Варсонофий и Иоанн - Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников"
Описание и краткое содержание "Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников" читать бесплатно онлайн.
«Примите, возлюбленные братия, душеполезнейшую книгу сию с радостью и усердием и читайте ее прилежно, ибо она весьма полезна архиереям и иереям, начальствующим и судиям, а особенно монахам: безмолвствующим и общежительным, новоначальным, средним и совершенным, преимущественно же немощным, находящимся в различных искушениях и страданиях и имеющим посему нужду в духовном утешении», – с такими словами вкладывает эту книгу в руки читателя ее первый публикатор – преподобный Никодим Святогорец.
И поистине всякий прислушавшийся к его советам обретает себе в собеседники великих богоносных мужей. Святой Варсонофий жил в VI веке, и в течение пятидесяти лет и более ни один человек, кроме игумена, не видел этого подвижника, ибо он заключил себя в малой келлии, как в гробе, не вкушая иной пищи, кроме хлеба и воды. Другой старец, преподобный Иоанн, проходил такое же безмолвное житие и сподобился таких же дарований Духа, в особенности же дарования прозорливости, почему и именовался Пророком.
121
Тому же великому старцу: дозволит ли он ему (проходить) совершенное безмолвие?
† Ответ. Я уже сказал любви твоей, возлюбленный брат, касательно безмолвия, чтобы ты еще несколько подождал, и сказал это не потому, чтобы не желал видеть тебя достигнувшим этой меры[45], вовсе нет! Напротив, желаю и молюсь, дабы Он даровал тебе сие, и большее сего, ибо преуспеяние ваше есть высшая моя радость. Но дарования духовные ниспосылаются от Бога в свое время. Он Сам призывает, помогает и сохраняет, ибо Писание говорит: не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь (2 Кор. 10, 18). Если хочешь создать себе дом, прежде приготовь материал и все нужное, и Зодчему останется только прийти и построить. Нужное для такого здания состоит в следующем: твердая вера для возведения стен, деревянные светлые окна, чрез которые проникает свет солнечный (внутрь), для освeщения дома, чтобы не было в нем никакой тьмы. Сии деревянные окна означают пять чувств, утвержденных Честным Крестом Христовым, чрез кои проникает (в нас) свет мысленного Солнца правды и не допускает никакой тьме входить (разумею врага и ненавистника добра) в дом твой. Хочешь ли ко всему сему кровли, покрывающей дом, да во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию (Пс. 120, 6)? Кровлею можно назвать любовь к Богу, которая, покрывая дом, никогда не падает и не допускает зайти солнцу во гневе вашем (см. Еф. 4, 26) – дабы оно не явилось в день судный обличителем нашим, жгущим нас во огне геенском, ни луну (не допускает) свидетельствовать о нашем ночном унынии и лености. Надобно, наконец, иметь и двери, которые бы вводили в этот дом и сохраняли живущего в нем. Когда же говорю о двери, то разумей, брат, мысленную дверь – Сына Божия, Который говорит о Себе: Я есмь дверь (Ин. 10, 9). Если ты таким образом приготовишь дом свой и не будет в нем ничего ненавистного Сыну Божию, то Он приидет к тебе с благословенным Отцем и Святым Духом и обитель у тебя сотворит (см. Ин. 14, 23), научит тебя тому, что есть безмолвие, и просветит сердце твое неизреченною радостью. Аминь.
122
Ответ (великого старца) на прошение молитвы и наставления к добродетельной жизни.
† Бог наш Иисус Христос да просветит очи сердца твоего, вожделеннейший и возлюбленнейший сын мой, дабы воссияло в них просвещение Святой, Единоначальной, Животворящей и Достопокланяемой Троицы, дабы ты мог уразуметь святые Его таинства, возрадоваться вечной радостью, выйти из Египта, рассечь море жезлом, связать руки лютого фараона и праздновать Богу, принося в жертву и снедая пасху во святыни, обагряя уста свои во Святой и Честной Его Крови, будучи (притом) препоясан по чреслам, держа жезл чистыми руками и нося сапоги на ногах непретыкающихся, да напитаешься ты небесною манною, приносимою сослужебными тебе облаками, да не обветшает одежда твоя и да не возрастут волосы на голове твоей, но да очистится сердце твое к принятию Владычнего закона, да сокрушишь ты среди людей твоих излиянного тельца, да пожрет земля врагов твоих, противоречащих тебе, да возобладаешь над царями амморейскими, да потребит Господь седмь оных народов от лица твоего и да наследуешь землю их во веки. Да перейдешь ты Иордан силою Божественного чудодействия и да возьмешь город финикийский (Иерихон) и спасешь блудницу Раав, уверовавшую в Бога твоего, да насеешь, и насадишь, и вкусишь, и насытишься плодами, и прославишь Бога, даровавшего тебе (Свою милость). Да не будет в тебе Бог ин, поелику ты будешь отселе освящен Богу твоему, и иноплеменники не опустошат земли твоей, поелику ты будешь страшен для них. Да убьешь ты Голиафа, чтобы царствовать с Давидом, и совлечешься ветхого, нашедши новое. Да уверуешь во Христа, дабы с Ним сораспяться, умереть, быть погребенным и наконец восстать светло, и вознестись от земли славно, и жительствовать с Ним вечно. Итак, умягчи сердце свое, и оно обновится; сколько смягчишь его, столько найдешь в нем помышлений для жизни вечной о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь. А к брату, который с тобою, будь снисходителен, по силе своей: здоровый должен снисходить немощному, пока Бог устроит полезное ему. Радуйтесь о Господе.
