, о боги?
От вас самих оно жрецов отторгнет,
Подушку вытащит из-под голов
У тех, кто умирает. О, я знаю,
Что этот желтый раб начнет немедля
И связывать и расторгать обеты;
Благословлять, что проклято; проказу
Заставит обожать, возвысить вора,
Ему даст титул и почет всеобщий
И на скамью сенаторов посадит...
(Шeкспир, "Тимон Афинский")
Многие страницы "Трактата об усовершенствовании разума" с вдохновенной силой отвергают любострастие, славу и богатство, показывая, "сколько бед и горестей идет за ним вослед". Любострастие, оно так сковывает помыслы, что препятствует думать о другом; "между тем за вкушением этого следует величайшая скорбь, которая хотя и не связывает духа, но смущает и притупляет его". Есть много примеров, когда люди претерпевали преследования и даже смерть ради богатства. Немало примеров и того, как ради достижения или удержания пустой славы люди шли на любые жертвы.
Подводя итоги амстердамской жизни, Спиноза говорит, что и он был во власти общепринятых представлений о радостях жизни. Действительно, я видел, рассказывает он, что "нахожусь в величайшей опасности и вынужден изо всех сил искать средства помощи... Так больной, страдающий смертельным недугом, предвидя верную смерть, если не будет найдено средство помощи, вынужден всеми силами искать это средство, хотя бы и недостоверное, ибо в нем заключена вся его надежда".
Что же толкает людей в погоню за желтым дьяволом? Спиноза вновь, как в "Кратком трактате", обращается к проблеме любви. Он полагает, что "все счастье и несчастье заключено в одном, а именно в качестве того объекта, к которому мы привязаны любовью".
Любовь - основа всякого стремления. Вне любви нет никаких душевных движений, истины, гармония мысли и объекта. Но любовь "к вещи преходящей" несовершенна. Она сковывает дух, вызывает печаль и грусть, парализующие активность и волю людей. Наоборот, любовь "к вещи вечной и бесконечной окрыляет дух, побуждает к действию и совершенству", а этого должно сильно желать и всеми силами добиваться. Такая любовь есть любовь разума, устремленного к обобщенному познанию единства всего реального. Интеллектуальная любовь - это побуждение, неотвратимый зов к постижению истинного счастья и высшего блага. "Чтобы правильно понять это, - говорит автор "Трактата об усовершенствовании разума", - нужно заметить, что о добре и зле можно говорить только относительно, так как одну и ту же вещь можно назвать хорошей и дурной в различных отношениях, и таким же образом можно говорить о совершенном и несовершенном. Ибо никакая вещь, рассматриваемая в своей природе, не будет названа совершенной или несовершенной, особенно после того, как мы поймем, что все совершающееся совершается согласно определенным законам природы... Все, что может быть средством к достижению этого, называется истинным благом, высшее же благо это достижение того, чтобы вместе с другими индивидуумами обладать такой природой".
Совершенствование разума открывает путь к воспитанию человеческой природы, объятой интеллектуальной любовью, стремлением к познанию единства, которым "дух" связан с объективным миром. Гармоническая целостность учения о вселенной, стройная согласованность философии и природы, предполагает знание законов мира и образование такого общества, при котором "как можно легче и вернее" многие пришли бы к выводу о необходимости всю силу духа своего направить на раскрытие законов, управляющих природой и человеком.
Отказ от "вечных и незыблемых ценностей" мещанства и буржуазного блага дал повод филистерам рисовать Спинозу в виде бездушного и холодного созерцателя. Но такой портрет философа - вымысел, Он полностью расходится с реальным образом Бенедикта Спинозы, с сыном революционной эпохи, умевшим последовательно отстаивать свое учение и бороться за торжество своих взглядов. Воинствующим поборникам наживы и грабежа, душителям свободы, справедливости и правды Спиноза заявил: "Я не мешаю другим делать наживу целью своей жизни, но пусть и мне будет дозволено жить сообразно с истиной".
В "Трактате об усовершенствовании разума" Спиноза выступает как пламенный пропагандист опытного изучения природы, живой научной мысли и неограниченных прав разума. Вырвавшись из мрачного плена религии, опьяненный солнцем разума, Спиноза становится глашатаем гуманизма, подлинной любви к человеку, упоенному природой и поднимающемуся с помощью материалистической философии к вершинам счастья и совершенства.
Как известно, Декарт положил в основу бытия разум, являющийся исходной позицией его философии. "Я мыслю - стало быть, существую". Спиноза же был глубоко убежден в существовании природы, основы основ всего живого и реального, в том числе и разума. Мышление, по Спинозе, не пустое умствование, а содержательное воспроизведение мира в понятиях.
Разум - это безграничная способность человека проникать в глубь природы, раскрывать ее сокровенные тайны и законы. Разум - это вечная жажда знания, утолить которую до конца невозможно. Невозможно потому, что объект знания - бесконечная, абсолютная, могучая и неисчерпаемая природа.
В "Кратком трактате" Спиноза полагал, что ограниченный разум человека не в состоянии познать безграничную вселенную. Он писал: "1. Существует бесконечное число познаваемых вещей. 2. Конечный ум не может понять бесконечного".
В "Трактате об усовершенствовании разума" Спиноза заявляет, что конечный ум можно и должно врачевать, совершенствовать, а это приближает его к природе вещей и дает ему возможность в бесконечном многообразии мира уловить единство и сущность.
Спиноза подчеркивает, что ум человека совершенствуется не пассивно, а в процессе познания и покорения природы, "Здесь дело обстоит так же, поясняет автор трактата, - как и с материальными орудиями... Чтобы ковать железо, нужен молот, необходимо его сделать; для этого нужен другой молот и другие орудия; а чтобы их иметь, также нужны будут другие орудия, и так до бесконечности; таким образом, кто-нибудь мог бы попытаться доказать, что у людей нет никакой возможности ковать железо. Но подобно тому, как люди изначала сумели природными орудиями сделать некоторые наиболее легкие, хотя и с трудом и несовершенно, а сделав их, сделали и другие более трудные, с меньшим трудом и совершеннее, и так постепенно переходят от простейших работ к орудиям и от орудий к другим работам и орудиям и дошли до того, что с малым трудом совершили столько и столь трудного; так и разум природной силой своей создает себе умственные орудия (instrumenta intellectualia), от которых обретает другие силы для других умственных работ, а от этих работ другие орудия, то есть возможность дальнейшего исследования, и так постепенно подвигается, пока не достигнет вершины мудрости".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Cпиноза"
Книги похожие на "Cпиноза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Марк Беленький - Cпиноза"
Отзывы читателей о книге "Cпиноза", комментарии и мнения людей о произведении.