Лариса Субботина - Как играть с ребенком . Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Как играть с ребенком . Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет"
Описание и краткое содержание "Как играть с ребенком . Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет" читать бесплатно онлайн.
Представленные в книге игры помогут взрослым обеспечить ребенку правильное и полноценное развитие.
Книга адресована широкому кругу читателей: родителям, воспитателям, педагогам, организаторам детского отдыха и специалистам в области детской психологии и педагогики.
Лариса Юрьевна Субботина
Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет
© ООО «Академия развития», 2011
© Субботина Л. Ю., 2011
© Художник Янаев В. Х., 2001
О значении игры в жизни ребенка
Современная жизнь ребенка – это компьютер, телевизор, разнообразные игровые приставки, игровые автоматы. Цивилизация и прогресс захватили наших детей с непреодолимой мощью. В этом есть несомненные плюсы: ребенок адаптируется к новому техногенному миру и принимает его как естественную «среду обитания». Откровенно говоря, и родителям в определенной степени это облегчает жизнь. Потратился на компьютер, и вот уже любимое чадо оторвано от улицы, освободило родителей от бесконечных вопросов и организации развлечений, всегда дома, на глазах. Хорошо? Но почему же многие родители недовольны. «Уставился в телевизор», «не оторвешь от компьютера», «пошел бы на улицу, погулял» – эти и подобные им заявления не свидетельствуют о большом восторге родителей о времяпрепровождении ребенка.
Мы не говорим здесь еще о всем известных проблемах со здоровьем, возникающих у детей от такого досуга. Болезненные, с ослабленным зрением дети стали почти нормой. Однако и психическое развитие, которое должно, казалось бы, выигрывать от расширения информации, получаемой ребенком, не блещет. Дети, получившие доступ к такой современной и объемной информации, не становятся гениями, а во многих вопросах даже отстают от своих сверстников предыдущих поколений. Многие из них не любят читать, не хотят решать забавные интеллектуальные задачи, которые так любили их бабушки и дедушки, а скоро откажутся и писать, так как печатать на компьютере привычнее и быстрее. У них не наблюдается более высокий уровень развития памяти, мышления или внимания, им нередко недоступна логика в рассуждениях, они затрудняются в сочинении элементарного текста.
Ни в коем случае не пытаясь дискредитировать блага «компьютерного» воспитания, о которых говорилось выше (даже можно добавить ряд других), хочется сказать, что для правильного и полноценного развития ребенка необходимо все же гармоничное сочетание современных «информационно-технологических» игр и старых добрых «бабушкиных». Именно такая игра, осуществляемая в прямом общении с другими людьми (детьми или взрослыми), развивает у ребенка полноценную личность, многообразные чувства, формирует модели поведения, когнитивные способности во всем их многообразии.
Психологи определяют игру как особый вид деятельности ребенка, в котором закладываются основы обучения и труда, что приводит к качественным изменениям психики. Игра – это очень важная часть жизни человека, и относиться к ней надо серьезно. Но далеко не каждая игра доступна любому ребенку, и не каждый взрослый умеет играть. Игровой деятельности необходимо учиться. Предлагаемая книга поможет в этом трудном деле.
Игровое поведение детей в раннем детстве
Младенчество. Игры до 1 года
Родившийся ребенок сохраняет инстинктивную связь с матерью. Однако он с момента рождения попадает в социальную среду. Вокруг него появляются другие люди, они говорят с ним, ухаживают за ним, берут его на руки. Таким образом, с рождения ребенок вступает в контакт со взрослым. Младенец не способен выжить самостоятельно, и поэтому он стремится взаимодействовать с окружающими, а именно, обмениваться информационными сигналами (плач, движения, улыбка). Ребенок проявляет инстинктивную активность, направленную на познание окружающего мира. Взаимодействие со взрослым включает и первичную игровую деятельность (колыбельные, погремушки, двигательные развлечения). Маленький ребенок в своих играх руководствуется в основном не подражанием, как более старший, а упражняет свои сенсорные и двигательные способности (слух, зрение, моторика).
С незапамятных времен люди поняли, что младенцы стремятся к общению. Ребенок, с которым общаются взрослые, растет более здоровым, развитым, активным. Но младенцу недоступен язык слов, и поэтому с ним необходимо играть. Через символический язык игры ребенок получает первые навыки общения, информацию, знакомится с окружающим миром. Ласковым голосом, негромко близкие люди напевают ребенку песенки, играют с ним в простые моторные игры, устанавливая между собой и ребенком эмоциональную и духовную связь.
