» » » » Антология - Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана


Авторские права

Антология - Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана

Здесь можно скачать бесплатно " Антология - Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Античная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Антология - Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана
Рейтинг:
Название:
Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана"

Описание и краткое содержание "Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана" читать бесплатно онлайн.



Эта книга охватывает полтора века истории Римской империи — со 117 по 284 г. н. э.: «золотой век» империи, время правления династии Антонинов (117–180 гг. — Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий); правление династии Северов: Септимий, Каракалл, Гелиогабал, Александр (193–235 гг.); и так называемый «кризис III века» (от Максимина до Нумериана, 235–284 гг.). Останавливается повествование на пороге новой эпохи временного укрепления империи — когда императорам Диоклетиану (284–305 гг.) и Константу (306–337 гг.) удалось восстановить относительное единство державы еще на столетие.

Из нескольких посвятительных обращений следует, будто бы именно эти императоры поручили написать биографии своих предшественников шести историкам: Элию Спартиану, Юлию Капитолину, Вулкацию Галликану, Элию Лампридию, Требеллию Поллиону и Флавию Вописку. Мы ничего не знаем о них, больше они ничего не написали, и имена их больше нигде не упоминаются. Манера изложения и стиль у них одинаковы — все они пишут, как один человек. Поэтому в современной науке этих авторов принято называть scriptores historiae Augustae, «сочинители истории Августов».






Первоначальное имя Гелиогабала было Варий Авит, он был сыном Секста Вария Марцелла и Юлии Соэмии (Julia Soaemia). См. Дион. 78.30.2. По тетке Авите Мамее он был двоюродным братом Александру Северу, по прадеду Юлию Бассиану, жрецу бога Солнца, был в родстве с Юлией Домной, женой Септимия Севера и матерью Каракалла. Мать Гелиогабала и бабка Юлия Меса объявили его сыном Каракалла, чтобы облегчить ему путь к императорской власти (ср. Карак. IX.2; Опил. IX.4). Официально Гелиогабал именовался как Цезарь Марк Аврелий Антонин, сын божественного Антонина (т. е. Каракалла), внук божественного Севера. Как наследственный жрец богапокровителя Эдессы ЭлаГабала он назывался также Элагабалом. Имя Бассиан (Опил. VIII.4; IX.4 и т. д.; Геродиан. 5.3.6) документально не подтверждается.

386

Ср. Опил. III.1; 3.4; Гелиог. XXXIII.8.

387

Богпокровитель Эмесы почитался в виде упавшего с неба черного конусообразного камня (ср. Геродиан. 5.3.5). Когда Гелиогабал пришел к власти, этот бог стал почитаться как Deus Sol Elagabalus или Invictus Sol Elagabalus. Понимание имени Элагабал как "бог Солнца" основано на этимологически неправильной греческой форме Heliogabalos. Ср. сирийск. elagabal и араб. ilah hagabal — "бог гор". Об идентификации Элагабала с Юпитером ср. Гелиог. XVII.8; Карак. XI.7.

388

Ср. Гелиог. III.4; XVII.8. О храме Орка ничего неизвестно.

389

Правильная форма ее имени была: Юлия Соэмия Бассиана Августа (ср. прим. к Гелиог. I.1), она была дочерью Юлии Месы и Юлия Авита, сестрой Юлии Мамеи.

390

Varius — "различный".

391

Дион (79.6.2) сообщает о любовной связи Соэмии с воспитателем Гелиогабала.

392

Ср. Опил. 11 сл.; Аврелий Виктор. О цезарях. 22.23.1. Но: Дион. 78.23.2.

393

Ср. Дион. 79.1.2 слл.

394

Ср. Диад. 1.3 слл.

395

Гелиогабал имел уже все императорские титулы, когда III Галльский легион провозгласил его императором. См. Дион. 79.2.1 слл.; Геродиан. 5.5.2. Сенату ничего не оставалось, как подтвердить солдатский выбор.

396

Ср. Гелиог. VI.6 сл.

397

Палладий — культовое изображение Афины Паллады со щитом и поднятым копьем, гарантировавшее безопасность городу, в котором оно находилось. Это изображение должно было быть небесного происхождения. Начиная с III в. до н. э. Палладий идентифицировался римлянами с пенатами. То, что Гелиогабал распорядился перенести Палладий в храм бога Гелиогабала, известно также из Геродиана. См. Геродиан. 5.6.3; ср. Гелиог. VI.9.

398

По преданию, во время царствования Нумы с неба упал щит, от сохранения которого зависело существование Рима, поэтому царь приказал сделать одиннадцать точно таких же щитов, чтобы вернее сохранить настоящий. Священные щиты хранились в курии салиев на Палатине.

399

Ср. Гелиог. VI.7; Дион. 79.11.1; Геродиан. 5.5.7.

400

Ср. Гелиог. XII.3. Дион (79.17.2) рассказывает, что мать Гелиогабала и его бабка Юлия Меса присутствовали в сенате по случаю усыновления Гелиогабалом Александра Севера.

401

Александр — сын Юлии Авиты Мамеи, младшей дочери Юлии Месы и Гессия Марциана, его первоначальное имя было Гессий Бассиан Алексиан. После усыновления Александра Гелиогабалом и провозглашения цезарем в 221 г. (а не в 218 г., как это следует из Гелиог. V.1) он стал называться Марком Аврелием Александром, а после прихода к власти — Марком Аврелием Севером Александром (ср. PIR. I2, A 1610).

402

Ср. Дион. 79.13.4; 79.16.2–6.

