Герберт Шиллер - Манипуляторы сознанием

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Манипуляторы сознанием"
Описание и краткое содержание "Манипуляторы сознанием" читать бесплатно онлайн.
Известный американский ученый профессор Герберт Шиллер на протяжении длительного времени выступает с острой критикой системы американской буржуазной журналистики, ее методов и приемов.
Советскому читателю предлагается ознакомиться с двумя книгами Г. Шиллера — «Манипуляторы сознанием» и «Средства массовой информации и культурное господство»,—объединенными общим названием.
Работы Г. Шиллера помогают лучше понять важнейшие аспекты современной идеологической борьбы.
Но если угнетенные постепенно пробуждаются и начинают осознавать важность культурно-коммуникационных компонентов в своей борьбе за подлинную независимость, то угнетатели в не меньшей степени понимают их значимость. Может быть, они уделяют этой проблеме даже больше внимания, чем их жертвы. Это объясняется целым рядом причин.
За последние десять лет произошли глубокие перемены в распределении сил на международной арене. Американская империя потерпела целый ряд тяжелых поражений. Ее неспособность преодолеть сопротивление Национального фронта освобождения и Демократической Республики Вьетнам оказалась, возможно, ее величайшим поражением и источником ее нынешних и будущих бед.
Катастрофические итоги войны во Вьетнаме имели далеко идущие последствия для американского капитализма. Внутри страны весь политический процесс стал вызывать глубокие подозрения. Инфляция и неправильное распределение ресурсов, частично объясняемые попытками скрыть от народа подлинную стоимость войны, продолжают оказывать дестабилизирующее воздействие на экономику и создают дальнейшее опасное экономическое неравенство в обществе. На международной арене соперничающие центры капиталистического господства, также переживающие кризис, тем не менее сумели извлечь выгоду из серьезных экономических проблем Соединенных Штатов. Американской гегемонии все более настойчиво бросают вызов, усиливается сопротивление продолжающемуся экономическому засилью, особенно в бывших колониальных странах.
Столкнувшись с этим уже значительным, но все еще развивающимся кризисом, менеджеры американской империи настаивают на приспособлении к изменяющимся временам. Разумеется, они яростно сопротивляются любому покушению на самую сердцевину их власти — эвфемистически называемые «многонациональные корпорации», чья рыночная стоимость во всем мире в настоящее время превышает 160 млрд. долл.
И тем не менее испытывающий ограничения в возможностях применения военной силы американский империализм начал разрабатывать и создавать дополнительные, если не альтернативные стратегию и методику для защиты своих шатающихся и все более оказывающихся под угрозой глобальных позиций. Все большее значение в этом процессе придается идеологической сфере.
Техника пропаганды, манипулирования и культурного проникновения становится все более важной и более умышленной в арсенале американского империализма. Эта техника становится более эффективной в результате применения сложного коммуникационного оборудования, созданного в ходе осуществления космических программ, ориентированных на военные цели. Кроме того, полувековое развитие и совершенствование методики сбыта продукции (маркетинга) на внутренних рынках теперь активно используется на международной арене.
Система маркетинга, созданная и доведенная до совершенства для продажи потребительских товаров промышленности, в настоящее время применяется также для продажи в глобальном масштабе идей, вкусов, взглядов и верований. Фактически на современной стадии развитого капитализма производство того, что капитализм любит называть «информацией», превратилось в одну из ведущих и необходимых составных частей всей системы. Сообщения, как письменные, так и визуальные, жизненный стиль, информационная техника, несущие на себе клеймо «Сделано в Америке», широко распространяются за рубежом и, что не менее важно, имитируются во всем мире.
Сегодня многонациональные корпорации являются глобальными организаторами мировой экономики, а информация и коммуникации стали жизненно важными компонентами в системе управления и контроля. Необходимо отметить, что понятие коммуникации включает в себя намного больше, чем сообщения и признанные системы связи, по которым эти сообщения передаются. Коммуникация определяет социальные реалии и в этом смысле влияет на организацию труда, характер технологии, учебные программы системы образования и использование «свободного» времени, т. е. по сути дела на все основные социальные параметры образа жизни.
