» » » » Олег Творогов - Древняя Русь. События и люди


Авторские права

Олег Творогов - Древняя Русь. События и люди

Здесь можно скачать бесплатно "Олег Творогов - Древняя Русь. События и люди" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Творогов - Древняя Русь. События и люди
Рейтинг:
Название:
Древняя Русь. События и люди
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древняя Русь. События и люди"

Описание и краткое содержание "Древняя Русь. События и люди" читать бесплатно онлайн.



Эта книга обращена к широкому читателю. В ней рассказывается об истории Руси в 9-17 веках. Пройти год за годом весь трудный, богатый событиями путь истории Отечества, вспомнить о радостях побед и горечи поражений, о славных деяниях наших предков - вот к чему вас зовет она. Книга содержит родословные таблицы русских князей и библиографию.






1562 — Иван IV в духовной грамоте назначает регентский совет при своем сыне Иване, которому исполнилось в это время 7 лет. Запись — обещание верной службы — подписали И. Ф. Мстиславский, В. М. Захарьин-Юрьев, А. П. Телятевский, И. П. Яковлев, Ф. И. Колычев-Умный, П. И. Горенский, Д. Р. Захарьин-Юрьев и дьяк Андрей Васильев.


1563 — Были начаты крупные военные операции против Литвы. Русская армия численностью в 50—60 тысяч человек подступила к Полоцку. После кратковременной осады Полоцк был взят. Однако предпринятый из Полоцка и Смоленска поход на Минск окончился неудачей. Начатые в конце года переговоры с послами Сигизмунда II не привели к достижению соглашения.

В этом году царь получил наконец возможность расправиться с матерью своего соперника Владимира Старицкого Ефросинией. Дьяк Савлук Иванов пожаловался царю, что княгиня и ее сын «многие неправды ко царю и великому князю чинят», а его самого держат в тюрьме. Иван постриг Ефросинию в монахини, но она, впрочем, достаточно свободно жила в Воскресенском женском монастыре, окруженная своими боярынями. На некоторое время впал в немилость и князь Владимир.


1564 — Продолжается война с Литвой. Русские войска потерпели неудачу под Невелем. В июне литовцы нанесли им новое поражение под Оршей. В ночь на 30 апреля из Юрьева (Дерпта) бежал в Литву бывший личный друг Адашева и соратник царя князь Андрей Курбский. Сам Курбский объяснял причину побега страхом перед ожидавшей его опалой. Не случайно, полагал он, его услали в Юрьев, где до того находился впавший в немилость Адашев. Побег князя происходил не без драматических эпизодов: на границе у него отняли все золото и даже лисью шапку. Вскоре Курбский отправил Грозному послание, в котором объяснял причины побега и осыпал царя обвинениями — прежде всего в расправах со своими бывшими единомышленниками и «верными слугами». Узнав о побеге Курбского в начале мая и летом же получив его послание, Иван 5 июля написал ответное послание, в котором не только всячески поносил беглеца, но и оправдывал свои репрессии. Так началась знаменитая переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского.[184]

Вторая половина года была тяжелой для Руси: литовские отряды появились под стенами Чернигова и Полоцка (куда вместе с литовским полководцем Николаем Радзивиллом пришел и Андрей Курбский), на Рязань напал крымский хан Девлет-Гирей.

Конец года был ознаменован одним из этапных событий русской истории — введением опричнины. 3 декабря Иван вместе с царицей и детьми покидает Москву как бы для поездки на богомолье. Однако царь взял с собой не только иконы и кресты, но также различные драгоценности и казну. Из Москвы с ним выехали отобранные им самим бояре, дворяне и дети боярские. Из дворцового села Коломенского Иван направился в Троицкий монастырь, я оттуда в хорошо укрепленную Александрову слободу (ныне г. Александров).


1565 — 3 января Иван направил митрополиту Афанасию послание, в котором объяснил отъезд из Москвы гневом на «своих богомольцев, на архиепископов и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого и конюшего, и на околничих, и на казначеев, и на дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей». Иван обвиняет их в том, что в прошлом, после смерти Василия III, они «людям многие убытки делали и казны его государьские тощили», а бояре и воеводы «земли его государьские себе розоимали и другом своим и племени его государьские земли раздавали» и т. д. По этим причинам, указывал царь, он «государство свое оставил». В то же время в другой грамоте, обращенной к купцам и ко всему православному «крестианству града Москвы», царь подчеркивал, что на них «гневу ... и опалы никоторые нет».[185]

После оглашения посланий царя была создана депутация во главе с новгородским архиепископом Пименом, боярами И. Д. Бельским и И. Ф. Мстиславским. В нее входили бояре, приказные люди, а также депутаты от горожан. Они просили царя вернуться к управлению страной и делать, «как ему, государю, годно: и хто будет ему, государю, и его государству изменники и лиходеи, и над теми в животе и в казни его государская воля».[186] Итак, разрешение на расправы было дано, и Иван не преминул этим воспользоваться. Он объявил, что все управление сохранится по-прежнему, но он создает «опричнину», т. е. выделяет значительные территории, на которых получают наделы служащие его царского двора — опричники.

