Александр Власов - Тайна девятки усачей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайна девятки усачей"
Описание и краткое содержание "Тайна девятки усачей" читать бесплатно онлайн.
Сокращенный вариант повести Александра Власова и Аркадия Млодика «Тайна девятки усачей» был опубликован в журнале «Искорка» №№ 7—11 в 1964 году.
Многие книги Александра Власова и Аркадия Млодика посвящены пионерам. Герои «Тайны девятки усачей» — тоже пионеры. И живут они в современной колхозной деревне — Усачи. Вот почему всех мальчишек этой деревни называют усачами.
У ребят — яркая и интересная жизнь. Они с увлечением помогают взрослым в колхозных делах. Но есть у них и собственные заботы. Хотят они во что бы то ни стало узнать судьбу их земляка — школьника Димы Большакова, который погиб в войну.
На пути к раскрытию тайны с ребятами происходит ряд волнующих происшествий.
Вовка как стоял, так и остался посреди дороги напротив силосной траншеи. А Санька, весело посвистывая, пошёл к дому…
На следующее утро они вдвоём выкинули фокус. Мальчишки увидели смешную пару: взявшись под руки, Санька и Вовка торжественно подошли к траншее.
— Внимание! — важно произнёс Санька. — Когда будете качать — не поломайте нам ноги: они пригодятся… Вчера мы выяснили, что в колхозе есть ещё один человек, который знает Диму Большакова!
Затем Санька небрежно добавил:
— А теперь — качайте!
— Кто? Кто? — закричали ребята.
— Кто? — заинтересованно спросила Катя и подошла поближе.
Но Санька игнорировал её полностью. Он и бровью не повёл в её сторону. Он обращался только к мальчишкам.
— Ваша учительница — Мария Петровна!
— В войну её тут не было! — после короткого замешательства возразил Гриша.
— А перед войной? — спросил Санька. — В общем, есть такое предложение: сегодня после работы пойдём всем звеном в Обречье — к учительнице!.. Как, Мишук? Поведёшь?
— Конечно! Это по-моему! — ответил Мишук.
…Миновав клуб в Обречье, ребята подошли к светлому нарядному домику с невысоким редким забором. Между реек высунулась большая собачья голова с умными глазами.
— Плюс! — крикнул Вовка.
Плюс обнюхал ребят и затрусил к калитке. Там он тявкнул пару раз. Открылось окно. Выглянула старая, седая, но ещё крепкая женщина.
— Здравствуйте, Мария Петровна! — нестройным хором произнесли ребята.
— Здравствуйте, дети! Если ко мне — заходите.
— К вам! — ответил Мишук.
— Заходите, — повторила учительница и отошла от окна.
— «Дети…» — проворчал Санька себе под нос.
Ребята поднялись на крыльцо и по одному прошли в дом. Мария Петровна усадила их у стола с белой скатертью. Наступила неловкая тишина. Комната чем-то неуловимым напоминала класс, и Санька поёжился, как перед контрольной работой.
— У вас новенькие? — спросила учительница.
— Да! — ответил Мишук. — Один насовсем… С нами учиться будет… А другая — на лето только… К осени уедет.
Мария Петровна повернулась к Саньке:
— Как тебя зовут?
— Санька!
— Такого имени не знаю!
— Александр Крыльев! — поправился Санька и встал, как на уроке.
— Класс?
— Шестой окончил!
— Математику любишь?
— Люблю! — соврал Санька.
— Сколько будет, если разделить единицу на ноль?
— Ничего! — выпалил Санька и уточнил: — Ничего — в смысле ноль!
— Не любишь! — определила учительница. — Но полюбишь!.. Это я обещаю твёрдо!.. Садись!
Мария Петровна посмотрела на Катю. Не ожидая, когда её спросят, девочка встала и сказала:
— Катя Иванова.
Ей повезло: Мария Петровна не задала ни одного вопроса. Она велела ей сесть и вызвала Гришу Лещука:
— Может быть, ты разделишь единицу на ноль?
— Будет бесконечно большое число! — уверенно ответил Гриша.
— У меня больше вопросов нет, — произнесла Мария Петровна. — Я готова ответить на ваши.
Ребята облегчённо вздохнули. Теперь можно было приступить к самому главному. И Мишук прямо спросил учительницу, знает ли она что-нибудь о Диме.
Мария Петровна помнила всех своих учеников, где бы они ни находились.
— Славный был мальчик! — сказала она о Большакове. — А в отношении нехороших слухов я уверена — ложь! Кто знал Дмитрия, тот не поверит этой клевете!..
Учительница надела на нос старомодное пенсне и посмотрела в окно, припоминая далёкие довоенные годы.
— Дмитрий был не в ладах с математикой… Мы не раз с ним ссорились, прежде чем он оценил её по достоинству. И с вами мира не будет, пока вы не почувствуете вкус к математике! В наше время…
Мария Петровна могла бы говорить о математике до самого утра, но, заметив, как поникли ребята, она понимающе улыбнулась:
— Ладно, не буду… Каникулы ещё не кончились… Только один пример — с тем же Большаковым.
Это вполне устраивало ребят. Они снова повеселели. И перед ними раскрылась маленькая страничка из биографии Димы.