123
Прошение того же к тому же великому старцу. Святой отец! Благослови меня благословением духовным и освяти мне посланный к тебе куколь и аналав, чтобы иметь мне их как покров от всякого зла о Христе, Господе нашем.
† Ответ. Возлюбленный брат! Если Владыка Христос, Всемогущий Господь неба и земли, сказал приступившим к Нему: по вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29), то что скажу я, нищий и убогий? Но Бог благословений да благословит тебя всяким духовным благословением (Еф. 1, 3) и всякой благодатью правды и да соделает тебя сопричастником светлости святых, наследником Царствия, свободным от нечистых страстей молитвами и ходатайствами всех святых. Аминь. А о чем просил ты (скажу): если ты веришь так[46], то я буду носить их (куколь и аналав) три дня и пришлю их тебе, когда освятятся беседою с Богом, совершаемою чрез молитвы святых, которая да утешит и тебя. Помолись о мне.
124
Того же к тому же великому старцу. Отец мой! Как могу узнать, (пребывая) в келлии своей, отсекаю ли я свою волю, а равно и когда нахожусь с людьми? И что есть воля плотская и воля, внушаемая демонами, прикрытая личиною добра? И какова воля по Богу?
† Ответ. Отсекать волю свою пребывающему в келлии своей – значит нерадеть о телесном покое во всех его видах; воля плотская состоит в том, чтобы упокоить тело в каком-либо случае, и потому, если не доставляешь ему покоя, знай, что, пребывая в келлии, отсекаешь свою волю. А отсекать волю свою, пребывая с людьми, значит умереть для них и быть с ними как бы несуществующим. Иметь же волю по Богу, как говорит апостол, значит отсекать волю телесную (см. Еф. 2, 3). А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы оправдать себя и веровать себе, и тогда (человек) тот бывает уловляем (ими). Помолись о мне, брат, и прости меня.
125
Того же к тому же великому старцу. Какую до́лжно назначить для себя ежедневную пищу?
† Ответ. Если назначишь себе ежедневную пищу в келлии согласно с тем, как ты спросил, это введет тебя в попечения и брань. А что посылает Бог, тем и будь доволен. Иже ходит просто, ходит надеяся (Притч. 10, 9).
126
Вопрос того же. Хорошо ли мне упражняться в молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или лучше поучаться в Божественном Писании и стихословить псалмы?
† Ответ. Надобно делать и то и другое: немного того и немного другого попеременно, по написанному: сие надлежало делать, и того не оставлять (Мф. 23, 23).
127
Вопрос того же к тому же великому старцу. Когда читаю псалмы, должно ли после каждого псалма произносить Отче наш или прочитывать в свое время Отче наш и прочее (то есть тропари) до конца молитв (положенных после каждой кафизмы)?
† Ответ. Прочесть один раз[47] Отче наш и последующие молитвы будет одно и то же, то есть будет достаточно.
128
Того же к тому же великому старцу. Следует ли в конце вечернего и ночного славословия и молитвы поминать: о мире cвятых Церквей, царя, правителей, всех людей, нищих, вдовиц и тому подобное? И если тот, кого просят (помолиться), сознает себя страстным, должен ли он молиться?
† Ответ. Поминать в молитве о мире cвятых Церквей и прочее за сим последующее – хорошо, ибо о сем апостольское есть завещание, но, исполняя сие, (надобно сознавать себя) недостойным и не имеющим на то силы, и о просящем хорошо помолиться. Евангельское и апостольское слово говорит: всякому просящему у тебя давай (Лк. 6, 30), и: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16), и еще: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31). И об апостолах молились некоторые. Кто нерадит о заповеди, тот и сам себя осуждает, а потому могу или не могу, понуждаю себя к исполнению заповеди.
129
Ответ того же великого старца к тому же и живущей с ним братии, которые просили у него молитвенной помощи на врагов и – сказать им, как живет другой старец, авва Иоанн.
† Радуйтесь о Господе, чада вожделеннейшие и любезнейшие! Господь да исполнит во благих прошения ваши, и да в вас лук сильных преломляется (см. 1 Цар. 2, 4), и да препояшетеся вы с высоты силою. Удивляюсь, если вы столько же желаете пользы душам вашим, сколько я желаю ее, день и ночь моля Бога о спасении вашем; не говорю же, что не желаете, но что не знаете ее. Еще и здесь (на земле) делаются известными чины, степени и меры будущего наследия. И как человек, славный в мире, опытный в делах житейских и понимающий величие, преимущество и честь воинского звания, старается включить в оное детей своих, дабы и они достигли сего величия, а дети, по неопытности, небрегут о сем, иногда же, не понимая чести, какой удостаиваются великие воины, лучше желают заняться (каким-нибудь) художеством, так и я в отношении вас. Но простите меня в том, что я сказал как человек безумствующий; пришед же в себя и вспомнив, что я, земля и пепел, – хранилище всех зол, прослезился о том, о чем говорил, и сказал себе: напрасно похвалился я, прах и пепел (Быт. 18, 27). Впрочем, как я уже прежде сказал, что желаю вашего спасения и хочу быть ходатаем за вас о всяком благе, то, если буду в состоянии, исполню это по силе моей. Касательно же жизни единодушного сына моего, благословенного и смиренного послушника, во всем отвергнувшего все свои хотения даже до смерти, что сказать вам? Господь сказал: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14, 9) и о ученике сказал, что он может (то же), что и учитель его (см. Мф. 10, 25). Кто имеет уши слышать, да слышит (Мф. 13, 9). Простите меня и помолитесь о мне.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников"
Книги похожие на "Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Варсонофий и Иоанн - Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников"
Отзывы читателей о книге "Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников", комментарии и мнения людей о произведении.