» » » » Анатолий Томилин - Как люди открывали свою землю


Авторские права

Анатолий Томилин - Как люди открывали свою землю

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Томилин - Как люди открывали свою землю" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Дет. лит., год 1987. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Томилин - Как люди открывали свою землю
Рейтинг:
Название:
Как люди открывали свою землю
Издательство:
Дет. лит.
Год:
1987
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Как люди открывали свою землю"

Описание и краткое содержание "Как люди открывали свою землю" читать бесплатно онлайн.



Это настоящая энциклопедия географических открытий, рассказывающая о том, как менялись представления о нашей планете у разных народов, как были придуманы глобус и карта, как отважные путешественники отправлялись на поиски новых земель. Самые яркие страницы из истории географических открытий на всех континентах раскроются перед вами. Переиздание под одной обложкой трех книг: «Как люди открывали свою Землю», «Как люди изучали свою Землю», «Как люди обживают океаны Земли».






За первый в истории мореплавания поход надводного корабля к Северному полюсу атомоход «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции. Экзамен экипажем и судном сдан на «отлично»!

Следом за «Арктикой» вышел на работу в полярные моря и следующий атомоход — «Сибирь». И хотя срок, разделяющий их появление на свет, был небольшим, конструкторы успели учесть опыт «Арктики». Вибрация и шум в жилых помещениях ледокола во время работы во льдах на «Сибири» уже значительно меньше. А вот экзамен этому ледоколу пришлось сдавать, наверное, потруднее. Решили моряки попробовать проложить высокоширотный курс от Мурманска в Чукотское море. Еще Михаил Васильевич Ломоносов мечтал о прокладке самой короткой судоходной линии «Восток — Запад» севернее всех арктических островов.

Надо сказать, что полной уверенности в возможности задуманного мероприятия не было ни у кого. Конечно, до того уже «Арктика» побывала на Северном полюсе. Но то был все-таки экспериментальный рейс. А тут вместе с «Сибирью» собирались отправить сухогруз «Капитан Мышевский». Моряки хотели получить полную картину нормальной проводки — обычной работы ледокола во льдах.

25 мая 1978 года вышел из Мурманска сухогруз, а через сутки за ним последовал и ледокол. На мостике «Сибири» стоял капитан Кочетков — человек несокрушимого хладнокровия и бесстрашия. За его плечами была служба и на первом в мире полярном ледоколе «Ермак», и на первом атомном ледоколе «Ленин». Весь экипаж работал, как один человек, спокойно и слаженно. Искусственные спутники Земли снабжали штурманов информацией о ледовой обстановке. Спутник «Метеор-2» передавал фотографии ледового покрова, сделанные с высоты 900 километров, прямо на борт «Сибири». И все-таки даже такого геркулеса не раз зажимали полярные льды. Но у капитана наготове имелся целый арсенал способов для борьбы с ледовой стихией. Когда мощности энергетической установки даже на форсированном режиме не хватало, экипаж принимался раскачивать ледокол, чтобы освободиться из ледяного плена. А то — подогревали нос…

За невиданно короткий срок, всего за семнадцать дней, провел атомоход «Капитана Мышевского» до Берингова пролива. Дальше путь сухогрузу был свободен. А ледокол уже получил новое задание — пробиться к дрейфующей станции «Северный Полюс-24» и доставить полярникам снаряжение и материалы.

Пожалуй, никогда еще в истории зимовок прямо на лед не сгружалось столько «добра» для полярников. А разгрузившись, «Сибирь» так же деловито пошла на помощь судам, затертым во льдах. Весна была в том году затяжной, ледовая обстановка тяжелой. Эфир «гудел» от отчаянных призывов застрявших транспортов, сухогрузов, танкеров. С ходу «Сибирь» принялась окалывать, буксировать и выводить из ледяного плена грузовые суда.

Пройдет совсем немного времени с того момента, как я пишу эти строки, и на арктические трассы выйдет третий атомный богатырь из второго поколения полярных ледоколов — «Россия». Станет сложная арктическая трасса еще более судоходной, еще более обжитой.

Глава восьмая. Южный (антарктический) океан

Вы, может быть, знаете историю поисков таинственного Южного материка, расположенного, по мнению древних ученых-географов, в высоких широтах Южного полушария Земли? Еще античные ученые, признавая шарообразность нашей планеты, были убеждены в необходимости такого материка. По их мнению, он создавал бы необходимую симметрию земного шара и своей массой поддерживал его «равновесие». Такое мнение возникло еще до начала нашей эры. Долгое время люди и думать не смели о том, чтобы проверить его на практике. Не было надежных кораблей. Да и океан страшил…

Первыми на поиски Южного материка пустились испанцы в XVI–XVII веках. Шел второй период эпохи великих открытий. Испанские корабли держали первенство на всех океанах. А золото в Южной Америке начинало иссякать. В ту пору считалось, что чем южнее расположена земля, тем больше в ее недрах и реках драгоценного металла.

