Александр Быков - Чепель. Славное сердце

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чепель. Славное сердце"
Описание и краткое содержание "Чепель. Славное сердце" читать бесплатно онлайн.
Что есть мужество?.. Что есть добро?.. Что есть любовь?.. Загляни в своё сердце — сколько там для них места?! Что завещали тебе Предки? Что узнают о тебе Потомки?..
Это книга о твёрдости и верности ближней дружины князя Беловежского Любомира. О Чепеле и его друзьях. Об их славных сердцах…
Олесь тоже здесь. Песняры его увидели: «Олесь, здорово, ты и здесь! Как ты здесь оказался? А-а-а, вот оно что!» Дед Буривой пошевелил бровьми: «О, так ты важная птица — тебя уже все знают!»
В доме у деда Буривоя на стене, на хорошем месте висит щит. Большой щит пехотный с проёмом для копья по правому краю. На щите нарисована синяя змея — длинная, завитая в полукольца, а из пасти у неё торчит голова с шеей, руками-плечами, тело до пупа видно — человек.
Янка, пока гостей усаживали за стол, зацепился за щит глазами и всё разглядывал. Сели. Пироги вкусные матушка Вершислава поставила на стол и кисель домашний ягодный из сушёной клюквы и малины. Взвар травяной дедовский в самом деле душистый, приятный, как-то даже проясняющий глаза.
Вершко говорит:
— Батя, песняры вот говорят, надо песню добрую сочинить. Я к тебе и привёл, чтобы подсказал правильную мысль — про что песню.
— Вот как, дал мне старику задачу! А я так быстро и не скажу. А какие песни поёте ребятки?
Янко отвечает:
— Песни пишем, про что видим и слышим. Сочиняем любые: и добрые, и худые, и для войны, и для мира, и для княжьего пира.
— Вот молодец, на ходу сочиняешь!
— А вот, что это у Вас за щит такой на стене?
— О, углядел! Это мой щит. Правда, с тех пор как я его носил, прошло уже лет пятнадцать. Украшает мне стену. И напоминает, каков был молодец моей жене. И детям с внуками.
— А почему такая картина интересная на нём? Нигде больше не видал.
— Интересная картина, да… ну, так это целая старѝна-былѝна.
— Вот-вот, расскажите былину!
— Ага… Гмм… Так это, ребятки, я в молодости был сильно горяч. Так бы и сказать — дурак, но и не дурак, а силы много, девать некуды. И был я тогда в передовом отряде князя Яросвета Городенского. Он дружил с князем Киевским Ярославом Владимировичем, а с Мечиславом Болеславичем ляховитом — не дружил. Ярослава то не зря называют Мудрым. Он умел и на свою сторону привлечь, и дружить, и справедливость соблюсти. А Мечислав, как и отец его, полез немирно везде со своей шляхтой, земли под себя забирать. Так, что нам не раз приходилось сразиться с ляховитами, и быть настороже.
И мы однажды ходили на полночь от Городно. А там в пяти поприщах подошли к Городно ятьвяги. Мы посмотрели сколько, как бы они угрозу для нас не составили. Видим, войско довольно большое — тыщи три! Понимаем, что если двинуться на нас — нам не здобровать. А если дойдут до Городно — то будет целая война. С ятьвягами никаких договоров соблюсти не получалось — то они на нас, то мы на них. И не так, чтоб от вражды, а как бы из-за удали…
И, значит, что же делать?
Было это лето… память моя не пропала ещё… ежели числить от Безгубого* в 2212 лете. Ну или, выходит, в 6534, але ж може* вы по-христиански понимаете, то по-новому — в 1026 лете. Вобщем в молодости моей…
И что, значит, же делать? Старшой Губа был у нас старина-боец и храбрец, но меня, похоже, недолюбливал. И говорит: «вот бы кто отвлёк их от Городно, вот бы их отсель увести, куда подальше…». Мечтает, значит, вслух. Он, скорее всего, знал, что я отзовусь. А я тут как тут — удаль прёть. Говорю: «А взять и напасть на них внезапно, и уйти по Неману». А он говорит: «Кто же за это дело возмётся? Тут не так просто! Смотри как много ятьвягов». А меня только пуще распирает: «Как никто не сможет — я смогу!». Старшой говорит: «Удалец ты, видно, Буревята! Насильно не заставляю, потому как безумие. Но если выполнишь — князю доложу. Иди и останься живым!». А я себе думаю: «Смешно! Живым-то я и так и так останусь. Вот сколько я ятьвягов перебью?». И пошёл-поехал на конике моём, поближе подкрался. Ятьвяги никого не ждали — только что прибыли, ни охраны, ни дозора, думали никто на них не покуситься. Я выскочил из-за подлеска галопом, ору во всю глотку, улюлюкаю, копьём тычу, мечом секу! Первые испугались, побежали, другие, на них глядя, тоже побежали — никто ж не знал, сколько напало. А я тут разошёлся, аки буря!..
Быстро они опомнились, но и я их погонять успел. Убил ли кого не знаю, но шума наделал. И, вижу, в меня уже горстями стрелы полетели. Я — бежать!.. на коне. Они за мной! Но я то со всей силы, а они то ещё и не всё поняли. Но всё равно потом погнались и долго и упорно меня ловили. В общем, я вскочил в реку прямо с конём, и нырял, и плавал, всю одёжу скинул, чтобы легче держаться. Коня утопил. Несколько раз они надо мной проходили, когда я под бережком за корни зацепившись пережидал. Три дня они меня искали, на берега выйти не давали. И спасся я случайно. По воле Перуна, быть может. Неман-река меня не утопил, вынес. На семь поприщ ниже по течению… Как я потом голый одёжу добывал и домой добирался — отдельная история.
