» » » Алексей Алексеев - Эльбрус и его отроги


Авторские права

Алексей Алексеев - Эльбрус и его отроги

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Алексеев - Эльбрус и его отроги" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Издатель И. В. Балабанов, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Алексеев - Эльбрус и его отроги
Рейтинг:
Название:
Эльбрус и его отроги
Издательство:
Издатель И. В. Балабанов
Год:
2006
ISBN:
5-901049-46-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эльбрус и его отроги"

Описание и краткое содержание "Эльбрус и его отроги" читать бесплатно онлайн.



В книге приведены спортивные туристские маршруты и описания перевалов Приэльбрусья севернее рек Баксан и Уллукам. В отдельных разделах представлены пути восхождений на вершины Эльбруса.

Материал сопровождается иллюстрациями и орографическими схемами.

Книга предназначена горным туристам, альпинистам и всем, кто интересуется историей Приэльбрусья и спортивным освоением района.






Академик В.А. Рыбаков и его последователи утверждают, что, по некоторым данным, предки нынешних народов Кавказа — славян, алан и адыгов — соседствовали в Предкавказье с давних времен. Предки славян появились на Кавказе, видимо, не позднее середины 3 тысячелетия до н.э.; аланы — во 2 в. до н.э.; адыги, вероятно, после вытеснения скифами киммерийцев — в 7 в. до н.э.

Последний правитель славянского государства Русколань Бус Белояр (в нартской традиции Баксан) и его ближайшие сподвижники были казнены готами в конце IV в. Свидетельства об этом есть в славянском, нартском и готском эпосах, а памятник с могилы Белояра хранится в запасниках Исторического музея в Москве.

После разгрома Русколани на ее месте возникло государство Алания и ряд славянских племенных объединений, сохранявших вечевой уклад (военная демократия). О последних сообщают нам карты того времени, составленные шпионами Римского Папы. К северу от Кавказа ими отмечается народ «Черкассы, коии суть русские есть».

В результате вторжения готов и гуннов большинство аланских племен переселяется в горы и отделяется от славян.

К началу VIII в. хозяином равнин Северного Кавказа становится Хазарский каганат, но территории аланских племен остаются свободными. В этот период аланы контролируют перевалы на Великом шелковом пути и потому становятся желанными союзниками всех окрестных народов. Тогда же под влиянием Византии в долинах Кубани, Теберды и Зеленчука строятся монументальные высокохудожественные христианские храмы.

В 965-967 гг. величайший полководец раннего средневековья русский князь Святослав с небольшим войском уничтожил одно из крупнейших государств той эпохи — Хазарский каганат. Блестящим стратегическим маневром, захватив врасплох правящую верхушку, Святослав штурмом взял столицу Хазарии — Итиль. После этого «лоскутная» империя рухнула, как карточный домик.

Не принуждаемые каганатом кочевые племена свободно пропустили Святослава на юг в Предкавказье, а народы Кавказа — на запад к Черному морю и к устью Днепра.

Очевидно, выбирая столь непростой путь в Киев из района нынешней Астрахани, Святослав рассчитывал встретить дружественное население бывшей Русколани. Иначе его войско разделило бы печальную участь полчищ царя Дария, уничтоженных в тех же краях скифами измором практически без боя.

Подтверждает наличие здесь дружественного славянского населения и существование Тмутаракани, основанной тем же Святославом. Кто, как не славяне, могли встретить так своего Киевского князя и целых 250 лет признавать его власть. Отделенное от Киева дикой кочевой степью княжество не только не требовало для своего сохранения войск из метрополии, но и само активно участвовало во внутренней политике Руси.

В этот период Алания, существовавшая одновременно с Тмутараканью, достигает наивысшего могущества. Аланское войско наводит ужас на все Закавказье и Переднюю Азию, но с Тмутараканью в конфликты не вступает. В 1030-1032 гг. русы совершили морской набег на Ширван. Их дружины прошли к морю через горные перевалы. При сопротивлении алан это было бы невозможно.

Под властью Золотой орды

Впервые монголо-татары вторгаются в Аланию в 1222 г., ав 1236-1239 гг., после разгрома Киевской Руси, ордынцы входят в глубинную Аланию и после полуторамесячной осады захватывают столицу. Последний аланский город Дадаков (на месте современного с. Эльхотово) пал в 1278 г.

Нашествие Золотой орды привело к опустошению равнин, переселению в горы вытесненных тюркоязычных племен и длительной изоляции сообществ, поселившихся в горной местности. Опустевшие аланские и славянские земли заняли адыгские племена, из которых выделились черкесы и кабардинцы.

Формирование большинства современных народов Кавказа завершилось в XV-XVI вв. после распада Золотой орды. Подтверждается это и археологами, установившими существование высокоразвитых родственных культур на Северном Кавказе с 3 тысячелетия до н. э. по 12-13 в. н.э. Этническое разнообразие населения, характерное для современного Кавказа, отмечается ими лишь после нашествия Золотой орды и войск Тамерлана.

