Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Курс лекций по древней и средневековой философии"
Описание и краткое содержание "Курс лекций по древней и средневековой философии" читать бесплатно онлайн.
Книга представляет собой продолжение "Курса лекций по древней философии" (Высшая школа, 1981). В ней дается общая картина эволюции древней и ранней средневековой философии и теологии (параллельное рассмотрение античной философии Римской империи и иудаистско-христианского мировоззрения позволяет представить христианство во временном контексте культуры), объективное соотношение философии с парафилософией (религиозно-художественно-мифологическим мировоззрением), с основанной на интеллекте наукой, культурой в целом.
Однако он так и не смог перенять у киников их "бесстыдство", оказавшись одним из тех, о ком с презрением говаривал Диоген Синопский: он знал укоры совести, и ему пришлось покинуть киника и перейти сперва к Стильпону, а затем к Ксенократу, а затем к его преемнику по руководству Академией Полемону. Так как Ксенократ умер в 315 г. до н. э., то Зенон оказался в Афинах не позднее этого года, а если при этом ему было двадцать два года, то Зенон должен был родиться не позднее 337-336 г. до н. э. Но он должен был родиться на некоторое время раньше, ведь до Ксенократа Зенон-стоик провел неопределенное время с Кратером и со Стильпоном. Если же киприот Зенон прибыл в Афины уже тридцатилетним, то время его рождения должно быть не позднее 345 г. до н. э. Принято считать, что Зенон жил с 336/5 по 264/3 гг. до н. э., но тогда он не мог бы в свои двадцать два года слушать Ксенократа.
На мировоззрение Зенона оказали влияние не только киники, но и академики, и не только они одни, но и перипатетики. Но перипатеический материализм Стратона не мог импонировать Зенону. Философами-современниками стоика Зенона были и Эпикур, и Пиррон - основатель античного скептицизма.
Зенону случилось быть и писателем, и лектором. Еще в бытность свою при Кратете он сочинил свое "Государство" в киническом духе, т. е. отверг этот излишний, с точки зрения киников, институт, только усложняющий жизнь и уводящий людей от первобытной животной простоты. В своих истоках стоицизм был тесно связан с кинизмом, а через Кратета, Диогена Синопского и Антисфена-с Сократом. Другие сочинения Зенона: "О жизни, согласной с природой", "О порыве, или О человеческой природе", "О страстях", "Об обязанностях", "О законе", "Об эллинском воспитании", "О зрении", "О цельном", "О знаках", "Пифагорейские вопросы", "Всеобщие вопросы", "О словах", "Гомеровские опросы", "О чтении поэзии", "Учебник", "Решения", "Опровержения", "Воспоминания о Кратете", "Этика". От них сохранились лишь фрагменты, а иногда и одни названия.
Что касается устного преподавания, которому стоики, вслед за киниками и Сократом, придавали немалое значение, то Зенон пропагандировал свое мировоззрение в афинском портике (портик - крытая колоннода, галерея с колоннами), точнее - в стоа. [Портик - слово латинское ("портикус"), а по-древнегречески это - "стоа".] И это была стоа расписная - "стоа пойкилэ". Расписал же ее древнегреческий живописец Полигнот. Некогда там собирались поэты, которые по месту своей встречи назывались стоиками. Затем портик стал немым свидетелем казни почти 1,5 тыс. человек. Теперь же, спустя столетие, его избрал для своего любомудрия пришелец-киприот: для него это место не имело зловещих ассоциаций. И теперь уже не поэты, а философы-зеноновцы стали называться "стоиками".
Зенон прожил долгую жизнь и умер, задержав ' дыхание. Это, пожалуй, первый случай продуманного самоубийства среди древнегреческих философов. Оно не случайно: этика стоиков допускала, а иногда и активно рекомендовала самоубийство. Интересно, что Зенон был врагом поэзии. По его мнению, ничто не делает человека столь малопригодным для знания, как поэзия.
Клеанф. Преемником Зенона по руководству школой стал долгожитель Клеанф. Будучи всего на пять лет моложе Зенона, он пережил его на тридцать лет, прожив около ста лет (331/30-233/32 гг. до н. э.), но мог, по-видимому, прожить и дольше, если бы не уморил сам себя голодом. Клеанф исполнял обязанности схоларха в течение 32 лет. Как и Зенон, Клеанф не был афинянином. В молодости он был кулачным бойцом. Придя в Афины всего с четырьмя драхмами (в одной драхме содержалось более четырех граммов серебра), Клеанф примкнул к Зенону и жил, работая ночным поденщиком - по ночам он таскал воду для поливки садов и месил тесто, днем же упражнялся, как и подобает философу, в рассуждениях. Клеанф не только содержал себя, но и платил Зенону как бы оброк - в день по оболу (около грамма серебра). Говорили, что Клеанф был трудолюбив, недаровит и медлителен и не раз вызывал насмешки других учеников Зенона, но тем не менее именно Клеанф стал главой школы после смерти своего учителя.