Опричниками именовались лица, входившие в особый («опричный», и значит, «отдельный, особый») военный корпус, первоначально состоявший из 570 человек. Впоследствии число опричников выросло до 5 тысяч. Во главе их стояли не только представители княжеских родов и старомосковского боярства, но и совсем случайные люди, заслужившие особое доверие царя своей готовностью к осуществлению самых жестоких расправ, такие как Малюта Скуратов или Григорий Ловчиков. «Опричникам предписывалась особая форма одежды: грубые нищенские или монашеские верхние одеяния на овечьем меху, нижние же из шитого золотом сукна — на собольем или куньем».[187] Атрибутом конного опричника являлась собачья голова, привязанная к голове лошади, что должно было символизировать свирепость всадника. Управляла опричниной особая боярская дума, возглавляемая братом царицы Михаилом Черкасским. Но фактически опричным террором руководили любимцы Грозного — Алексей Басманов, Захарий Иванович Очин-Плещеев, кравчий Федор Басманов, оружничий — князь Афанасий Вяземский, думные дворяне П. Зайцев, Малюта Скуратов, Василий Грязной и другие.[188]

Уже в феврале, после возвращения царя в Москву, состоялись первые казни лиц, обвиненных в поддержке Владимира Старицкого: были казнены опытный воевода, герой взятия Казани князь А. Б. Горбатый с пятнадцатилетним сыном и окольничий П. П. Головин, посажен на кол Д. Ф. Шевырев, Д. И. Немого и И. А. Куракина постригают в монахи. В мае начались массовые переселения опальных в Казань, Свияжск, Чебоксары. По свидетельству Андрея Курбского, «вскоре после смерти Алексея (Адашева. — О. Т.) и по изгнании Сильвестра потянуло дымом великого гонения и разгорелся в земле русской пожар жестокости ... наш новоявленный зверь тут же начал составлять списки имен родственников Алексея и Сильвестра, и не только родственников, но всех, о ком слышал от тех же своих клеветников, — и друзей, и знакомых соседей, или даже и мало знакомых, а многих и вовсе не знакомых, оклеветанных теми ради богатства их и имущества. Многих он велел хватать и подвергать различным мучениям, но других — таких еще больше — выгонять из домов и имений в дальние города».[189]

Как происходило это изгнание, свидетельствуют сами опричники: если выселение происходило зимой, то всякого из горожан или крестьян, кто давал приют больным или роженицам хотя бы на один час, предавали казни.[190]



1566 — Репрессии несколько поутихли. Был возвращен из ссылки князь М. И. Воротынский, возвращены некоторые из высланных в Казань, даже князю Владимиру Старицкому разрешили построить дом в Москве.

В июне и в июле в Москве ведутся переговоры с литовским посольством. От имени Ивана IV их ведут доверенные лица — боярин В. М. Захарьин-Юрьев, оружничий А. И. Вяземский, печатник И. М. Висковатый и другие. Сначала русские представители требовали возвращения России обширных территорий, принадлежавших ей до монголо-татарского нашествия, включая Киев, Луцк, Ровно, Галич, Львов. Затем требования стали более умеренными: речь шла о возвращении Киева, Гомеля, Витебска Любеча. Литва же в свою очередь настаивала на возвращении ей Полоцка и Смоленска. Расходились взгляды и на судьбу Ливонии. Иван IV требовал передачи всей Ливонии, включая Ригу; Литва же соглашалась на передачу лишь той части ливонской территории, которая была фактически занята русскими войсками, и побуждала к совместным действиям против Швеции. Позиция русских представителей была поддержана и Земским собором, заседавшим с 28 июня по 2 июля. Но литовская сторона упорствовала, несмотря на ряд предложенных русскими уступок. В результате было решено завершить переговоры всего лишь соглашением о перемирии на десять лет, для чего в Литву отправилось посольство во главе с Ф. И. Колычевым-Умным и Г. И. Нагим. Посольство, однако, вернулось ни с чем, сетуя на перенесенное ими «бесчестие великое».

В этом же году был избран новый митрополит всея Руси. Им стал Федор Колычев. Он происходил из служилой фамилии: отец его принадлежал к новгородским детям боярским (мелким феодалам), сам Федор Степанович находился в молодые годы при великокняжеском дворе. Но в 1537 г. он бежит из Москвы (как полагают, в связи с арестом князя Андрея Старицкого, с которым были связаны родичи Федора). В 1538—1539 гг. он постригается в Соловецком монастыре, получив монашеское имя Филипп, а уже в конце 40-х гг. становится игуменом и проявляет себя необыкновенно деятельным и рачительным руководителем братии. Филипп уже при утверждении своей кандидатуры поставил условием, «чтобы князь и великий царь отставил опришнину». Грозный с неудовольствием потребовал, чтобы Филипп «в опришнину и в царьской домовой обиход не вступался». Тем не менее Филиппа убедили принять сан.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древняя Русь. События и люди"

Книги похожие на "Древняя Русь. События и люди" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Творогов

Олег Творогов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Творогов - Древняя Русь. События и люди"

Отзывы читателей о книге "Древняя Русь. События и люди", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.