В Уколова - Последний римлянин (Боэций)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Последний римлянин (Боэций)"
Описание и краткое содержание "Последний римлянин (Боэций)" читать бесплатно онлайн.
Дама Философия увлекает за собой не только ученых и школяров, но и поэтов XI-XII вв. Тогда же появился "Роман Философии" Симунда Фрейна и "Утешение Разумом" Петра де Компостелла. Мудрость и Разум, Природа и Любовь, Добродетели и Фортуна с легкой руки Боэция кочуют по страницам рукописей того времени. Под влиянием автора "Утешения" находились и философы того времени Петр Абеляр, Гильом Коншский, Аделярд Батский, Иоанн Солсберийский, Жильбер Порретанский и др. "Последний римлянин" наряду с Аристотелем являлся тогда крупнейшим авторитетом в логике. Образы Боэция затем прочно входят в мир рыцарского романа, куртуазную поэзию, даже изобразительное искусство, особенно в искусство книжной миниатюры. {154}
На рубеже средних веков и Возрождения к Боэцию обращается Данте. Его "Новая жизнь" построена по примеру "Утешения", а в "Пире" насчитывается 17 реминисценций из боэциева произведения. Идеи "Утешения" развиваются и в "Божественной комедии", где Франческа да Римини, рассказывая о своей трагической любви, цитирует стихи Боэция, а сам поэт опирается на его концепцию судьбы и миропорядка и где появление Беатриче, опоэтизированной Мудрости, напоминает явление Философии в "Утешении" Боэция.
Много почерпнули у "последнего римлянина" крупнейшие философы XIII в. Альберт Великий и Фома Аквинский, Роберт Гросстет, Петр Пизанский и Николай Парижский, известный ученый того времени Роджер Бэкон прекрасно знал сочинения Боэция.
В эпоху Возрождения Боэций продолжал оставаться в числе признанных авторитетов, широко читаемых и глубоко чтимых авторов. Среди его поклонников был Петрарка, написавший подражание "Утешению" и развивший боэциеву концепцию Фортуны. Боэций был любимым автором Боккаччо, создателя знаменитого "Декамерона", и Чосера, не только переведшего "Утешение" на английский язык, но и черпавшего из него гуманистические мотивы, высокую оценку человека, тему Фортуны.
Жизненный путь английского гуманиста Томаса Мора в чем-то напоминает трагическую историю Боэция. Та же любовь к научным занятиям, такая же блистательная карьера, а в конце ее - обвинение в государственной измене и казнь. Находясь в Тауэре, Мор написал своеобразное подражание "Утешению", которое, однако, гораздо в большей степени, чем сочинение "последнего римлянина", проникнуто религиозным чувством.
Шекспир, как известно, не получил систематического образования, и трудно сказать, читал ли он Боэция в подлиннике. Хотя, судя по популярности "Утешения" в его время и в тех кругах, с которыми соприкасался великий драматург, вполне допустимо, что он мог быть знаком с этим сочинением Боэция. Целый ряд тем, характерных для традиции Боэция и ставших уже ко времени Шекспира "общими местами", в пьесах драматурга присутствуют: фортуна и любовь, человеческое благородство и его природа, невозможность соединения счастья и порока и др. Слова Гамлета: "Ты человек, который и в страданиях не страждет и с равной благодарностью приемлет гнев и дары судьбы; благословен, чьи кровь и разум так отрад-{155}но слиты, что он не дудка в пальцах у Фортуны, на нем играющей" 1,- невольно вызывают в памяти аналогичные высказывания Боэция.
Выдающийся астроном Иоганн Кеплер при создании своей оригинальной концепции "гармонии мира" отчасти опирался и на Боэция. Не раз вспоминал "последнего римлянина" и Галилео Галилей, стоящий у истоков современного естественнонаучного знания.
"Утешение" Боэция нашло своего читателя в новое время и в наши дни. Его первое печатное издание вышло в 1473 г. в Нюрнберге и с тех пор многократно переиздавалось. "Утешение" не раз переводилось на английский, французский, испанский и другие языки. Его знали и ценили деятели европейской культуры, в частности французский писатель-гуманист Анатоль Франс, поэты начала века. Советский писатель П. Загребельный завершил роман "Роксолана" подражанием "Утешению".