КолыбельныеС первых дней мать должна петь ребенку колыбельные песенки. Убаюкивающий ритм колыбельной вызывает у ребенка ощущение покоя, надежности, защищенности. Колыбельные есть у всех народов. Русские традиции в этом плане очень богаты.
* * *Баиньки-баиньки,
Спи, мой зайчик маленький,
Серенькие ушки,
Беленькое брюшко.
Баиньки– баиньки,
Маленький мой, маленький.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю –
Придет серенький волчок
Тебя схватит за бочок.
Тебя схватит за бочок
И утащит за лесок
А там бабушка живет
И калачики печет.
Все калачики печет,
Ребятишкам раздает,
И девчонкам, и мальчишкам,
А волчишкам не дает.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша Танечка боится.
Ты, собачка, не лай,
Нашу Таню не пугай.
Баю-баюшки-бай-бай!
Поди, бука, под сарай,
Мово Ваню не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню,
Поди, бука, куда хошь,
Мово Ваню не тревожь.
Ай, люли-люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стал Сережа засыпать.
Ай, люли-люленьки,
Прилетели гуленьки.
Стали гули ворковать:
– Чем нам дитятку качать?
– Чем нам дитятку качать?
Стал Сережа засыпать.
Уж ты, котенька-коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать!
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
У котика, у кота
Колыбелька хороша!
А у детки моего
Еще лучше его.
Баю-бай-баю-бай,
Спи, мой милый, засыпай!
У котика, у кота
Подушечка высока!
А у детки моего
Еще лучше его.
Баю-бай-баю-бай
Спи, мой милый, засыпай!
У котика, у кота
Простыночка хороша!
А у детки моего
Еще лучше его.
Баю-бай-баю-бай,
Спи, мой милый, засыпай!
Колыбельные могут тянуться бесконечно долго. Например, в каждом очередном куплете последней песенки можно заменять вторую строчку. У кота будет и «рубашечка хороша», и «пижамка хороша», и «игрушка хороша», «одеялка хороша», а у детки все будет лучше. Можно в куплет подставить имя ребенка, сохранив размер и ритм куплета (например, «Миши моего, Пети моего, или Наточки моей, Олечки моей» и т. д.). Колыбельные допускают определенное искажение слов, чтобы они подходили под размер стиха и звучали ласково, мелодично, успокаивающе («одеялка», «волчишки»). Колыбельные песни вызывают добрые и светлые чувства, и человек нередко запоминает их на всю свою жизнь.
Большое значение имеют моторные действия с припевками, сопровождающие уход за младенцем. Пеленая ребенка, делая массаж, приговаривают: «Потягушечки, порастушечки», «Растем большие да здоровые», «Маленькие ножки бежали по дорожке» и т. д. Ребенок воспринимает эти действия как игровые и испытывает массу положительных эмоций.
Чтобы ребенок хорошо развивался, ему необходимы ласковый мамин голос, улыбка, душевное тепло. С ребенком надо активно разговаривать, используя при этом незатейливые стишки. Ребенок, слушая веселый, ласковый голос мамы, бабушки, быстро понимает, что его приглашают позабавиться, и активно реагирует на игру. В далекие времена в народе были сочинены особые стишки, пестушки (от слова «пестовать» – растить, ухаживать за ребенком).
Пестушки * * *Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
А в роток – говорок,
А в умок – разумок.
Птички, птички полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Птички, птички, птички…
Гуси летели,
Лебеди летели,
Гуси летели,
Лебеди летели…
Гуси летели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Вода тягучая,
Дитя растучее.
С гуся – вода, с тебя – худоба.
Особенно важно развивать у младенцев моторику, координацию. Для этого с ребенком играют в старинную игру «Потешки». Потешки – это моторная игра с проговариванием забавных стишков. Во время игры все строчки потешки сопровождаются соответствующими движениями. Хлопают вместе с ребенком в ладошки, поднимают его ручки к головке, перебирают пальчики, сгибают и разгибают ножки, покачивают ребенка, слегка подкидывают его и т. д. Эта игра развивает точные, координированные движения ребенка, способствует развитию мышц, сопровождается элементами массажа. В такую игру с удовольствием включаются как младенцы, так и дети одного – полутора лет.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Как играть с ребенком . Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет"
Книги похожие на "Как играть с ребенком . Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лариса Субботина - Как играть с ребенком . Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет"
Отзывы читателей о книге "Как играть с ребенком . Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет", комментарии и мнения людей о произведении.