Не исчезает после татарского нашествия и славянское население, которое упоминается во многих источниках под прежним именем «Черкассы». От этого слова происходят названия городов Черкассы и Новочеркасск, а также Черкасские переулки в Москве и знаменитая черкеска. Отметим, что современные черкесы называют себя адыгами и к Черкассам отношения не имеют.

По документам XVI в. в 1553 г. кабардинцы и гребенские казаки «били челом» русскому царю о принятии их в подданство. Это говорит о немалой роли славянского населения на Кавказе в те времена. По некоторым источникам, казаки — потомки крестьян, бежавших от крепостной зависимости. Однако трудно представить, что при распростаненной на Кавказе работорговле беглецы-одиночки могли бы сохранить свободу. Ныне древнее славянское население Кавказа, принимавшее беглецов и переселенцев из центральной России, известно как терские и кубанские казаки.

Тернистый путь в Россию

С середины XVI в. после разгрома Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханств существовавшая на территории Алании Кабарда попадает в сферу российских стратегических интересов. На ее северных границах появляются первые поселения служилых казаков. Вероятно, на службу шли жившие здесь гребенские казаки. В те годы Россия еще не могла выделять значительные силы для охраны дальних рубежей. Ведь даже Смоленск был еще спорным пограничным городом. Поэтому Россия стремилась к союзу с Кабардой в борьбе с могущественными тогда крымскими татарами.

В 1557 г. на фоне непрерывных крымских набегов кабардинцы добровольно и осознанно просят и принимают русское подданство. Через 4 года дочь кабардинского князя Темрюка выходит замуж за Ивана Грозного.

Вся история Кабарды с XVI в. до середины XVIII в. состоит из набегов крымско-турецких войск и их союзников. Русско-кабардинско-казачья коалиция успешно отражает их, не давая захватывать территорию.

В 1774 г. турки, потерпев полный разгром, заключают с Россией Кючук-Кайнарджийский мир. По нему Кабарда окончательно присоединяется к России.

Распоряжаясь в присоединенных землях, Россия укрепляет Кавказскую оборонительную линию. К 1793 г. образуется Кубанское казачье войско. В начале XIX в. основывается Кисловодск и появляются первые курорты Кавказских минеральных вод.

В 1804-1812 гг. под влиянием Турции кабардинские князья и духовенство поднимают антироссийский мятеж. Причиной тому стало урезание их властных полномочий, неизбежное при переходе в любое подданство. Мятеж был подавлен с чрезвычайной жестокостью, вызвавшей осуждение царя Александра I. Чтобы смягчить мятежные настроения, он вернул кабардинским князьям большинство привилегий и дал право ношения российских воинских званий и наград.

Но, несмотря на это, непрерывно следуют мятежи, набеги, заговоры. Смягчающие шаги царской власти были восприняты не как милость сильнейшего, а как проявление слабости.

Народы Северного Кавказа имели богатый опыт общения со славянским и русским населением — Русью и Россией с одной стороны и Турцией, Ираном, татарами и нагайцами с другой. Турки и иранцы немедленно уничтожали всех сопротивлявшихся вместе с семьями, да и кочевые племена предпочитали по отношению к побежденным безжалостное «секим башка». Оказавшись «за гранью дружеских штыков», народы Кавказа вскоре забыли об этом. Русские с их уживчивостью и гуманизмом оказались теми, кого, казалось бы, можно не бояться.

Вот типичный пример. В 1878-1888 гг. во время русско-турецкой войны было подавлено восстание чеченцев. Казнили только зачинщиков. В аналогичной ситуации во Франции в период наполеоновских войн были полностью уничтожены малые народы — пикардийцы, фламандцы, гасконцы и др. Теперь о них можно узнать лишь из истории. А в Америке из 20 млн. индейцев, мало отличавшихся в отношениях с переселенцами от народов Кавказа, уцелело не более 40 тыс. С 1816 г. А.П. Ермолов, став наместником, положил начало царской политике на Кавказе. Он подчинил общины и их правителей российской администрации, передвинул укрепленные линии ближе к горам и начал прибегать к тактике «выжженной земли». Мятежную знать вешали на арбах, непокорные аулы уничтожались, а работорговцев казнили без промедления.

Одновременно освобождают от крепостной зависимости поддерживающих Россию крестьян. На земли выселенных мятежных сообществ заселяются казенные русские и украинские крестьяне, а в городах для создания культурной местной среды открываются школы для аманатов — детей примирившейся знати.

При всем этом условия жизни горского населения в XIX в. и его правовой статус мало отличались от положения русских крестьян и ремесленников. Что же касается знати, то достаточно вспомнить царских министров и генералов кавказского происхождения и то, что богатейшие нефтяные месторождения принадлежали не русской, а местной буржуазии. Известно ли что-нибудь подобное в пределах Британской, Французской или Испанской империй?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эльбрус и его отроги"

Книги похожие на "Эльбрус и его отроги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Алексеев

Алексей Алексеев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Алексеев - Эльбрус и его отроги"

Отзывы читателей о книге "Эльбрус и его отроги", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.