Русскому читателю "Утешение" стало доступно на родном языке в переводе иеромонаха Феофилакта, вышедшем в 1794 г.2 Первая книга "Утешения" в прекрасном переводе известного советского филолога профессора Ф. А. Петровского была опубликована в 1970 г.3 Четыре стихотворных фрагмента "Утешения" вышли в переводе С. С. Аверинцева4. В 1984 г. "Утешение" было полностью опубликовано на русском языке (перевод В. И. Уколовой, М. Н. Цетлина, вступительная статья и комментарий автора этой книги) 5, в этом же издании помещен перевод части "Введения к Порфирию", сделанный и прокомментированный Т. Ю. Бородай.
В 1980 г., когда мировая общественность отмечала 1500-летний юбилей Боэция, в разных странах, в том числе и в СССР, были проведены научные сессии, вышли исследования, специально посвященные творчеству и духовной традиции Боэция.
Через произведения "последнего римлянина", его многогранную популяризаторско-просветительскую деятельность не только осуществлялась преемственность между античной и средневековой культурами, их значение шире. В течение многих веков они оставались действенным фактором культурной связи поколений, развития европейской культуры, ее гуманистических начал. И к нашим современникам обращены слова Боэция: "Победив все тягости земные, звезд достигнете!" - его призыв к человеку всегда жить, мыслить и творить на пределе своих возможностей и никогда не отступать от высокого, истинно человеческого предназначения. {156}
Примечания
От автора
1 Данте Алигьери. Божественная комедия. Рай. Х 124- 129/Пер. М. Лозинского. М.; Л., 1950. С. 330. 2 Цит. по: Lang Р. Music of Western Civilization. N. Y.; L., 1942. Р. 61. 3 Изучение творчества Боэция было начато еще в XVIII в. См.: Gervaise D. Histoire de Boece. Р., 1715. Научная литература о Боэции обширна. Она в основном проанализирована в статье В. И. Уколовой "Человек, время, судьба в трактате Боэция "Об утешении философией""// Средние века. М., 1973. Вып. 37. Из исследований зарубежных авторов следует назвать прежде всего: Usener H. Boethius. Bonn, 1877; Stewart H. F. Boethius: An Essay. Edinburgh; L., 1891; Rand E. К. Founders of the Middle Ages. Cambridge (Mass.), 1928; Cooper L. A Concordance of Boethius. Cambridge (Mass.), 1928; Courcelle P. La consolation de Boece - ses sources et son interpretation par les commentateurs latins. Р., 1934; Idem. Les lettres greques en Occident. De Macrobe a Cassiodor. Р., 1943; Rapisarda E. La criso spirituale di Boezio. Catania, 1947; Grabmann М. Geschichte der scholastischen Methode. В., 1957. Bd. 1-2; Barret Н. Boethius: Some Aspects ot His Time and Work. L., 1940 (2 ed.- N. Y., 1965); Liebeschutz H. Boethius and the Legacy of Antiquity// Cambridge History of Later Greek and Early Mediaeval Philosophy. Cambridge, 1970; Chadwik Н. Boethius: the Consolations of Music, Logic, Theology and Philosophy. Oxford, 1981. В последние 10-15 лет Боэций привлек внимание советских исследователей. См.: Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979; Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979; Мачавариани М. М. Философское мировоззрение Боэция: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тбилиси, 1984; Лосев А. Ф. Творчество Боэция как переходный антично-средневековый феномен: (Некоторые уточнения) // Западноевропейская средневековая словесность. М., 1985; а также ряд работ автора этой книги. См.: Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984. С. 4, примеч. 1.
На рубеже времен: от античности к средневековью
1 Рутилий Намациан. Возвращение на родину/Пер. О. Смыки // Поздняя латинская поэзия. М., 1982. С. 284. 2 Аполлинарий Сидоний. Жалоба на враждебность варваров/Пер. Ф. Петровского // Поздняя латинская поэзия. С. 543. 3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 414. {157} 4 S. Augustini Soliloquia. I, 2.7. 5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 361. 6 Гуревич Л. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. С. 77.