Клеанф жил не только рассудком, но и сердцем, и он создал "Гимн Зевсу" - самый большой сплошной текст, дошедший до нас от Древней Стой, который считается некоторыми (учеными) "величайшим религиозным гимном Греции". Мировоззрение Клеанфа - художественно-философское: Вселенная - одно большое живое существо, ее душа - Бог, а ее сердце - Солнце.
Клеанф - автор многих сочинений, до нас не дошедших, если не считать небольших из них фрагментов, а то и всего лишь названий: "О времени", "Об естественной науке Зенона", "Толкования к Гераклиту", "О чувстве", "Об искусстве", "К Демокриту", "О богах", "О браке", "О поэте", "О надлежащем", "Наука любви", "О том, что добродетель одна для мужчин и женщин" и так далее, всего 50 названий, а если считать по "книгам", то 60.
Хрисипп. Однако самым плодовитым из древних стоиков был Хрисипп, сын Аполлония, родом из Сол, ученик Клеанфа. Он написал 705 свитков на логические и этические темы. Среди них: "Логические положения", "Пособие по диалектике", "О сложных суждениях", "О суждениях", "О построении слов", "Против отвергающих знаки препинания", "О первичных недоказуемых умозаключениях", "Ответ полагающим, что в "Лжеце" есть как истина, так и ложь" и многие другие рассуждения по логике, всего 311 свитков - "книг". В области этики Хрисипп занимался тонким расчленением этических понятий. Кроме того, Хрисипп - создатель логики этических норм. Среди его этических сочинений: "Доказательства, что наслаждение не есть благо", "О прекрасном и о наслаждении" и др. От всех сочинений Хрисиппа дошли почти одни названия, лишь иногда фрагменты. Говорят, что в своих сочинениях Хрисипп приводил массу выдержек из более древних философов, а потому утрата его сочинений вдвойне печальна. Диоген Лаэртский пишет о Хрисиппе, что он "отличался большим дарованием и всесторонней остротой ума... Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они занимались бы ею по-Хрисиппу" (VI, 7). Хрисипп завершает формирование древнегреческого стоицизма, так что даже сложилась поговорка: "Не будь Хрисиппа, не было бы и Стой". До того, как стать философом-стоиком, Хрисипп был атлетом, бегуном на длинные дистанции. Он умер 73 лет от роду, то ли выпив неразбавленного вина, то ли от хохота.
Таковы три главных представителя Древней (Старшей) Стой.
О других ранних стоиках мы мало что знаем, потому что соответствующая книга Диогена Лаэртского обрывается на перечне сочинений Хрисиппа.
Структура философии. Зенон делил философию на физику, этику и логику (именно он впервые ввел в философское обращение это слово). Клеанф же различал в философии диалектику, риторику, этику, политику, физику и теологию. Хрисипп вернулся к более простому зеноновскому делению, причем оба они ставили на первое место логику, но в отношении того, какую из оставшихся частей философии поставить на второе место, они расходились: Зенон ставил после логики физику, а Хрисипп - этику. Желая сделать более доходчивым свое разделение философии и свое понимание соотношения между ее частями, стоики сравнивали философию то с организмом, то с яйцом, то с садом. Логика подобна ограде для сада, скорлупе для яйца, костям и нервам организма. Продолжая сравнение философии с яйцом, стоики говорили, что физика подобна его белку, а этика - желтку. Это означает, что философии без логики быть не может, что нелепо говорить об "алогичной философии".
Логика. Логика стоиков - исследование внутренней и внешней речи. Стоики большое значение придавали материальному выражению мысли - слову и речи, вообще знакам - отсюда и сам термин "логика", производный от древнегреческого "логос" - "слово". Внутренняя речь - это мысли, выраженные внутренними знаками. Внешняя речь - мысли, выраженные внешними общезначимыми знаками. Поскольку стоики, будучи общественными и общительными людьми, главное значение придавали внешнему, а не внутреннему (интимному) миру человека, то внутренняя речь для них производна от внешней, внутренние знаки - от внешних, т. е. думая про себя, человек думает знаками человеческой речи, общезначимого языка.
Будучи исследованием внутренней и внешней речи, логика стоиков распадалась на две главные части - на учение о рассуждении в форме непрерывной речи и на учение о рассуждении в форме вопросов и ответов. Первым занимается риторика, вторым - диалектика. В другом аспекте логика делится на учение об обозначаемом и на учение об обозначающем, т. е. о словах, о предложениях, вообще о знаках. Вторым занимается грамматика (от древнегреческого "уоацца" - письмена, алфавит), а первым - наука о понятиях, суждениях и умозаключениях, т. е. логика в нашем понимании этого термина, - логика в узком, собственном смысле слова.
В этой логике у стоиков были немалые заслуги. Они занимают в развитии античной логики второе место после Аристотеля. К. Маркс и Ф. Энгельс писали в "Немецкой идеологии", что "после Аристотеля они (стоики. - А. Ч.) явились главными основателями формальной логики и систематики вообще" 84.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Курс лекций по древней и средневековой философии"
Книги похожие на "Курс лекций по древней и средневековой философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии"
Отзывы читателей о книге "Курс лекций по древней и средневековой философии", комментарии и мнения людей о произведении.