…Большаков был из тех ребят, которые с ранних лет определяют свою будущую профессию. Он хорошо играл на гармошке, потом на баяне, но стать музыкантом не хотел. Дима твёрдо верил, что будет мелиоратором. В колхозе до войны немногие знали, что скрывается за этим словом. А из всех возможных мелиоративных сооружений в деревнях встречалось одно — канава. Почему у мальчишки появилась тяга к этой профессии, никто не мог объяснить.
Дима строил запруды на Болотнянке, делал стоки из коровников, установил на чердаке бак для дождевой воды и провёл трубу к умывальнику.
Он постоянно носился с какими-то картами, а в седьмом классе показал учителю географии подробный план болота за Усачами. Географ похвалил Диму, но удивился, почему тот выбрал именно болото.
Разговор происходил после уроков рядом с учительской комнатой. Подошла Мария Петровна, а Большаков горячо, убеждённо доказывал, что болото можно осушить. Для этого он и чертил карту.
«Как ты думаешь, сколько в болоте воды?» — спросила Мария Петровна.
«А это неважно! — ответил Дима. — Надо расширить и углубить русло Болотнянки — и вода сама вытечет постепенно!»
«На сколько углубить и расширить?»
«Чем больше, тем лучше! Скорее осушится!»
«Значит, ты предлагаешь работать вслепую!.. Как крот! — жёстко сказала Мария Петровна. — Я предполагала, что ты задумал серьёзное дело! Можно было бы в правлении поговорить — земли колхозам очень нужны… А у тебя — пустая фантазия. Маниловщина!.. Цифры, цифры давай!»
И Мария Петровна отошла.
«Ничего не скажешь — правильное требование! — произнёс учитель географии. — Дело серьёзное, и подход серьёзный должен быть!»
Дима обиделся, но обида не заслонила главное. А оно заключалось в том, чтобы подкрепить свою мысль математическими расчётами. Задача непосильная даже для лучших учеников седьмого класса, а тем более для Димы. Но он был настойчив и засел за учебники по геометрии и алгебре.
В восьмом классе Большаков догнал ребят и даже ушёл вперёд — стал заглядывать в программу девятого и десятого классов. А на весенних экзаменах Дима второпях вместо квадратного корня написал на листке контрольной работы знак интеграла. Мария Петровна поняла, что её ученик добрался до высшей математики, и в порыве радости вывела жирную пятёрку с плюсом…
— Верю, — сказала учительница усачам, — если бы не война, Дмитрий сделал бы все расчёты!
— А той карты… не сохранилось? — спросил Санька. — Или, может, тетради какие?..
— Карты у меня не могло быть, а тетради… — Мария Петровна посмотрела куда-то вверх. — Возможно… на чердаке… Там архив… Давно надо бы разобраться!
Ребята повскакали со скамеек.
— Разрешите, мы вам поможем! — воскликнула Катя.
— Тихо, дети! Тихо… Я понимаю ваше нетерпение! Сейчас подымусь наверх и посмотрю.
Ждать пришлось недолго. Архив у Марии Петровны был в порядке. Тетради учеников, устаревшие учебники, письма — всё это хранилось в большом сундуке, который стоял на чердаке с довоенного времени. Слой за слоем из года в год накапливались здесь всякие бумаги. На дне, среди тетрадей, оставшихся от довоенных лет, Мария Петровна нашла контрольную работу Димы с жирной пятёркой и две его тетрадки с домашними заданиями.
На одной из них было написано: «Дмитрий Большаков — ученик 7-го класса Обреченской школы». Надпись на другой отличалась только номером класса — Дима перешёл в восьмой класс. Но внутри это были совершенно разные тетради. Первая пестрела поправками, сделанными твёрдой рукой Марии Петровны. Отметки не превышали тройки. Вторая отличалась чистотой. Помарки встречались редко, а к концу они совсем исчезли.
Ребята больше рассматривали тетрадь восьмого класса. Она переходила из рук в руки. А вторая тетрадь, с двойками и тройками, осталась у Саньки. Он перелистал её до конца и на последней странице увидел странные знаки. В нижнем углу была нарисована рука с пятью пальцами, чуть повыше — трезубая вилка, ещё выше — что-то вроде дерева с большим кольцевым наростом на стволе. Все три значка соединялись прямой пунктирной линией, которая тянулась до верхнего обреза страницы. Вдоль пунктира выше дерева было написано незнакомое слово — «белоус».
У Саньки захватило дух. Кто-кто, а уж он-то в таких делах ошибиться не мог! Он сразу догадался, что это не простые рисунки. Пунктир — это тропа, а пальцы, вилка и дерево с наростом — неизвестные ориентиры.
Санька захлопнул тетрадь и присоединился к остальным ребятам, которые рассматривали контрольную работу, оценённую пятёркой.
— Это и есть интеграл? — спросил Гриша, указав на завитушку, отдалённо напоминавшую знак параграфа.
Учительница что-то ответила, но Санька не слышал. Он думал о своём открытии. Убедившись, что никто на него не смотрит, Санька вырвал страницу с рисунками и спрятал её в карман. Он решил пока никому не рассказывать о находке.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайна девятки усачей"
Книги похожие на "Тайна девятки усачей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Власов - Тайна девятки усачей"
Отзывы читателей о книге "Тайна девятки усачей", комментарии и мнения людей о произведении.