Остготы в Италии
1 Корсунский А. Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963. С. 100. 2 Senatoris Cassiodori Variae. II, XVI, 5. (Далее: Cas. Var.). 3 Удальцова 3. В. Италия и Византия в VI в. М., 1959. С. 6. 4 Cas. Var. III, 23. 5 Ibid. III, 17. 6 Ibid. VII, 3, 3. 7 Ibid. X, 31. 8 Ibid. II, 16, 5. 9 Ibid. 11, 27, 2. 10 Anonimi Valesiani Fasti Vindobonenses priores, pars posterior. XII, 57. 11 Прокопий из Кесарии. Война с готами/Пер. С. П. Кондратьева. М., 1950. I, 2. 12 Там же.
Колесо Фортуны
1 A. M. T. S. Boetii De consolatione. Philosophiae libri quinque. II, рг. 3. (Далее: Cons.). 2 Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. М., 1884. Т. 4. С. 39. 3 Cons. II, pt. 3. 4 Cas. Var. Praefatio. 5 Momigliano A. Cassiodorus and the Italian Culture of his Time // Studies in Historiography. N. Y.; Evanston, 1966. Р. 190-191. Философия истории одна из тех областей, где античное и христианское мировоззрения были особенно непримиримы. См.: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 84-108. 6 Usener H. Anecdoton Holderi: Ein Beitrag zur Geschichte Roms in Ostgotisher Zeit. Leipzig; Bonn, 1877. S. 4. 7 Cons. II, m. 1, 8 Cons. I, pr. 4; Anonimi Valesiani Fasti Vindobonenses priores. Pars posterior. XV. 9 Удальцова З. В. Указ. соч. С. 225.
"Четверные врата" познания
1 Cas. Var. VIII, 12. 2 Ibid. 3 Apulei Florida. V, 2. 4 Artz P. The Mind of Middle Ages. N. Y., 1958. Р. 184-185. 5 Цит. по: Буассье Г. Падение язычества. М., 1892. С. 147. 6 Vasoli С. Filozofia medioevale. Milano, 1961. Р. 32. 7 См.: Бубнов Н. М. Абак и Боэций. Пг., 1915. 8 Bubnov N. Gerberti opera mathematica. В., 1899. 9 А. М. Т. S. Boetii De institutione arithmetica libri duo. I, 1. (Далее: Arithm.). 10 Ibid. 11 Ibid. 12 Ibid. 13 Ibid. 14 Ibid. I, 2. 15 Ibid. I, 1. 16 Ibid. 17 Аристотель. Вторая Аналитика. XXVII, 87а. 18 Arithm. 1,1. 19 Ibid. 20 Ibid.
В союзе с Платоном и Аристотелем
1 A. M. T. S. Boetii De interpretatione. Red. II. Migne J.-P. Patrologiae latinae cursus completus, series latina. T. 64. Col. 433 ed. (Далее: PL). 2 Васильева Т. В. Афинская школа философии. М., 1985. С. 160. 3 Боэций. Комментарий к Порфирию. I // Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984. С. 159. (Перевод "Комментария", теологических трактатов и примечания Т. Ю. Бородай.) 4 См., например: Cons, III, m. 11. {158} 5 Платон. Софист. 253 de. 6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 19. 7 Аристотель. Топика. I, 1. 8 Средневековье в свидетельствах современников. С. 161- 162. 9 Там же. С. 209. 10 Там же. С. 177. 11 Аристотель. Физика. 184а. Цит. по: Средневековье в свидетельствах современников. С. 212. 12 Средневековье... С. 180. 13 Там же. С. 184-185. 11 Prantl К. Geschichte der Logik im Abenlande. Bd. 1-2. Leipzig, 1927. Bd. 2. S. 203; Grabmann М. Op. cit. Bd. 1. S. 152-160. 15 Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. М., 1967; Durr К. The Propositional Logic of Boethius. Amsterdam, 1957; Minio-Paluello L. Les traductions et les commentaires aristoteliciens de Boece // Studia Patristica. В., 1957. N 2.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Последний римлянин (Боэций)"
Книги похожие на "Последний римлянин (Боэций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В Уколова - Последний римлянин (Боэций)"
Отзывы читателей о книге "Последний римлянин (Боэций)", комментарии и мнения людей о произведении.