В поисках неуловимого Южного материка испанские капитаны открыли для себя Филиппины и захватили их; нанесли на секретные карты Новую Гвинею, Соломоновы острова и даже северный берег Австралии… А вот Южного материка не достигли.

От испанцев эстафету поисков в южных морях переняли голландцы. Купцы нидерландской Ост-Индской компании требовали от своих капитанов отыскать острова, богатые золотом, серебром и пряностями.

В середине XVIII века поисками берегов ускользавшего от всех Южного материка занялись англичане и французы. В водах Австралии и Океании плавали профессиональные моряки, пираты и дилетанты-неудачники. Наконец Джеймс Кук — человек холодного ума и большой любознательности, назначенный командиром трехмачтового барка «Эндевор», — вышел в свое первое кругосветное путешествие. Открыть Южный континент во что бы то ни стало! Такова была секретная инструкция капитану парусника. Официально же объявили, что послан он в южные моря для наблюдений, как будет проходить планета Венера по солнечному диску.

Обойдя Новую Зеландию, Кук доказал, что это остров, а не часть Южного материка, как думали некоторые. Через год после возвращения он снова пустился в плавание, теперь уже на двух кораблях и с официальным заданием найти Южный материк и «застолбить» его во славу Британии… Вернувшись и бросив якорь в английской гавани, прославленный мореплаватель заявил: «Я обошел Южный океан на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования здесь материка, который если и может быть обнаружен, то лишь вблизи полюса, в местах недоступных для плавания… Положен конец дальнейшим поискам Южного материка, который на протяжении двух столетий неизменно привлекал внимание некоторых морских держав…»

Прошло полвека, и два русских военных парусных корабля — шлюпы «Восток» и «Мирный» под командой Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева открыли Южный материк — Антарктиду.

Если сравнить их с современными океанскими судами, оба шлюпа были совсем маленькими. Водоизмещение каждого менее 1000 тонн. Размеры палубы, например, шлюпа «Восток» равнялись 40 метрам в длину на 10 метров в ширину. И на этой площадке должны были одновременно работать 117 человек… Зачем столько? Меньше нельзя, ведь единственной силой для управления 2 тысячами квадратных метров парусов были матросские руки.

Эта экспедиция, посланная «с целью приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре», по праву считается одной из самых замечательных для своего времени. Ценнейшие сведения о природе Южного океана и всего Южного полушария привезли русские моряки на родину. Открыли 29 островов, уточнили навигационные карты и карты течений. На борту «Востока» был сконструирован первый батометр — прибор для отбора проб морской воды, о котором я уже упоминал. Участники экспедиции наблюдали за волнами, за распределением морских льдов и айсбергов. Провели опыты по замораживанию соленой и пресной воды и сравнили результаты. Сам Беллинсгаузен впервые вычислил координаты магнитного полюса в Южном полушарии. И наконец, русские моряки, открыв Антарктиду, развеяли миф о недоступности антарктических вод.

Известный ученый, советский океанолог Н. Н. Зубов писал: «…результаты самых разнообразных наблюдений и исследований экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева позволяют говорить, что она занимает блистательное место не только среди антарктических экспедиций, но и среди других экспедиций по исследованию Мирового океана».

«Мир наоборот»

Человек из Северного полушария попадает в Южном в «мир наоборот». Даже само начало экспедиции необычно. Как правило, собираются «в поле» на летний период, сборы — весной. Зимовщики же Антарктиды укладывают чемоданы осенью. И, перевалив за экватор, оставив за кормой бушующие осенними штормами воды Атлантики, путешественники попадают не в зиму, а в весну и дальше ждут лета. Правда, это вовсе не значит, что можно не брать с собой теплую одежду.

Со стороны Атлантики, еще задолго до подхода к Антарктиде, Южный океан встречает суда пронзительным ветром, снеговыми зарядами и густым туманом. Вот тут-то и понимаешь, почему наши полярники отправляются в Южное полушарие глубокой осенью. У нас идет зима, а там — лето. Климат в полярных и приполярных районах Южного полушария, пожалуй, даже более суров, чем в нашей родной Арктике. Когда подходишь к Антарктиде с направления Атлантического океана, то в секторе примерно от 40 градуса западной долготы и до 30 градуса восточной долготы плавучие льды встречаются начиная с 56 градуса южной широты. (У нас это примерно широта Москвы.)

Навстречу кораблю выплывают сначала отдельные льдины, высокие и коварные горы-айсберги, целые ледяные поля. По мере продвижения к югу их становится все больше. Льдины тяжело стукаются о металлическую обшивку судна. Капитан нервничает, ему приходится особенно внимательно выбирать дорогу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Как люди открывали свою землю"

Книги похожие на "Как люди открывали свою землю" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Томилин

Анатолий Томилин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Томилин - Как люди открывали свою землю"

Отзывы читателей о книге "Как люди открывали свою землю", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.