Соответственно предстоящий период наверняка будет периодом обострения культурно-коммуникационной борьбы — как внутри стран, так и на международной арене — между теми, кто стремится покончить с засильем, и теми, кто хотел бы закрепить существующее положение. Цель данного исследования в том, чтобы внести скромный вклад в исход этой борьбы. Этот вклад, я надеюсь, заключается в описании процесса культурного империализма, некоторых составляющих его элементов, механизма его действия и экспансии и, наконец, некоторых общих замечаний о возможных способах сопротивления культурному империализму.
Глава 1
КУЛЬТУРНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ: ИСТОЧНИКИ, СОДЕРЖАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ
В своем всестороннем исследовании «современной мировой системы» Иммануэль Уаллерстайн рассматривает три основных элемента. Он считает, что система состоит из:
«(метафорически)... единого рынка, внутри которого на первом месте стоят соображения максимальной прибыльности и который, таким образом, определяет в конечном счете объем производства, уровень специализации, системы оплаты труда, товаров и услуг, а также внедрение технологических изобретений»;
«...серии государственных структур различной степени силы и влияния (как внутри национальных границ, так и в противоборстве с другими структурами мировой системы)...»;
«...присвоения прибавочной стоимости таким образом, что процесс эксплуатации состоит не из двух, а из трех ступеней» [1].
Современный «культурный империализм» можно понять, я считаю, принимая во внимание следующие ключевые элементы. Он развивается в рамках мировой системы, внутри которой действует единый рынок, а условия и характер производства определяются характером этого рынка и распространяются за его пределы. Государственные структуры существуют как часть мировой системы. Обычно действия государств способствуют (или стремятся способствовать) удовлетворению интересов господствующих классов внутри национальных границ. Для сохранения системы как в международном масштабе, так и внутри каждого государства необходима промежуточная прокладка, или прокладка «третьей силы». «Средние классы» и «информационный плюрализм» являются не только модными понятиями, но и необходимыми компонентами существования системы.
Культурно-коммуникационный сектор мировой системы развивается по необходимости в соответствии с целями и задачами общей системы американского империализма. Односторонний в основе своей поток информации — от центра к периферии (из США в другие части мировой капиталистической системы. — Примеч. пер.) — является одним из атрибутов власти. Другим атрибутом является навязывание единого языка — английского. Создается и развивается высокоскоростная, всеохватывающая техника коммуникаций (спутники и компьютеры). Разработка этой технологии тесно связана со структурой и нуждами господствующих элементов системы.
Мы еще вернемся к этим вопросам. Пока что важно отметить, что та техника, которая в настоящее время обслуживает и укрепляет систему господства, в последующем может стать основой для трансформации и замены существующей структуры эксплуатации.
Существует еще один важный фактор, относящийся к культурно-коммуникационной сфере мировой системы. Производство культурно-информационной продукции в значительной степени, хотя и не на 100%, определяется теми же самыми рыночными потребностями, что и производство товаров и услуг. И в то же время, как мы все хорошо знаем, культурно-информационная продукция представляет собой нечто значительно большее, чем обычные потребительские товары: она воплощает в себе идеологические особенности мировой капиталистической экономики. Культурно-информационная продукция в высшей степени эффективно рекламирует ценности системы. Например, Дэвид Огилви, основатель могущественного рекламного агентства «Огилви энд Матер», в своем щедром восхвалении «Ридерс дайджеста» [10] писал: «Журнал экспортирует лучшее в американской жизни... По-моему, «Дайджест» делает не меньше, чем Информационное агентство Соединенных Штатов, в борьбе за сознание людей» [2].
Как развивались культурно-информационные процессы в контексте современной мировой капиталистической экономики, особенно после окончания второй мировой войны? В своих предыдущих работах (см. «Введение».— Примеч. пер.) я исследовал цели и характер деятельности многонациональных корпораций в области коммуникаций. Возможно, здесь будет уместно повторить, что основным организационным подразделением современной мировой капиталистической экономики является многонациональная корпорация. Несколько сот этих гигантских агломераций капитала, принадлежащих главным образом американцам, господствуют на глобальном рынке в производстве и распределении товаров и услуг. Наиболее значительным, с нашей точки зрения, является то, что их господство простирается также на производство и распространение культурно-коммуникационной продукции.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Манипуляторы сознанием"
Книги похожие на "Манипуляторы сознанием" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Герберт Шиллер - Манипуляторы сознанием"
Отзывы читателей о книге "Манипуляторы сознанием", комментарии и мнения людей о произведении.