403

Ср. Гелиог. XI.1; 12.1 сл.; Геродиан. 5.7.6 сл.

404

…священнодействия в честь Флоры — Флоралии, праздновавшиеся с 28 апреля по 3 мая. Флоралии были веселым праздником, сопровождавшимся двусмысленными шутками, что, конечно, никак не оправдывает несколько необычного поведения Гелиогабала.

405

Он позволил себе обесчестить девувесталку — ее звали Юлия Севера Августа. Гелиогабал женился на ней в 221 г., позднее прогнал ее, но потом взял ее в жены снова. Ср. Дион. 79.9.3; Геродиан. 5.6.2; PIR. IV2, 1648.

406

Ср. Гелиог. III.4, прим.

407

Почему Гелиогабал не мог войти в святилище храма Весты? Все римские императоры до Грациана (см. прим. к Андр. XXII.10) были одновременно и великими понтификами (что означало и председательство в коллегии весталок) и в этом своем качестве могли входить в "святая святых Весты".

408

священное внутреннее хранилище — значение этого выражения не вполне понятно.

409

См. Геродиан. 5.6.3 слл.

410

тавроболии — жертвоприношение быка в честь Кибелы. Этот обряд греческого происхождения появился в Риме при Антонине Пие. Для совершения обряда вырывали глубокую яму, которую покрывали досками с отверстиями. На эти доски помещали быка, предназначенного для жертвоприношения. Жрец в шелковой одежде и со священными повязками на голове располагался в яме так, чтобы потоки крови зарезанного быка "омывали" его. Считалось, что кровь жертвенного животного очищает и возрождает душу, является залогом вечной жизни. Существование в Риме этого обряда прослеживается до IV в. н. э.

411

Саламбо — возлюбленная Адониса (Таммуза); культ этой финикийскопунической богини напоминает культ Кибелы. Возможно, Саламбо идентична богине Тиннит (о которой см. Опил. III.1, прим.). Удовлетворительной этимологии имени Саламбо до сих пор не существует.

412

Священные камни, находившиеся обычно в прорицалище, являлись идолами богини Кибелы из Пессинунта.

413

Ср. Анд. XXIV.4; Пий. II.4. Вероятно, весь этот рассказ является позднейшей вставкой.

414

Гелиогабал приносил человеческие жертвы — об этом свидетельствует также Дион. 79.11.3.

415

Выражение pueri patrimi et matrimi в сакральном языке означало детей знати, родители которых были живы. Эти дети участвовали как прислужники в различных сакральных церемониях: в жертвоприношениях (Тит Ливий. 37.3.6), на церемониях освящения (Тацит. История. 4.53.2) и т. п.; выступали в молитвенном хоре (вспомним "Юбилейную песнь" Горация), участвовали в церемонии свадьбы. Весталками также могли быть лишь virgines patrimae matrimae (Авл Геллий. 1.12.2).

416

Ср. Диал. 1.3; 6.10.

417

Перевод по конъектуре Хиршфельда (Палатинский кодекс: plautini).

418

Антонин Марк — Марк Аврелий.

419

Ср. Марк. XIX.3 (прим.).

420

был (дворюродным братом) — конъектура Сомеза. Ср. Гелиог. V.1, прим.

421

Вария — Юлия Меса. Имя "Вария" нигде, кроме "Жизнеописаний Августов", не встречается. Ср. Опил. IX.1; Гелиог. XII.3; XXXI.4; Алекс. XXXI.4; PIR. IV2, 1 1678.

422

Ср. Марк. VIII.10; Алекс. XXXII.1. Начальник дворцовых ведомств входил в совет принцепса (consilium principis). См. Адр. VIII.1, прим. Употребленный здесь термин princeps officiorum встречается в "Жизнеописаниях Августов" в значении, близком к magister officiorum; ср. Песц. XII.7; Гелиог. XX.2; Алекс. XXXII.1; Галл. XVII.8.

423

торговал словами — здесь употреблено выражение, означающее дословно "продавать дым" (fumum vendere). См. Пий. XI.1; Гелиог. XV.1; Алекс. XXIII.8; XXXVI.2; LXVII.2.

424

Ср. Дион. 79.16.1 слл. Прозвище Зотика погречески значит "повар". Отец Зотика был представителем этой профессии.

425

Ср. Гелиог. VI.1 слл.; XII.1 сл.

426

…знатных друзей — Ср. Адр. VII.10.

427

Рядом с этими словами в своем экземпляре рукописи "Жизнеописаний Августов" Петрарка оставил замечание: "отвратительное и безумное восклицание. Это из "Братьев" Теренция" (см. Теренций. Братья. 643). Любопытно, что ни Эгнацио (Чипелли), ни Грутер, ни Боксгорн, ни даже Казобон и Сомез не заметили здесь цитаты из Теренция.

428

См. Адр. XI.10, прим.

429

Это был Публий Валерий Комазон Эвтихиан. См. Дион. 79.4.1; Геродиан. 5.7.6.

430

Префект охраны (praefectus vigilum) заведовал "отрядами бодрствующих" (cohortes vigilum), которые несли пожарную службу в Риме и были одновременно ночной полицией; его юрисдикции подлежали грабители, воры и поджигатели. Должность префекта охраны была введена в 6 г. Августом. Уступая рангом лишь префектуре Египта, претория и продовольствия, префектура охраны до IV в. принадлежала к высшим всадническим должностям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана"

Книги похожие на "Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Антология

Антология - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Антология - Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана"

Отзывы читателей о книге "Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.