Вот это я и нарисовал на щите. Поскольку само геройство сомнительное из-за дурости, но то, что река меня спасла — нарисовал. Охранный знак! А щит, видишь, пехотный, потому как коня-то у меня не стало, и определили меня в пешую дружину. Решил князь, что такого храбреца лучше подержать в узде. Много разговоров было потом про этот случай. Сказал мне лично князь Яросвет: «Удалец! Храбрость отменная, а ума нет. Но жив остался — значит, молодец. Добрым станешь воином, когда научишься терпеливо ждать, взвешивать силы и действовать наверняка. Учись!» — по плечу похлопал. Вот как было. Потом уже я ушёл к князю Годину. Потому как насмехались несправедливо и в боевое дело ходу не давали.
Переглянулись песняры. Янко говорит:
— То есть змея — это река, а человек — это Вы. А почему в пасти, а не, скажем, верхом?
— А это, милый гость Янка, потому, что когда я в ней, в реке плыл, я себя наверху не чувствовал. Я думал: «Поглотит она меня!». Страху натерпелся. Мог Неман сделать со мной, что бы захотел. А он меня спас, наверх вынес…
— Позвольте, почтенный, про этот случай и сочинить песню.
— Ой, хлопцы, может не надо!
— Отчего же не надо?
— Так ведь — глупости тут много!
— Отчего же? Дело тут не в глупости, а больше в кураже, в храбрости и молодечестве. Кто молодой да удалой не рассуждает глупо — не глупо. Может сделать — и делает! А другой не сможет… И змейка симпатичная!
— Мудро молвишь, милый гость Янка… Ну, если только смешную какую-нибудь песню, весёлую.
— Конечно, такую и напишем. История интересная, достойная запечатления!
— А тогда давайте, хлопцы, сделаем вот что: сыны-то они в меня, вот и Вершко — не всегда подумают, а в дело уже влезут. Чтобы им в назидание получилось, сочиняйте, как будто не про меня, а как будто про… Бранибора! Он запомнит! А ещё может и посмеётся, а то прямо несмеян.
— Про Бранибора?
— Бранибор — мой старший сын. Вот Вершиславу — старший брат. Сотник в княжьей дружине. Он придёт завтра. А вы и споёте! А?
— Можем и про Бранибора! — посмеялись песняры.
— А быстро ли вы песню сочините?
— Мне кажется, — немного задумчиво сказал Янка, — Вы уже рассказали нам готовую песню. Мы только слова подправим и на музыку положим…
Сумерки уже становились ночью. Поодаль мимо дедова дома шли бабы с девами в немыслимых нарядах, с огнями на жердях и палках, песнями, хохотом и визгом — нечисть распугивают. Три красивых бабы, одетые в основном только в ленты и бусы тащили орало. А у той, что идёт за оралом и едва ли не в свои волосы одета, на голове большущий венок из полевых цветов — она Ярило. Смеются-веселятся — обережный круг вокруг Деречина творят. Кому-то, конечно, кажется — распутство, но и детей рожают не по спине гладя. А ныне пары ищутся-составляются, в своих намерениях утверждаются, а осенью, смотришь, и свадебки. Близко мужчин не подпускают, прогонят, да ещё и жердью поддадут. А издали — смотри, сколько хочешь, все только рады.
Яри-илка, Я-ари-и-илка!
Лѐти, лѐти-и, лѐ-е-ети,
Вѐшней, жарче свѐти
Мне на бело-ом свете!
Яри-илка, Я-ари-и-илка!
Свѐти, свѐти, свѐ-е-ети,
Мой-ово любимово
Нежней, жарче-е встретить!
Дед, провожая гостей, наказывал утром всем приходить далее гостить: «И не забудьте с утра босиком по росе пройтись — вся сила нынче будет в росе!»
От звуков старинного обряда, мужчины остановились. У Торхельда богатырская грудь завздымалась чаще. Смиргун стал усы поправлять. Янка говорит: «Аж дух захватывает!». Все хорошо чувствовали — от чего захватывает. Брыва и Вершко переглянулись: «И моя что ли там?», «И моя, наверно, там.», «Пошли караулить!», «Идём!»
Яри-илка, Я-ари-и-илка!
Цвѐти, цвѐти, цвѐ-е-ети,
Мой-о-ому угодить
Чтобы были-и дети!
Хороводы с песнями дошли до слияния малых речиц. Там парень Вец соединяется с девицей Мухой (совсем маленькой реченькой) и рождается их сын Мухавец. Здесь уже к женскому шествию и мужчины радостно присоединялись. Тут уже можно. Обнимали милых, на бережки садились. При огнях и песнях пускали венки на воду, чтобы жить в любви и согласии, рожать деток и быть счастливыми. И плыли венки далеко по реке. Спокон веку несут, берегут Мухавецкие воды людские надежды.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чепель. Славное сердце"
Книги похожие на "Чепель. Славное сердце" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Быков - Чепель. Славное сердце"
Отзывы читателей о книге "Чепель. Славное сердце", комментарии и мнения людей о произведении.